Кто такие ангелы?
Слово «ангел» произошло от греческого «angelos», «вестник» и является переводом еврейского «malack». Считается, что представление об ангелах евреи позаимствовали у вавилонян и еще в большей степени у персов, которые впервые разделили духов на два оппозиционных лагеря. На страницах Ветхого Завета ангелы часто появляются, не только в качестве слуг и посланников Всевышнего, но и как манифестации Самого Божества, посредством которых Яхве говорит с человеком. Иудейское учение об ангелах было впоследствии воспринято христианской и мусульманской религиями.
На протяжении веков интерес к ангелам то вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). Уже в Новом Завете мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое» (Деян. 23:8). Будучи существами гораздо более близкими к человеческому миру, чем Сам Всевышний, ангелы не могли не стать объектами пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту учения, богословы всех мастей постоянно подчеркивали тварное положение ангелов и предостерегали от поклонения им.
Библейские сведения об ангельском мире достаточно скупы, зато в полной мере человеческая фантазия касательно ангелов проявляется в апокрифах, раввинистических сочинениях и каббале. Представление об ангелах было подхвачено и европейской оккультно-магической традицией, которая, зачастую игнорируя различие между добрыми и злыми духами, стремилась и тех и других использовать в своих целях при помощи специальных печатей, заклинаний и ритуальных действий.
Происхождение ангелов.
Как и все сущее, ангелы были сотворены Богом – в этом пункте сходятся все богословы. Однако существуют самые различные мнения, относительно времени сотворения ангелов. Многие усматривали в первой фразе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» - намек на создание невидимого мира бесплотных духов, ангелов (так как о создании видимого неба говорится позже) и неоформленной первоматерии. Из указания Книги Иова на то, что ангелы ликовали, когда Господь «полагал основания земли», делался вывод, что к моменту сотворения земли ангелы должны уже были существовать. Апокрифическая Книга Юбилеев однозначно относит создание ангелов к первому дню творения.
Талмудическая традиция, однако, предпочитает перенести время сотворения ангелов на более поздний срок, относя его, например, ко второму дню, «дабы не говорили, будто Бог получил помощь в своей работе». Рабби Ханина считал, что ангелы не были сотворены до пятого дня, помещая их в числе крылатых созданий (см. Быт. 1:20).
Согласно еще одной любопытной точке зрения, отраженной в трактате «Хагига», огненная река, текущая пред Божьим престолом, ежедневно порождает новые сонмы ангелов, которые в течение дня поют хвалу Богу, а затем уходят в ту же реку, чтобы смениться новыми.
Количество ангелов.
Уже в Библии отражено представление о неисчислимом множестве ангелов. «Есть ли счет воинствам Его?» - вопрошает Иов (25:3). Даниил сообщает: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). Эта формулировка повторяется в апокрифической 1 Книге Еноха: «И… видел я тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо многих, стоящих пред славою Господа духов» (Ен. 40). Впоследствии об огромном количестве ангелов говорится и в Новом Завете (Евр. 12:22, Откр. 5:11 и др.).
Даже талмудисты при их страсти к точным подсчетам затруднялись назвать точное количество ангельских ратей. В одном источнике говорится, что существует 496 000 мириад ангелов, прославляющих Бога. Шестьдесят мириад ангелов некогда спустились и водрузили по две короны на голову каждого израильтянина, принявшего закон; но когда израильтяне начали грешить сто двадцать тысяч ангелов спустились, чтобы снять их (Shab. 88a).
На Синае Бог явился с двадцатью двумя тысячами ангельских сонмов, хотя другие авторитеты считают, что количество сонмов не мог бы исчислить никакой математик. Тысяча ангелов следует за каждым израильтянином, и один ангел предшествует ему, чтобы повелевать демонам уступить дорогу; в левой руке этот ангел держит тысячу ангелов, а в правой руке – десять тысяч ангелов. Рабби Симон бен Лакиш дает следующее описание необъятности небесных воинств: «Существуют двенадцать маццалот [«знаков Зодиака»], каждый имеет тридцать воинств; каждое воинство - тридцать лагерей; каждый лагерь – тридцать легионов; каждый легион - тридцать когорт; каждая когорта - тридцать корпусов; и каждый корпус имеет 365 000 мириад звезд» (Berach. 32b).
Классификация ангелов.
Какой-то общепринятой классификации ангелов не существует. Можно выделить несколько упомянутых в Библии характерных наименований ангелов, соответствующих роду их деятельности.
Среди них «Ангел-наставник», указывающий человеку «прямый путь его» (Иов 33:23),
«Ангел-истребитель», опустошающий Иерусалим язвой (1 Паралип. 21:15),
«Ангел завета», входящий в храм вместе с Господом (Мал. 3:1),
«Ангел лица», спасающий народ Израилев (Ис. 63:9).
В апокрифической литературе ангелам приписывается власть над природными явлениями и стихиями. В 1 Книге Еноха говорится о духах грома и молнии, моря (приливов и отливов), инея, града, снега, облака, росы, дождя (Ен. 60), воды, ветров, воздуха (Ен. 69). В Книге Юбилеев сделана попытка обобщить все функции или должности ангелов, здесь перечисляются ангелы лица, ангелы прославления, ангелы духа огня, ангелы духа ветров, ангелы облачных духов мрака, града, инея, ангелы долин, громов, молний, ангелы духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, ангелы «всех духов Его творений на небе и на земле», а также ангелы духов мрака, и света, и утренней зари, и вечера (Юб. 2). Эту тему впоследствии развивает талмудическая литература.
В магических сочинениях ангелы могут классифицироваться по соотношению со стихиями (огонь, вода, земля, воздух), с планетами и знаками Зодиака, по их влиянию в те или иные дни недели (см., например, «Гептамерон» П.Абано).
Целый ряд мистических созданий, подчиненных Богу, описывается в иудейской Библии:
Малах (вестник/ангел) - лишь один из них.
К другим, отличающимся своими характеристиками от ангела, относятся Ириним (Ангелы-наблюдатели/Высшие Ангелы),
Херувим (Могущественные),
Сарим (Принцы),
Серафим (Огненные),
Хаиот (Праведные),
и Офаним (Колеса).
Объединяющими сущностями для всего множества созданий, служащих Богу, являются: Цева (Хозяин),
Б'неи ха-Элохим или Б'наи Элим (Сыны Божии), и Кедошим (Святые).
Они составляют Адат Эль, божественную ассамблею (Пс.82; 1).
Избранное число ангелов в Библии (три, если быть точным) имеют имена: Михаил, Габриель, и Сатана.
Представление и Внешний Вид Ангелов.
Ангелы могут представать в удивительно разнообразных формах, хотя Библия часто пренебрегает тем, чтобы предоставить хоть какое-то описание (Книга Судей 6:11-14; Захария 4). Они предстают гуманоидами в большинстве текстов Библии (Числа 22), и как таковые часто неотличимы от человеческих сущностей (Бытие 18; 32:10-13; Иисус 5:13-15; Книга Судей 13:1-5), но они также могут проявлять себя как столбы огненные и тучи, или как пламя внутри куста (Исход 3). Псалмы характеризуют такое природное явление, как молнию, как проявление Бога (Пс.104:4). Другие божественные создания предстают крылатой частью Божественного трона (Исайя 6) или божественной колесницы (Иезекиль 1). Внешность Херувима достаточно хорошо известна, она мастерски изображена на Ковчеге Завета (Исход 25). Возможно, самое неоднозначное создание - это Малах Адонаи, ангел, который может быть, а может и не быть видимым проявлением Бога.
Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ невидимости) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).
Библейские ангелы выполняют множество функций, включая доставку информации к смертным, защиту, спасение, заботу об израильтянах и избиение врагов израилевых. Книга Даниила включает в себя целый ряд идей касательно ангелов, которые были созданы в пост-библейские времена, в том числе ангелов имени и ангелов-хранителей: все нации мира имеют своих собственных верховных ангелов, ангелы организованы иерархически и каждый имеет свои сферы влияния и полномочия.
Ангелы имеют достаточно большие размеры. Даже самый маленький из них имеет не менее двух метров в величину. Они полупрозрачные и как будто сотканы из света. Ангелы имеют огромные светящиеся крылья с заострённым пером. Величина одного пера начинается от 70 см. и более. Их искрящийся цвет - от ярко белого до золотого, с оттенками голубого и фиолетового. У ангелов огромные золотые глаза. Ниже я привёл зарисовку внешнего вида ангела.
Ангел (рисунок Salvadora).
Также, у ангелов отсутствует характерное углубление между лбом и носом, как на некоторых греческих статуях, что придаёт им «птичий» вид, если на них смотреть в профиль. Возможно именно поэтому в исламе их и называют «Птицы Бога».
Ангелы достаточно субтильные и худые, в развевающихся светящихся накидках. Количество крыльев от двух и выше. Зубы у ангелов короткие, конусообразные и острые. Легенда о световых мечах ангелов, с помощью которых они уничтожают «нечисть» не совсем соответствует действительности. Так как они лишь складывают свои пальцы на руках определённым образом, в результате чего из их ладоней как бы «вырастает» некое подобие светового меча, которым они и «орудуют». (Salvador).
Ангелы в иудаизме.
Еврейские источники греко-римского периода расширяют традиционное представление об ангелах, содержащееся в иудейском Священном Писании. Можно особо отметить первую систематизацию Библейских хозяев Неба и приведение к иерархии различных каст ангелов, управляющих и служащих на различных уровнях Неба. Упоминание Захарией семи глаз Бога (4:10) трактуется как ссылка на семь архангелов, или семь высших ангелов на семи небесах (Енох 61; Ветхий Завет, Леви).
Можно заметить политеистические взгляды, проявившиеся в возрождении божественной иерархии в терминах монотеизма. Теперь вместо второстепенных богов со специфическими сферами влияния появляются ангелы, подчиненные единому Богу, но каждый - со своей сферой полномочий (3 Енох). Это сопровождается размножением названных ангелов. Впервые мы слышим об Уриеле, Рафаэле, Пениеле, Метатроне и многих, многих других (I Енох, Товит, IV Ездры).
Также увеличивается осознание сходства между ангелами и смертными. Кажется, что граница между человеческими и ангельскими состояниями проницаема. Детальный анализ апокрифических фрагментов Библии (Бытие. 5:24; II Книга Царств 2:11), показывает, что неординарный смертный, как, например, Енох, может быть возвышен до ангельского статуса (I Енох).
Идея дуализма сильнее, чем в иудейском Священном Писании, проявляется в Поздней Античности и приводит к разделению ангелов на два лагеря: света и тьмы, что иллюстрируется материалами Руководства Дисциплины, найденными среди Свитков Мертвого Моря. Мифическое упоминание о злоключениях Сыновей Божих в Бытии 6:2 становится точкой отсчета для этой веры. Так, легенда о падших ангелах вначале появляется в псевдо-эпиграфических текстах (I Енох 6, из раздела, иногда называемого Книгой Наблюдателей). Здесь также впервые встречается мысль о том, что ангелы завидуют человеку. Миф о падших ангелах в конечном счете становится главным богословским лейтмотивом в христианстве, но остается в значительной степени в тени в иудаизме, оказывая гораздо меньше влияние на позднюю иудейскую космологию (см. Демоны и Сатана). Вера в то, что ангелы могут быть призваны и использованы человеком, что позже станет главным элементом мистицизма Меркавы, первоначально появляется как раз в это время (Книга Премудрости Соломона).
Вообще говоря, раввинская литература корректирует важную роль ангелов, когда указывает их роль в Апокалиптической и Мистической традициях. Предполагается, что ангелы не имеют свободы воли (Шабб. 88b; Бытие 48:11). Но они имеют интеллект и внутреннюю жизнь; они способны к аргументированию и к ошибкам (Пс.18:13). Ангелы существуют, чтобы выполнять единственную задачу (Бытие 50:2), ангелы подчинены человеку и идее справедливости (Бытие 21, Послание Иеремии 93а).
Однако, упоминание ангелов в раввинской литературе почти так же часто, как упоминание самих Небесных Хозяев. Многие божественные действия, описанные в Священном писании, были позднее приписаны различным ангелам (Бытие 31:8; Послание Иеремии 105b). В противоположность этой тенденции, однако, традиция Еврейской Пасхи особо отрицает роль ангелов в центральном событии избавления Израиля от Египта (Магид).
Функции ангелов являются еще более разнообразными, а их роль в устройстве и функционировании мира - еще более проникающей. Первоначально образ Мавета (Смерти) в Библии идентифицировался как Малах ха-Мавет (Ангел Смерти). Раннее иудейское понятие личных ангелов, мелахеи шарет и мемунех, "служащих" или "охраняющих" ангелов и "посланников", также развивается в раввинской литературе. Мысль о том, что ангелы составляют хор, поющий хвалу Богу, также является объектом для комментариев и размышлений мудрецов (Бытие 78:1).
В то время, как раввинские писания не предлагают никакой систематизации ангелов, в отличие от христианской и магической традиций, некоторые параллели все же просматриваются. Так, из Талмуда мы узнаем, что Михаил, ангел-хранитель Израиля, служит Первосвященником в Небесном Иерусалиме (Стих 12b). Легенды об ангеле-пророке Илии становятся одними из самых широко распространенных историй об ангелах. Илия часто появляется среди смертных, неся им откровения от Небес и решая неразрешимые вопросы.
То, что все ангелы (не только серафимы и херувимы) имеют крылья, впервые упоминается именно в этом периоде (Стих 16a). Размер ангелов может изменяться от маленького до космического (Стих 13b).
Также появляется фундаментальное разногласие о природе ангелов. Некоторые рассматривают ангелов как "воплощенные идеи Бога", элементали, сотворенные из огня, подобно мусульманскому Ифриту, или из невозможной комбинации огня и воды (Сефер Ецира 1.7). Другие расценивают их как нематериальные, бестелесные сущности разума.
В отличие от библейских авторов, Мудрецы позволяют себе размышлять над происхождением ангелов. Они учат, например, что ангелы не существовали до создания мира, а были созданы как часть небес на второй день Творения (Бытие 1:3; 3). Другие утверждают, что они были созданы на пятый день, день творения крылатых созданий.
В поздней античности ангеловедение становится главным элементом мистицизма Меркавы. Любой адепт, желающий достичь небесного дворца и видения Божественной Славы, должен был знать, как пройти мимо ангелов-стражей (обычно зная и призывая их имена) на каждом уровне. Возможно, даже более важным для этой мистической традиции является то, что ангелы могли быть вызваны и притянуты к земле, чтобы обслуживать человека-посвященного.
Множество ритуалов и практик, посвященных этому действию, приведены в писаниях Хекалота. Зародившись в поздней античности, ангелы все более и более связывались и ограничивались ежедневной жизнедеятельностью человека.
Средневековый Мидраш повторяет и развивает ранние учения об ангелах, но именно в этот период отдельные философы начинают предлагать систематическую и идиосинкразическую классификацию ангелов. Маимонидес, например, обстоятельно говорит о них в своей Мишех Тора, Хилкот Висодеи ХаТора (Законы Основ Торы). Тщательно классифицируя ангельские ранги (их десять) в своей рационалистичной системе, Маимонидес приравнивает их к аристотелевым "умам", которые являются посредниками между сферами. Как таковые, они являются осознающими и управляющими сферами в их движении, но в этом аристотелевском контексте Маимонидес говорит, что они - формы природной казуальности, в противоположность сверхъестественным существам. Он также расширяет свое определение, включая природный феномен и даже человеческую психологию (он описывает чувственный импульс как "ангела вожделения"). Основываясь на этом, он заключает, что существует два типа ангелов, извечные и эфемерные, причем последние постоянно оказываются то внутри, то вне существования. Он также отрицает, что ангелы когда-либо могут приобретать материальную форму; столкновения, описанные в Библии, - это только видения и мечты патриархов и матриархов. Напротив, другие мыслители, такие как немец Pietist Eleazer of Worms, придерживались эзотерических и безаппеляционных сверхъестественных понятий в ангеловедении. Из-за возвышенного статуса изучения Торы среди евреев Ашекнази, ритуалы вызова ангелов, особенно тех, кто мог бы открыть секреты Торы, подобно Сар Ха-Тора и Сар Ха-Паним (Принц Торы и Принц Присутствия), стали широко известны.
Раннесредневековые магические труды Сефер ха-Разим каталогизируют сотни ангелов, наряду с этим указывая, как повлиять на них и использовать их имена при создании защитных амулетов, проклятий и других способов достижения могущества. Зохар, наряду с продолжением традиции ангельский систематики, сортирует их в семь дворцов и классифицирует их согласно четырем мирам эманаций (1:11-40), а также наделяет ангелов женскими признаками наряду с признаками мужскими (1:119b).
Каббалисты во множестве сообщали о посещениях ангелов. Законодатель магии Джозеф Каро писал о духе Михны, который навестил его ночью и обучил его Тора ха-Сод, эзотерической Торе.
Главным вкладом идей хасидов в ангеловедение была четко антропоцентричная, даже психологическая интерпретация природы ангелов. Ранние мастера хасидов считали, что эфемерные ангелы являются прямым результатом человеческих действий. Хорошие дела создают хороших ангелов, разрушительное поведение создает разрушительных ангелов, и т.п. Другими словами, большинство ангелов - это побочный продукт деятельности человека, но никак не Бога! Таким образом, баланс между ангельскими и демоническими силами во вселенной - это прямой результат человеческих решений и действий.
В последней четверти 20-го столетия, по свидетельству еврейского общества, интерес к ангелам возродился.
Магическое использование: имена ангелов имеют апотропические свойства и часто появляются на амулетах, магических надписях и формулах. В вечерних ритуалах отхода ко сну Криат Ш'ма ал ха-Митах ангелы Михаил, Габриель, Уриель и Рафаил призываются для защиты на всю ночь. Ангелы имеют свои области специализации и могут быть вызваны для помощи смертным в этих областях, таких как, например, изучение и запоминание Торы.