Почти на всех индуистских и буддийских изображениях и статуях, боги всегда держат какие-либо мудры. Так вот, обратите внимание на христианские иконы. Там ведь святые очень часто держат правой рукой мудры! И любой из вас может точно так же их подержать, и тем самым проверить, что же это за мудры, для чего они нужны.
Почему святые показывают мудры? Очевидно, они их практиковали. Скорее всего, это связано с исихазмом. Но появление мудр на иконах, скорее всего, связано ещё и с иконописцами. Иконы-то пишут в полном ИСС, иконописцы - они ж как медиумы, и им может очень многое открыться...
Обычное двоеперстие.
Святитель Димитрий Ростовский. Мудру, которую он держит, считают одним из вариантов двоеперстия, и, возможно, наиболее правильным его вариантом.
Николай Чудотворец. На всех иконах он держит именно эту мудру и никакую другую. Подержите её так же, как он, и вы очень скоро ощутите Синь (синяя сила осознания). Мудра включает силу Синь и вишуддху. По всей видимости, она для ОСов.
Григорий Палама, один из основателей исихазма. Держит ту же мудру, что и Николай Чудотворец, только пальцы держит по-индийски - кончики прижаты друг к другу, тогда как все остальные в этой мудре прижимали кончик безымянного пальца не к кончику, а к середине подушечки большого пальца.
Попрактиковав мудру Н. Чудотворца пришёл к выводу, что держать её надо как Палама и на уровне анахаты. Тогда она работает для "низведения сознания из головы в сердце" (определение исихастов), а ведь именно это и нужно делать перед практикой Сердечной Молитвы.
Кстати, Палама её держит в аккурат напротив Правого Сердца (читайте Рамана Махариши).
Медная старообрядческая икона. Здесь уже другая мудра.
В иконописи очень жёсткие каноны. И иконы пишут с шаблонов, за счёт прорисей. Есть, например, 7 канонов Богоматери (Казанская, Тихвинская и т.д.). И всякое отступление от канона недопустимо. Особенно, если это касается ликов.
Канон: это не только поворот головы, жесты, но и толщина носа, глаз, пальцев, краски, одеяние и т.д. Всё очень жёстко регламентировано. Поэтому, чтобы сказать, откуда такая мудра пошла, надо смотреть время утверждения канона. И не факт, что канон был византийский. Он мог быть и греческий. В общем, тут копаться надо, хотя тема, безусловно, интересная.