Я не берусь исчерпывающе изложить взгляд Тайной Доктрины на происхождение Зла на нескольких страницах. Однако какое-то своё понимание я попытаюсь дать.
"АБСОЛЮТ не может быть определён, и ни один смертный или бессмертный никогда не видел и не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, так же как не может то, что живет, постичь Абсолютную Жизнь", - утверждает "Тайная Доктрина".
Однако что-то побуждает Единого создавать, творить. "Творение описано, как игра, как забава (Лила) Бога-Творца. Зохар говорит о первозданных мирах, погибавших так же быстро, как они нарождались".. "В индусских Пуранах Брама-Создатель явлен, как начинающий заново несколько "Творений" после стольких же неудач..."
Причём это относится и к вселенной, и к мирам, и к нашей Земле.
Итак, в начале появляется мысль, побуждение к началу творения. И уже сама по себе эта мысль имеет состояние, противоположное АБСОЛЮТУ. Уже в самой этой мысли заключается двойственность.
"Эзотерический смысл слова Логос - Речь или Слово, Verbum - есть передача сокрытой мысли в объективном выражении, как в фотографии. Логос есть зеркало, отображающее БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность (Esse) этой Вселенной. Так же, как Логос отображает всё сущее во Вселенной Плероме, так и человек отображает в себе всё, что он видит и находит в своей Вселенной, Земле".
"Не было "недоброй мысли", положившей начало противоположной Мощи, но просто Мысль, per se, нечто, что будучи мыслящим и содержащим план и цель, и в силу этого, являясь конечным, естественно, должно оказаться в противоположении к чистому Покою, то есть, естественному состоянию абсолютной Духовности и Совершенства. Это было просто утверждением Закона Эволюции; прогресс Умственного Развертывания, дифференцированного от Духа, уже влившегося и переплетённого с Материей, к которой он непреодолимо притягивается. Идеи, по самой природе и сущности своей, как понятия, относящиеся к объектам, реальным или воображаемым, безразлично, противоположны Абсолютной Мысли, этому Непознаваемому Всему..."
"Каждая Вселенная (Мир или Планета) имеет своего Логоса", утверждает Доктрина. Солнце всегда именовалось египтянами "Оком Озириса" и само было Логосом, Перворожденным или же Светом, проявленным Миру, "который есть Ум и божественный Разум Сокрытого". И только посредством семеричного Луча этого Света, можем и мы постигать Логоса через Демиурга, рассматривая последнего, как "Создателя" нашей Планеты и всего, относящегося к ней, а первого, как Силу, направляющую этого "Создателя", - хорошего и дурного одновременно, как начало добра и начало зла. Этот "Создатель" не хорош и не дурен per se, но его дифференцированные аспекты в Природе заставляют его принимать тот или иной характер".
"Логос проявляет себя, как двуеродный Принцип Добра и Зла".
"Тем, кто подстрекаемый старыми теологическими предрассудками, может сказать: "но именно Асуры являются восставшими Дэвами, противниками Богов - следовательно, они дьяволы и духи зла", - мы ответим: Эзотерическая Философия не признает ни добра, ни зла per se, как независимо существующие в Природе. По отношению к Космосу причина того и другого лежит в необходимости противоположений или контрастов, что же касается до человека, она заключается в его человеческой природе, в его невежестве и страстях. Не существует дьяволов или же совершенно развращённых существ, так же как нет и Ангелов, абсолютно совершенных, хотя и могут быть Духи Света и Тьмы..."
"Нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания. Зло есть необходимость в проявленном мироздании и одно из его оснований. Оно необходимо для прогресса и для эволюции, как ночь необходима для проявления дня, и смерть для жизни - чтобы человек мог жить вечно".
"Совершенство, чтобы быть вполне таковым, должно родиться из несовершенства. Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная Тьма и vise versa. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло близнецы, порождение Пространства и времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, per se, ибо каждое из них должно быть рождено и создано из другого для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметами умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены".
"Легенда о "Падших Ангелах", в своём Эзотерическом значении заключает в себе ключ к многообразным противоречиям в человеческом характере; она указывает на тайну человеческого самосознания; это есть устой, от которого зависит весь его Жизненный Цикл - история его эволюции и роста.
От правильного усвоения этой доктрины зависит верное понимание Эзотерического Антропогенезиса. Это дает ключ к смущающему вопросу о Происхождении Зла: и показывает, как сам человек разделил Единое на различные друг другу противоречащие образы".
"Если бы это было только Светом, бездейственным и абсолютным, человеческий разум не мог бы не только оценить его, но даже понять его. Именно тень дает возможность свету проявить себя и дает ему объективную реальность. Потому Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро; Тень является создателем его на Земле.
По воззрению гностиков эти два принципа являются непреложными Светом и Тенью; Добро и Зло в сущности едины и существовали на протяжении всей Вечности, и будут существовать до тех пор, пока существуют проявленные миры".
В процессе развертывания, вселенная всё более и более уплотняется и, следовательно, всё более и более отличается от естественного состояния АБСОЛЮТА и, наконец, достигает максимальной точки материальности, в которой мы находимся сейчас. И, если вначале преобладали силы центробежные для Духа и центростремительные для Материи, то после нижней поворотной точки характер этих сил меняется - "именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным".
Когда человек одерживает победу над своей животной природой, когда он позволяет Духу властвовать над собой, он становится со-творцом с Богом и Дух, заключённый в человеке непреодолимо устремляется к своему Истоку и миры сворачиваются.
Мы возвращаемся к Единому, в то место, где нет Зла.