Древнеримский город Помпеи вместе с соседним Геркуланумом был похоронен извержением Везувия в 1-м веке. Лишь в 18-м веке в результате первых раскопок, миру открылись пронёсшиеся сквозь время античные художества, украшения, предметы быта и прочее. В этой части вы увидите настенные фрески древних художников.
Натюрморты в везувианской (использую этот "термин" как принадлежность ко всей археологической зоне, засыпанной в 79 г. н.э.) живописи не очень распространены, но отнюдь не редки и использовались в росписях 2-го и особенно 4-го стиля. Располагали их обычно в верхнем ярусе по центру панелей или филенок, то есть, не они являлись главной картиной стены, но тем не менее, выписывались весьма тщательно и со множеством деталей. Фрукты в стеклянных вазах, корзинах и на столе, рыба в садках и без, вода в сосудах, сама посуда и пр. – помпейские художники широко использовали бытовое разнообразие древнеримской жизни. Фрески этого типа обычно невелики по своему размеру – до полуметра в ширину.
Такие изображения называли Xenia – ксения – по аналогии с дарами хозяина-грека своим гостям, остановившихся пожить в его доме. Витрувий (VI, 7, 4) объясняет, почему: "В этих залах происходят мужские пиры, ибо у греков не принято, чтобы в них возлежали хозяйки дома. Эти перистили дома называются андронитиды, то есть помещения, занимаемые мужчинами и куда женщины не допускаются. Кроме того, справа и слева устроены покойчики, с отдельными дверями и уютными столовыми и спальнями, чтобы принимать приезжих гостей не в перистилях, а в этих гостиных. Ибо, когда греки жили роскошнее и были богаче, они устраивали для приезжих гостей столовые, спальни и кладовые со съестными припасами и в первый день приглашали их обедать, а в дальнейшем посылали им цыплят, яйца, овощи, плоды и прочие сельские припасы. Поэтому живописцы называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями. Так, семейные люди, находясь в гостях, не чувствовали себя на чужбине, благодаря предоставляемой им свободе жить отдельно в этих гостиных".
Правда, римляне выписывали "мёртвую натуру" вовсе не из гостеприимства. Их натюрморты можно было условно разделить на два "направления": благожелательные или ритуальные картины в жилых помещениях или гробницах и, грубо говоря, "вывески" – росписи в общественных местах, указывавшие на особенности торговли/питания/пр. заведения (как в мацеллуме Помпей).
В везувианской зоне было найдено, если мне не изменяет память, около трёх сотен натюрмортов, и если рассматривать весь объём оптом, то в своей массе изображения на них, конечно, довольно монотонны. Техника же исполнения зависела от уровня мастера и кошелька заказчика.
Кроме своей художественной ценности, эти натюрморты представляют собой очень ценные свидетельства мелочей римской жизни рубежа тысячелетий. Например, широкого распространения стеклянной посуды (при преобладании, конечно, керамики), разнообразия известных римлянам фруктовых плодов и видов рыбы, шедших в пищу, и т.д.
Помимо жилых домов, натюрморты были найдены и в росписях стен общественных зданий в Помпеях. Например, они украшали стены в помещении для торговли рыбой мацеллума на Гражданском форуме и в портике храма Исиды – на Треугольном форуме.
К сожалению, несколько натюрмортов, находящихся сейчас в Археологическом музее Неаполя, – это все, что осталось от северной стены таблинума.
Три грации. Помпеи, I век. Грации - богини веселья и радости, олицетворяющие красоту, привлекательность и мудрость. Аглая, Евринома и Евфросина были дочерьми Зевса и Евриномы и всегда изображались вместе. (Viacheslav Lopatin / IP)
Полифем, получающий письмо от Галатеи. Помпеи или Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP)
Фреска с изображением мужской фигуры. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP)
Фреска с изображением амазонки. Геркуланум (?), 50-79 гг., найдена после 1738 г. (Viacheslav Lopatin / IP)
Летящие Менада и Сатир. Помпеи, дом Навильо, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP)
Фреска с изображением Нарцисса. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP)
Проводы Кризеиды. Помпеи, 45-79 гг. Дочь троянского жреца Криза, захваченная Агамемноном во время Троянской войны, поднимается на корабль, чтобы вернуться домой. (Viacheslav Lopatin / IP)
Суд Париса. Помпеи, I век. Знаменитая сцена, в которой Парис (справа), призванный Зевсом, должен разрешить спор о первенстве между тремя красавицами - Афиной, Афродитой и Герой. (Viacheslav Lopatin / IP)
Увеличенный фрагмент фрески с судом Париса. Слева, в шлеме и со щитом - Афина, справа, в шляпе - Гермес. (Viacheslav Lopatin / IP)