ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Непознанное. Паранормальное » Тайны ольмекских голов.


Тайны ольмекских голов.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://s3.uploads.ru/d8h5b.jpg

Цивилизация ольмеков считается первой, "материнской" цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации, она возникает сразу и в "готовом виде": с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название "ольмеки", означающее "люди каучука" дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1, 5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3, 4 м в высоту.  Средняя высота  большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающем шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт.

Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе.  Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку.

Однако эта проблема была довольно быстро "спущена на тормозах" представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала. А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 "негритянских" голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

                                                             http://s2.uploads.ru/3npwV.jpg

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть ещё и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные "мелочи". Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках, имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2, 7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые  джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.

Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во  многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов "кинаме" или "кинаметине". Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса, писал в своей книге "Завоевание Новой Испании", что после того, как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побеждённых предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?

Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос "Сказания о нартах" весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное "черный", применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В "Руслане и Людмиле" главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.



Андрей Жуков.

   

http://lah.ru/text/zhukov/olmeki.htm

+1

2

http://s2.uploads.ru/JRmU5.jpg

                                                           Каменные головы ольмеков.

Ольмеки — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Название дано условно, по одному из небольших племен, живших на этой территории.

http://s2.uploads.ru/LWmq6.jpg

Образец ольмекской письменности — Каскахальский блок.

В 1867 году Хосе Мельгар, выпустил в свет первое печатное сообщение о гигантской голове «эфиопа» из Трес-Сапотес и тем самым положил начало изучению забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах Веракруса и Табаско. Широкомасштабные археологические раскопки произошли в 1930-х годах, когда Мэтью Стирлинг со своими коллегами заложили первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и Трес-Сапотес.

http://s2.uploads.ru/esPH7.jpg

Ольмекская скульптура.

Был открыт центр ольмекской культуры в Пьедра Парада, музейный фонд которого пополняется за счёт работы экспедиций мексиканских археологов из Национального института антрологии и истории. Ученый археолог Медельин Сениль из университетского музея города Халапы, столица штата Веракрус, открыл на неизвестный город ольмеков — Син Кабесас («Безголовые») это название родилось из-за обилия поврежденных и обезглавленных статуй, выглядывавших буквально на каждом шагу из-под зелёной листвы джунглей.

Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско).

http://s2.uploads.ru/NFqJb.jpg

Женщина.

http://s3.uploads.ru/b6ghB.jpg         http://s3.uploads.ru/pn8sa.jpg

Фигурки женщины и мужчины.

http://s3.uploads.ru/7238L.jpg

Мозаика.



                                                              Трес-Сапотес.

http://s3.uploads.ru/MDwHv.jpg

Эпиольмекский сосуд из Трес-Сапотес.

                                                               Местонахождение.

Археологический памятник находится близ современной деревни Трес-Сапотес к западу от Сантьяго-Туштла в штате Веракрус  на западной оконечности горного массива Лос-Туштлас на берегу небольшой речки Рио-Уэйяпан. Это место находилось между горным массивом Лос-Туштлас и дельтой реки Папалоапан. Примерно в 10 км к востоку находится потухший вулкан Серро-Эль-Вихиа (Cerro el Vigia), важный источник таких строительных материалов, как базальт, вулканический туф, песчаник и глина.  Близлежащий небольшой археологический памятник в Ранчо-ла-Кобата (Rancho la Cobata), на северной оконечности Серро-Эль-Вихиа, вероятно, служил древней мастерской памятников, поскольку большинство базальтовых сооружений в Трес-Сапотес изготовлены из колоссальных, «сфероидных», гладких базальтовых булыжников, которые и сейчас можно найти у вершины бывшего вулкана. Диаметр некоторых валунов достигает 3 метров.

                                                                    История.

2000-летняя история Трес-Сапотес как культурного центра не имеет прецедентов в Месоамерике. Здесь процветали культуры ольмеков, эпиольмеков и классического периода. Иногда Трес-Сапотес рассматривается как третий по значению город ольмеков после Сан-Лоренсо-Теночтитлана и Ла-Венты, хотя ольмекский этап составляет лишь небольшую часть истории Трес-Сапотес, которая продолжалась при эпиольмеках и веракрусской культуре.

                                                                  Планировка.

В Трес-Сапотес обнаружено свыше 160 курганов, платформ и подобных сооружений;большинство из них представляют собой низкие платформы для жилых строений. Четыре группы курганов в Трес-Сапотес по форме напоминают курганы в Серро-де-лас-Месас, где также имеется площадь, окружённая с запада пирамидальным или коническим курганом, а с севера — длинным курганом. Длинные курганы, скорее всего, служили фундаментом для административных зданий или жилищ высшей элиты. На меньших курганах располагались жилища менее влиятельных людей, а также храмы.

+1

3

Ла-Вента.

http://s3.uploads.ru/a3sbD.jpg

"The Grandmother", La Venta (копия). Официально известна как Памятник 5, эта статуя, как думают, представляет карлика.

Ла-Вента (la Venta) — культовый центр ольмекской культуры на острове в устье реки Тонала в штате Табаско (Мексика). Расцвет — VIII—IV века до н. э. Включает несколько пирамид (высотой до 35 м), множество земляных насыпей, вымощенные ценными породами камня культовые площадки, склепы, церемониальные тайники, алтари, стелы и др. Своеобразны 5 гигантских изваяний человеческих голов из базальта (10—13 т каждая). Найдено также большое количество мелкой пластики из нефрита, жадеита, глины. Многие памятники Ла-Вента перевезены в музей под открытым небом в городе Вилья-Эрмоса (Мексика).

http://s3.uploads.ru/sCf7r.jpg

Алтарь Ягуар.

http://s2.uploads.ru/93MPL.jpg

Алтарь Дельфин.

http://s3.uploads.ru/Vqx6A.jpg

Часть алтаря.

http://s2.uploads.ru/OLDxd.jpg

Алтарь 4 Ла-Вента.

http://s2.uploads.ru/hgtnZ.jpg

Алтарь 5.

Общая площадь древнего города оценивается в 200 га. Население, включая зависимые поселки, составляло 18 тысяч человек. Город просуществовал в болотах Табаско примерно с 1100 по 400 г. до н. э. Он имел четкую архитектурную планировку. Ось симметрии отклонялась точно на 8 градусов от направления на север. Все главные здания, построенные на плоских пирамидальных платформах, были правильно сориентированы относительно этой оси по сторонам света. Городская площадь была вымощена тщательно отёсанными и отполированными брусками зелёного серпентина, прочно удерживаемого скрепляющим раствором. В центре возвышалась 33-метровая большая пирамида, возведенная в виде гофрированного конуса с десятью выступами и впадинами. Диаметр пирамиды составлял 60 м, общий объем – около 8000 куб. м.

Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита.

http://s3.uploads.ru/fZBbx.jpg

Нефритовая ложка в форме дракона.

http://s2.uploads.ru/oJ24h.jpg        http://s2.uploads.ru/H0M2I.jpg

1. Сосуд "Рыба".

2. Антропоморфный топор.

http://s3.uploads.ru/ZXGcL.jpg

Статуэтки из нефрита.

Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб. К примечательным особенностям ольмекской культуры принадлежат вырезанные на камне даты, обозначенные черточками и точками и сходные с представленными в Монте-Альбане и у майя. Они относятся к последним столетиям до нашей эры и представляют собой древнейшие в Центральной Америке письменные даты, что указывает на одновременность ольмекской цивилизации и культур формативной эпохи других районов. Она также предшествует расцвету цивилизации майя классической поры.

                                                    Голова Африканца.

http://s3.uploads.ru/Lp31m.jpg

Гигантская каменная голова из Сан-Лоренсо.

В 1869 году в «Бюллетене Мексиканского общества географии и статистики» появилась заметка за подписью Х. М. Мельгара, который утверждал, что в 1862 году ему посчастливилось обнаружить вблизи деревушки Трес-Сапотес (штат Веракрус) на плантации сахарного тростника удивительную скульптуру, не похожую на все известные до их пор — голову «африканца», высеченную из камня. Заметка сопровождалась рисунком. В 1871 году Мельгар объявил : «Я абсолютно убежден, что негры не раз бывали в этих краях, и это случилось еще в первую эпоху от сотворения мира», но эта гипотеза не была подкреплена и не имела оснований.

После этой заметки через 40 лет индеец обнаружил близ городка Сан-Андре-Тустла ещё один предмет — маленькую нефритовую статуэтку, изображавшую жреца с наголо обритой головой и широко открытыми смеющимися глазами. Нижнюю часть его лица закрывала маска в виде утиного клюва, а на плечи был накинут короткий плащ из перьев, имитирующий сложенные птичьи крылья. Эта статуэтка оказалась в Национальном музее США в котором было с удивлением обнаружено, что столбик таинственных черточек и точек, вырезанных на статуэтке, представляет собой дату календаря майя, соответствующую 162 году н. э.! В научных кругах разразилась очень сильная полемика, так как ближайший город древних майя — Комалькалько — находился не менее чем в 150 милях к востоку от места находки! Кроме того, статуэтка из Сан-Андрес-ТУстлы почти на 130 лет старше любого другого датированного памятника с территории майя! Для ответа на вопрос учёные начали исследовать архивы Испании и Мексики, вскоре было выяснено, что основная их часть освещала события не ранее самого кануна Конкисты, то есть XV—XVI веков.

+1

4

Привет, Надежда!

Надежда написал(а):

Предки индейцев Америки — различные монголоидные племена, которые пришли в Новый Свет из Северо-Восточной Азии в эпоху верхнего палеолита (30-20 тыс. лет назад), воспользовавшись сухопутным мостом, который связывал тогда Азиатский и Американские континенты в районе Берингова пролива.

Надежда написал(а):

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад

Т.е. 20 000 лет назад был _ледник_ и никакого волшебного моста быть не могло. Там же 5 000 км ледника было!! Даже сейчас это можно преодолеть только на Стратегическом бомбардировщике, или в ракете. (Прим. Боинг-74* - это как раз пассажирский вариант B-52) Наши умники ученые придумывают байки похлеще библейских пророков. :)) :)) :)) (Прим - никакие вездеходы _по льду_ не смогут увезти даже горючее для самих себя на 5 000 км!) :)) :)) :))

Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Элличка

+2

5

Elleanelle

Элличка, потому и загадка эти ольмекские головы, что учёные не могут выйти из-за твёрдых научных рамок  :)

+1

6

Гипотезы происхождения ольмекской цивилизации.

Предки индейцев Америки — различные монголоидные племена, которые пришли в Новый Свет из Северо-Восточной Азии в эпоху верхнего палеолита (30-20 тыс. лет назад), воспользовавшись сухопутным мостом, который связывал тогда Азиатский и Американские континенты в районе Берингова пролива. Первые жители Америки были охотниками и собирателями, постоянное кочевавшие в поисках непуганых стад животных. Следы пребывания таких охотников и собирателей каменного века найдены сейчас во многих районах Мексики. Раскапывая пещерные стоянки и открытые походные биваки древнейших обитателей Нового Света, археологи собрали десятки всевозможных каменных орудий, инструментов и поделок, расположили их по типам и возрасту, выделили даже особые культуры разных палеоиндейских племен.

http://s3.uploads.ru/CNR8f.jpg

Керамический сосуд.

http://s2.uploads.ru/PnqX2.jpg

Керамический сосуд в форме каймана.

В долине Мехико, в Тепешпане, найдены останки первобытного охотника на мамонтов, погибшего, видимо, во время единоборства с этим зверем. Скелеты мамонтов, вместе грубыми каменными орудиями, были найдены в Центральной и Северной Мексике и в горах южного штата Пуэбла.

Судя по геологическим данным и результатам радиоуглеродных анализов, эти далекие предки мексиканцев обосновались здесь, по крайней мере, уже 10-12 тысяч лет назад. В седьмом тысячелетии до н. э. на значительных пространствах Американского континента внезапно происходит резкое изменение климата: он становится гораздо суше и теплее, приближаясь в целом к современному. Растительный и животный мир западного полушария постигает подлинная катастрофа. Крупные животные эпоху плейстоцена (мамонты, мастодонты, лошади, бизоны, верблюды) быстро умирают, и местное население, существование которого во многом зависело от охоты, вынуждено было перейти почти целиком к собирательству диких плодов и растений. Рыболовство, сбор моллюсков и охота на мелких зверьков и птиц служили важным дополнением к растительной пище.

http://s2.uploads.ru/blAEU.jpg

Игрок в мяч.

Скудные остатки простой и незамысловатой культуры тех времен в виде каменных орудий, кострищ и пещерных стоянок обнаружены сейчас во многих уголках Мексики. Затем цепи исторического развития резко нарушается, и около 2000 года до н. э. сразу встречаются сложившиеся культуры ранних землевладельцев архаической эпохи. Но как раз на основе этих последних и зарождающихся впоследствии возникли все важнейшие цивилизации данной области Нового Света: майя, нахуа, сапотеков, ольмеков, тотонаков. Поэтому для того, чтобы доказать самостоятельных характер индейских цивилизаций, необходимо прежде всего решить вопрос о происхождении раннеземледельческих культур Америки.

http://s3.uploads.ru/tl18M.jpg

Борец.

И также надо определить, какие процессы происходили в глубинах этого загадочного и малоизученного периода. Какие подспудные процессы и изменения превратили вдруг «дикие» кочевые племена с охотничье-собирательским хозяйством в «культурных» землевладельцев, овладевшие к тому времени многими ремеслами и навыками? Академик и ботаник Н. И. Вавилов обратил внимание науки на факт удивительного совпадения районов распространения доколумбовых цивилизаций Нового Света с древнейшими очагами земледелия на этом континенте. Цивилизации индейцев появлялись там, где до них долгое время существовали раннеземледельческие культуры, но земледелие очевидно, тоже не возникает на пустом месте, оно также является продуктов длительного исторического развития.

                                                             Выводы.

Проблема происхождения и гибели загадочного индейского народа, населявшего в свое время обширные пространства Южной Мексики, и поныне остается главной проблемой для всех исследователей, занимающихся доколумбовой историей Нового Света. Смелых гипотез хоть отбавляй.

Одновременно не прекращаются и настойчивые поиски по переосмыслению уже добытых археологами фактов. Здесь находится поистине непочатый край для самой серьёзной и усидчивой работы. Другие, даже сравнительно недавно появившиеся на свет взгляды, носят более чем спорный характер, но, несмотря на это, есть, наряду с этим, и вполне очевидные вещи.

http://s2.uploads.ru/Y1fM4.jpg     http://s3.uploads.ru/97rij.jpg

http://s2.uploads.ru/TgzMd.jpg    http://s2.uploads.ru/IJynv.jpg

http://s2.uploads.ru/43i6a.jpg

Маски ольмеков

http://s3.uploads.ru/nEsN5.jpg

Маска человека ягуара.

http://s2.uploads.ru/jFLBx.gif

Цивилизация ольмеков появилась и исчезла также неожиданно, как несколько веков спустя исчезла цивилизация майя. Один из крупных центров этой цивилизации находился неподалеку от Ла-Венты, на острове, расположенном посреди заболоченных земель. Над этим поселением возвышается насыпная пирамида огромного храма, достигающего в высоту 30 метров.

http://s3.uploads.ru/h7jna.jpg     http://s2.uploads.ru/Dv42x.jpg

http://s2.uploads.ru/uTCcX.jpg     http://s2.uploads.ru/zJgq5.jpg

В развалинах поселений были найдены тщательно обработанные надгробья, ритуальные предметы из нефрита, статуэтки, напоминающие змей. Центральное место в искусстве ольмеков занимает персонаж, в облике которого сочетаются черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлен как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Этот ягуар-оборотень представляет собой божество дождя.

http://s3.uploads.ru/uiGXn.jpg     http://s2.uploads.ru/iePYR.jpg

Именно у ольмеков впервые появились сложный календарь и письменность.

Образцы ольмекской скульптуры, найденные в городах Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Сантьяго-Тустла и др., высечены из базальтовых монолитов. Некоторые имели вид гигантских голов весом до 30 тонн. Другие представляли собой массивные стелы с высеченными на них сценами встречи представителей двух рас, причем американской среди них нет. Головы изображают людей с несомненными негроидными чертами: толстые губы, широкие ноздри...

В Сан-Лоренсо была найдена сложная система искусственных резервуаров, связанных сетью желобов, часть сети встроена в водораздел. Основная дренажная линия шла с востока на запад. Назначение этого гидротехнического сооружения неизвестно.

http://s3.uploads.ru/R1W9s.jpg     http://s3.uploads.ru/8Aref.jpg

Также были найдены захороненные скульптуры с негроидными чертами. Эти ритуальные захоронения включали свыше 60 ценных изделий из нефрита. Некоторые из статуэток были умышленно искалечены.

0

7

Главная пирамида Ла-Венты стояла у южного конца поселения (в настоящее время она разрушена работами по нефтедобыче). Она имела вид гофрированного конуса с десятью выступами. Ось симметрии комплекса отклонялся на 8° от направления на север.

http://s2.uploads.ru/XzUGB.jpg      http://s2.uploads.ru/THuy6.jpg

Рядом с пирамидой была раскопана колоннада высотой 3 метра. Всего более 600 колонн стояли вплотную друг к другу, вытесанные из базальта, каждая весит примерно по 2 тонны. Колоннада огораживает участок, на котором находится стела высотой 4 метра, шириной 2 метра и толщиной около метра. Рельеф на стеле изображал двух высоких мужчин. Одна из фигур была без лица, вторая - мужчина европеоидного типа с высоким носом и длинной бородой.

                                                     Сенсация в Сан-Лоренсо.

http://s3.uploads.ru/KO0dM.jpg    http://s3.uploads.ru/4L1S5.gif

Изваяние бога-ягуара из Сан-Лоренсо.

В январе 1966 года Йельский университет (США) направил в джунгли Южного Веракруса известного американского археолога Майкла Ко. Целью его экспедиции было максимально полное исследование нового ольмекского центра Сан-Лоренсо, расположенного в бассейне реки Коацакоалькос. К этому времени чаша весов в великом споре между майя и ольмеками о приоритете той или иной цивилизации уже явно склонялась в пользу последних. Однако требовались более убедительные доказательства связи ранних форм ольмекской керамики с величественными каменными монументами.

Именно этим и хотел прежде всего заняться Майкл Ко. Три года вёл он интенсивные работы в зоне древнего города. И когда пришла пора подвести предварительные итоги, стало ясно: мир стоит у порога новой научной сенсации. Судя по весьма архаичной на вид керамике и внушительной серии радиоуглеродных дат, большинство типично ольмекских скульптур Сан-Лоренсо появилось на свет между 1200—900 годами до н. э., то есть намного раньше, чем даже в Ла-Венте. Да, здесь было над чем поломать голову. У любого специалиста это сообщение тут же вызвало бы массу недоуменных вопросов. Каким образом удалось М. Ко установить взаимосвязь между архаической керамикой и каменными скульптурами ольмеков? Что представляет собой Сан-Лоренсо? Как соотносится он с другими ольмекскими центрами, и прежде всего с Трес-Сапотесом и Ла-Вентой? Кроме того, как объяснить сам странный факт неожиданного появления вполне зрелой цивилизации в 1200 году до н. э., когда в остальных областях Мексики жили лишь примитивные раннеземледельческие племена?

http://s3.uploads.ru/QE4D0.jpg

Выяснилось, что все постройки Сан-Лоренсо, общим числом более двухсот, стоят на крутом и обрывистом плато, вздымающемся почти на 50 метров над окружающей плоской саванной. Длина этого своеобразного «острова» составляет примерно 1, 2 км. В разные стороны от плато отходят узкие «языки» в виде непрерывных цепей холмов и возвышенностей.

Когда начались раскопки, то Майкл Ко, к своему большому удивлению, обнаружил, что по крайней мере верхние семь метров плато в Сан-Лоренсо — искусственное сооружение, насыпанное руками человека! Сколько же труда нужно было затратить для того, чтобы передвинуть такую гигантскую гору земли! Анализ находок позволил исследователю выделить два главных этапа в жизни города: более ранний — Сан-Лоренсо A 200—900 годы до н. э.) и этап Палангана, совпадающий в целом по времени с Ла-Вентой (800—400 годы до н. э.).

http://s3.uploads.ru/Jzo0x.jpg

Благодаря одной остроумной догадке, Майклу Ко удалось установить совершенно поразительный факт: в один прекрасный день древние обитатели Сан-Лоренсо разбили и попортили большую часть своих каменных кумиров, а затем «похоронили» их в специальных местах, положив правильными рядами, ориентированными строго по странам света. Сверху это необычное «кладбище» было засыпано многометровым слоем мусора и земли, в котором встречаются черепки глиняных сосудов только этапа Сан-Лоренсо. Следовательно, и захоронение разбитых статуй производилось именно в это время. Во всяком случае, так думал сам Майкл Ко и сотрудники его экспедиции.

http://s3.uploads.ru/l0fmE.gif

Каменная статуя с отбитой головой из Сан-Лоренсо.

Отсюда вытекал и другой неизбежный вывод — ольмекская цивилизации во вполне сложившемся и зрелом виде существовала уже в конце 2 тысячелетия до н. э. Майкл Ко подкрепляет свою гипотезу двумя доводами: серией радиоуглеродных дат для керамики этапа Сан-Лоренсо (1200—900 годы до н. э.) и тем, что в засыпке, скрывающей каменные изваяния ольмеков, встречаются черепки только ранних типов.

http://s3.uploads.ru/VkTmv.jpg

Но тот же самый факт можно истолковать и по-иному. Не исключено, что землю и мусор для «захоронения» своих статуй жители Сан-Лоренсо взяли с территории заброшенного поселения более ранней эпохи, расположенного либо в самом городе, либо в его окрестностях. Известно, что так называемый «культурный слой» — мягкая черная земля, образующаяся на месте постоянного обитания человека, —копать гораздо легче, чем чистый грунт. Это особенно важно, если учесть, что у ольмеков были только деревянные и каменные орудия.

http://s2.uploads.ru/MfP8m.jpg

Вместе с землей были принесены на «кладбище» статуй и содержащиеся в ней древние предметы: керамика, глиняные фигурки и т. д. Что касается радиоуглеродных дат, то излишняя доверчивость к ним не раз уже в прошлом подводила археологов.

http://s2.uploads.ru/Emh8V.gif

Маска бога-ягуара на степе из Ла-Венты.

Прежде всего необходимо отчетливо уяснить один несомненный факт: подавляющее большинство каменных скульптур из Сан-Лоренсо ничем не отличается от монументов Ла-Венты и, следовательно, относится по времени к 800—400 годам до н. э. Но эта последняя дата тоже получена по методу С-14 и не может считаться абсолютно точной. С другой стороны, в нашем распоряжении есть одна вполне надежная хронологическая веха — стела «Ц» из Трес-Сапотеса с календарной датой, равной 31 году до н. э. На лицевой ее стороне изображена типично ольмекская маска бога-ягуара.

http://s3.uploads.ru/AIEzh.jpg

Молодой ягуар.

Больше того, три крупных ольмекских центра (Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес и Ла-Вента) имеют среди других внушительных скульптур и гигантские каменные головы. Стилистическое сходство последних настолько велико, что они, бесспорно, были изготовлены приблизительно в одно и то же время. Весь комплекс археологических находок из Трес-Сапотеса (включая и стелу «Ц») относится к концу I тысячелетия до н. э.— первым векам н. э. Это позволяет считать, что по крайней мере часть каменных монументов Сан-Лоренсо и Ла-Венты и уж, во всяком случае, гигантские головы из базальта имеют тот же возраст.

http://s3.uploads.ru/vNVAJ.jpg

Ольмекский ритуальный топор с маской бога-ягуара. Нефрит.

Если мы бросим взгляд на другие области древней Мексики, то при ближайшем знакомстве с ними станет очевидным, что в конце I тысячелетия до н. э. они мало в чем уступали ольмекам по своему развитию. Как показали раскопки на территории майя, первые образчики письменности и календаря тоже появляются здесь в I в. до н. э. Видимо, майя, ольмеки, нахуа (Теотихуакан) и сапотеки пришли к порогу цивилизации более или менее одновременно— в конце I тысячелетия до н. э. При таких условиях места для культуры-родоначальницы уже не остается.

Затянувшийся на десятилетия спор противников и сторонников приоритета ольмекской цивилизации не решен до конца и в наши дни. Но ждать осталось уже недолго. Многочисленные отряды археологов во всеоружии современной техники штурмуют сейчас болотистые джунгли Веракруса и Табаско.

В. Гуляев.



http://uroboros.org.ru/N_America/laventa.htm
http://mesoamerica.narod.ru/olmec_gulyaev_5.html

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Непознанное. Паранормальное » Тайны ольмекских голов.