Уже много лет идут споры вокруг Туринской плащаницы, при этом почему-то забывают, что плащаница - не единственная реликвия, на которой имеется нерукотворный образ.
Другая - это "Плат Вероники" — нерукотворное изображение Иисуса Христа. По преданиям, некая женщина дала Христу платок, когда он нёс крест на Голгофу, чтобы он мог вытереть пот и кровь от терновых игл с лица.
В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений.
Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:
Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный);
Плат Вероники (Вуаль Вероники);
Туринская плащаница.
Её загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник - радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит её и почитает.
В 1143 году каноник собора св. Петра Бенедикт, описывая праздничную мессу, впервые упомянул святыню, которую в России принято называть “плат Вероники”:
“Затем Папа проследовал к судариуму Христа, который называют Вероникой, и окадил его”.
Самая древняя версия легенды о Веронике, возникшая в VII-VIII веках и вошедшая в короткую латинскую повесть “Смерть Пилата”, говорит, что некоей жительнице Иерусалима Веронике захотелось иметь портрет Иисуса, и Спаситель взял у неё канву для вышивания, прижал к Своему лицу и вернул с изображением. В VII веке была сочинена повесть “Исцеление Тиберия”, в которой Веронику отождествили с “кровоточивой” из евангельского рассказа, — может быть, потому, что евангелист упоминает прикосновение этой женщины к одежде Христа. Автор заставил Веронику отправиться в Рим и там чудесной тканью исцелить от проказы императора Тиберия. Но постепенно утвердилась другая версия: во время следования Иисуса с крестом по улицам Иерусалима, некая Вероника услышала шум, вышла из любопытства, сжалилась над Страдальцем и дала ему напиться, протянула платок отереть пот. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ.
На Западе с XVI века сложилась традиция делить Крестный Путь Христа на 14 эпизодов (остановок, “станций”) — эпизод с Вероникой стал шестым, поводом для молитвы и созерцания. Заодно совершенно забыли, что имя “Вероника” — весьма древнее, происходит от названия растения, и стали его истолковывать как слово, образованное от латинского выражения “верум иконум” — “истинный образ”: как будто Веронику после происшествия с “платом” переименовали в его честь.
В 1207 папа Иннокентий III установил ежегодную процессию с платом от собора св. Петра до госпиталя Святого Духа. “Плат Вероники” торжественно выставлялся в юбилеи (праздничные года, объявлявшиеся папами) 1300 и 1350 годов. А потом он как-то стушевался, и, возможно, это связано с тем, что в конце XIV века в Риме стало известно о существовании подлинной Плащаницы; закрались сомнения. В 1527 году, когда Карл V разграбил Рим, ходили слухи, что пьяные солдаты торговали этой святыней в кабаке.
Сторонники подлинности Туринской плащаницы полагают, что "Судариум Вероники" - подлинный, что он хранится в Ватикане, а не показывается... Чтобы не возбуждать страсти, видимо...
Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада. Полотенце было из плотной ткани. Ни проколов от терновых иголок, ни кровоподтёков на этом изображении нет и не могло быть. Оригинал утрачен, сохранились только копии.
Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.
Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лён, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стёршиеся с течением времени.
Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.
Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых ещё остаются отверстия. Во время исследований был выявлен ещё один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.
По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Чёрной Горы (знаменитая гора Сев Лер) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвящённых этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.
Образ Спасителя на стене Храма Гроба Господня отличен от канонического "Спаса нерукотворного". Христос изображен в терновом венце с закрытыми глазами. Этот образ называют "Плат Вероники".
Согласно этому преданию, праведная Вероника, прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление. Это событие описано в Евангелие от Матфея, глава 9 (20-22). Считается также, что жизнеописание этой святой тесно связано с историей обретения Нерукотворного образа. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Существует и другая версия этого сказания, согласно этому Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла всё время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на её плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий.
Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами.
На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки.
Известны два "Плата Вероники" - в соборе Святого Петра в Ватикане и в церкви в Манопелло, за признание подлинности одного из них идет настоящая война.
Одна реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.
Так же, как и на плащанице - изображение было нанесено не краской, и не какими-либо известными органическими материалами.
Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники". Это и понятно - если вуаль в Манопелло подлинная, это означает, что другая вуаль Вероники, которая хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, но которую видели всего несколько человек, подложная...
Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания.
Интересные факты.
По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.
В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет, и торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются.
Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.
Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию.
Отказы кардинал объяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".
Наконец, настойчивость журналиста победила, и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники.
Он пережил глубокое разочарование: льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нём с трудом можно увидеть, что изображение больше похоже на тёмное пятно.
Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда ещё строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия.
Спор о вуали из Монапелл.
«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы ещё один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.
Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).
Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет.
В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.
Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.
При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника.
Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.
Считают, что вуаль сделана из виссона – очень качественного шелка, получаемого из нитей мидий, с помощью которых эти моллюски прикрепляются к скалам.
В древности из виссона ткали одежду для фараонов и самых высокопоставленных иудейских священнослужителей.
Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов, где лик изображается на плате.