Начало тут:
Теория струн.
Если между образами По и Сене догонов и соответствующими положениями квантовой теории обнаружилась связь, то имеет смысл поискать подобную связь на более глубоком уровне, исследовав структуру самих квантовых частиц. Чтобы осуществить это, мы должны рассмотреть теорию струн — многообещающую, но пока неподтверждённую гипотезу о том, что является последним, неделимым компонентом материальных частиц. Теория струн стала одним из перспективных направлений физики в начале 1980-х, и хотя доказательство некоторых ключевых аспектов этой теории до сих пор остается за пределами наших технологических возможностей, она продолжает быть идеей, которая с большей вероятностью объединит физические теории. В своей книге 1999 года «Элегантная Вселенная» Брайан Грин объяснил основы этой теории:
Квантовые частицы — это «буквы» материи. Как и их лингвистические двойники, они не имеют внутренней структуры. Теория струн говорит об обратном. Согласно ей, если мы исследуем эти частицы с большей точностью, на много порядков превышающей наши сегодняшние технические возможности, то обнаружим, что каждая из этих частиц является не точкой, а крошечной одномерной петлей. Как бесконечно тонкая резиновая лента, каждая частица содержит вибрирующее, колеблющееся, пляшущее волокно, которое физики… называют струной.
Грин продолжает более детально объяснять этой крошечной частицы вещества:
В теории струн все особенности микромира связаны со стоящей за ними силой. Чтобы это понять, давайте взглянем на более знакомые струны, например скрипичные. Каждая такая струна может создавать огромное (а по сути бесконечное) число различных колебаний, называемых резонансными… Пики и понижения этих волновых колебаний ровно распределяются между двумя фиксированными концами струны. Наше ухо ощущает эти резонансные колебания как различные ноты. Струны в теории струн обладают теми же свойствами. Каждая из них поддерживает резонансные колебания, в процессе которых их максимумы и минимумы столь же ровно распределяются по всей её длине… Как различные резонансные колебания скрипичных струн создают различные музыкальные ноты, так и различные резонансные колебания фундаментальной струны формируют различные массы и характеристики сил.
В книге «Элегантная Вселенная» Грин приводит схематические примеры нескольких таких колебаний:
Продолжая нашу интерпретацию догонских символов, которые могут соответствовать струнам, мы понимаем, что любое обсуждение компонентов более фундаментальных, чем те, что использовались в росте Сене, приводит нас к 266 семенам, или знакам Аммы. Относительно этих знаков Гриоль в своей статье «Догоны» утверждал, что «концепция Вселенной у догонов основывается… на принципе колебаний материи». Эта основа структуры материи подтверждается догонским рисунком, изображающим 266 семян, или знаков. Обратимся к описанию Гриолем и Дитерлен посевного ритуала догонов, приведённому в книге «Бледный лис»:
Создание и изображение знаков ежегодно проводится перед севом (bado) в рамках следующего ритуала. Рано утром глава семьи идет в поле предков — vague minnie — и аккуратно расчищает в центре область для изображения знаков.
Там он помещает корзину tazu дном вверх и обводит круг, несущий то же название, что и алтарь поля; затем он накладывает груду камней — sogo. Глядя на восток, глава семьи рисует на земле внутри первого круга меньший круг диаметром около двенадцати сантиметров и ставит в центре точку. С наступлением дня он чертит за внутренней окружностью зигзагообразную линию, делая это двадцать два раза и заполняя внешний круг запутанными линиями, представляющими всевозможные знаки… Об этом говорят так: «266 (знаков) нарисованы в центре поля предков».
Гриоль и Дитерлен приводят в книге «Бледный лис» схему этого рисунка, который напоминает изображение колебаний в книге Грина. Рисунок догонов и утверждение Гриоля относительно вибрационной природы вещества связывают символы догонов с теорией струн. Мы знаем, что квантовая механика считает струны источником вибраций материи. Поэтому очень важно, что у догонов струне соответствует нить паука Сене. Гриоль и Дитерлен пишут: «После паук dada yurugu geze gezene (буквально: «Дада, который держит нить лиса») был послан Аммой… Он вошел в Сене-На… чтобы соткать слова Ого».
Хотя струна во много раз меньше самой мельчайшей частицы, какую только могут вообразить себе современные учёные, в сознании догонов есть чёткое понимание того, как выглядела изначальная нить. Гриоль и Дитерлен в приложении к «Бледному лису» приводят схему догонов, изображающую работу паука в Сене. На этом примере видно, что, по мнению догонов, струны представляют собой спирали, а не петли.
В мифологии догонов можно найти и другие доказательства сходства между нитью паука и струнами. К примеру, струны в физической теории составляют основу образования четырёх квантовых сил — гравитации, электромагнитной силы, слабого и сильного взаимодействия. Догоны же говорят, что паук Сене порождает четыре семени Сене.
Четыре ветви Сене-На, где работал паук, дадут урожай… Первое семя, пойманное Сене, было семенем mono — это слово означает «сводить вместе»… Второе — sene gommuzo, или «неровное», sene benu — «клейкое» и sene urio — «склоняющееся». Четыре Сене воплощают на земле четыре яла, расположенные в семени Сене-На в утробе Аммы, которая содержит эти элементы в следующем порядке: Сене-На — вода; sene gommuzo — воздух; sene benu — огонь; sene urio — земля.
Как струны создают то, что современная наука называет квантовыми частицами, так и нить паука Сене «порождает» четыре названные выше категории квантовых частиц. Многие детали теории струн варьируются в зависимости от того, как учёные определяют расщепление струны на две или слияние двух струн в одну. Это связано со струнной константой взаимодействия. Чем ниже значение константы, тем отчётливее струны ведут себя как одномерные нити. Чем выше это значение, тем больше они проявляют себя как двумерные мембраны. Грин пишет: «Фундаментальной составляющей теории, судя по всему, является одномерная струна… Однако если мы… повысим значение соответствующих констант… то, что казалось одномерной струной, растянется в двумерные мембраны».
Согласно Гриолю и Дитерлен, догонские спирали демонстрируют похожие свойства. В главе «Работа По Пилу» (в книге «Бледный лис») они пишут следующее:
Спираль вещей, свернутых в По… представляет собой имя, данное Аммой. Сперва имена были вложены в По; кружась, они создали связь между одной вещью и следующей за ней.
Так имена образовали нечто вроде тонкой оболочки (напоминающей ту, что окружает мозг); вращаясь, эта «кожа» стала похожей на трубку, где вещи следовали друг за другом по порядку.
Одна из современных версий теории струн — М-теория — утверждает, что во Вселенной одиннадцать измерений: четыре из них мы наблюдаем непосредственно (трёхмерное пространство и время), а семь нам недоступны. Пример из книги Грина «Элегантная Вселенная» помогает осмыслить эти незаметные измерения. В нём говорится о муравье, который идет по кабелю высокого напряжения. Если смотреть на этот кабель издалека, кажется, что он имеет только одно измерение — муравей может идти по нему либо вперед, либо назад. Однако вблизи мы видим, что муравей способен двигаться в ещё одном направлении — вокруг кабеля. В статье «Теория струн и М-теория» Маркус и Клаус Базан описывают принципы существования этих измерений.
Согласно М-теории, в каждой точке четырёхмерного пространства находится мельчайшее свернутое пространство Калаби-Яу, включающее в себя семь измерений. Все эти измерения закрыты… После Большого взрыва расширяться начали только четыре измерения, тогда как остальные семь остались свёрнутыми. Они такие маленькие, что мы не можем увидеть их или обнаружить приборами. В этом семимерном узле колеблются струны… Для создания новых пространств Калаби-Яу ткань пространства может разрываться и затягиваться, свертываясь иным образом. Можно утверждать, что новые формы не могут быть созданы без разрывов.
На рисунке из книги «Бледный лис» мы видим, что мифология догонов предлагает похожие детали эволюции струны в семимерном пространстве.
Приведенные в книге Гриоля и Дитерлен мифологическое изображение того, как материя развивается внутри семени, вполне соответствуют описанным Грином процессам, которые, согласно теории струн, происходили при образовании материи.
Развитие жизни внутри семени представлено серией фигур, называющихся «рисунками умножения слова По», где мы видим последовательное проявление семи вибраций в форме звезды вокруг центрального ядра… Фигуры демонстрируют развитие колебаний, которое заканчивается седьмой стадией (слева)… Отростки постепенно становятся длиннее. В результате они оказываются на спирали, похожей на яла По. Развитие семени может происходить только снаружи, после того как седьмой сегмент пройдет через стенку яйца. Из-за этого само оно расщепится, образуя восьмой элемент… Таким образом, восьмое проявление «слова» в семени становится ростком первого в новом бытии.
На этом завершается мифологическое представление о развитии материи. История Сотворения мира догонов начинается с яйца Аммы (чёрной дыры), затем в ней описываются атом и вся структура материи — до безмассовых частиц или струн. Грин напоминает, что теория струн тесно связана с чёрными дырами и безмассовыми частицами, и эта связь лучше всего описана в нашей триаде богов, имеющих отношение к трём стадиям воды.
Связь между чёрными дырами и элементарными частицами… похожа на то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, — на фазовый переход. О простом примере фазового перехода мы уже упоминали: вода может существовать в твёрдом виде (лёд), жидком и газообразном (пар). Это фазы воды, и изменение её состояния называется фазовым переходом… Человек, никогда не видевший жидкой воды или твёрдого льда, вряд ли сразу же разберется, что они являются двумя фазами одного и того же вещества; так и физики не понимали до теории струн, что чёрные дыры, которые мы изучали, и элементарные частицы являются двумя фазами одной и той же струнной материи.
Таким образом, космогония догонов описывает истинную начальную структуру материи. Более того, делает она это в контексте исследования структуры вещества. Согласно одному из основополагающих принципов науки — бритве Оккама, при нескольких равных и непротиворечивых определениях следует считать верным наиболее простое. Поэтому, как ни трудно себе представить, наиболее простой ответ здесь таков: мифы догонов действительно описывают компоненты материи. Если учесть тесные, последовательные связи между догонскими описаниями, символами и рисунками и научными теориями, то любые иные варианты, предполагающие элементарное совпадение, окажутся надуманными.