В Костромской области в 550 км от Москвы на северо-восток, неподалеку от города Чухлома находятся два замечательных терема, запрятанных между лесами и заброшенными деревнями.
Таким заброшенным этот удивительный дом нашёл несколько лет назад пользователь жж, скрывающийся под ником kopanga. И вот уже не первый год ведет его реставрацию.
"Дерево - это и есть Россия, это наша история, наш вклад в мировую культуру. В дереве нет итальянской частички души кремлевских соборов. Дерево - это русский "избяной космос".Ситуация в деле сохранности деревянного зодчества одна из самых печальных. Мы нашли альбом 1942 года издания, посвящённый деревянному зодчеству.Из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни, которую можно показать нашим детям и сказать - вот она Россия, рубленная в обло, вот её церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты."
Позже выяснилось, что в строительстве дома были использованы части проекта знаменитого архитектора Ивана Павловича Ропета, опубликованного в журнале "Мотивы Русского Искусства".
А построил дом Мартьян Сазонович Сазонов крестьянин, уроженец села Асташево Чухломского уезда, столяр, успешный предприниматель, меценат, в 1897 году.
В центре владелец дома Мартьян Сазонович Сазонов (1842-1914) и Екатерина Алексеевна Сазонова (в девичестве Добровольская) (1875 - 1950), его вторая жена; за ними, по-видимому отец Екатерины, дьячок Ильинской церкви; и возможно её сестра; крестьяне Асташево и окрестных деревень.
Так дом выглядел в начале 20 века. А потом десятилетия забвения.
"Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель.
В 1943 году дом вскрыли, в нём устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на её месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950-е и она так и стояла открытая. А в 60-е потекла крыша. Вроде бы даже купили железа её перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там всё погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и всё лесом поросло."
"В наших планах восстановить дом и создать на его базе гостевой дом и культурный центр, а так же Музей Крестьянских Историй. Костромская область - один из самых депрессивных регионов России, по которому катаклизмы 20 века - коллективизация, укрупнение, вымирание Нечерноземья - ударили наиболее глупым и жестоким образом. С другой стороны в Костромской глубинке, где вымерло более 80% деревень, сохранилось много удивительного. Прежде всего здесь ещё местами сохранился тот уклад жизни, который стремительно исчезает под натиском современности. Мы хотим сохранить этот уклад не в музее, а в действии - будем вести хозяйство, готовить в русской печи, попробуем сажать лен и т.д."