http://s7.uploads.ru/QOm49.jpg

                             Мозг до сих пор остается самой большой загадкой для науки.

У каждого человека в голове находится сложнейшая нейронная сеть. Если нейроны вытянуть в одну ниточку, то получится 2,8 миллионов километров. Это достаточно, чтобы 68 раз облететь вокруг Земли или 7 раз слетать на Луну. А у человеческого плода нейроны образуются с бешеной скоростью — почти 30 миллионов в час. Каждый нейрон имеет до 10 000 или больше возможных связей с другими нейронами. Так и получается нейронная сеть, по которой, как по проводам, течёт информация, и там же обрабатывается. Если посчитать все эти цифры, то получается квадриллион синапсов - связей в мозгу. Квадриллион — это феерическая цифра, это больше, чем звёзд во Вселенной.

Как же мы мыслим? Зачем из всех живых существ только у гомо сапиенс появился язык? Почему одним людям приходят в голову гениальные идеи, а другим нет? Кто такие люди? Эти вопросы всегда были очень актуальными и остаются ими сейчас. В 1970-х годах вышел фильм знаменитого режиссера Франсуа Трюффо «Дикий ребенок». Сейчас бы его назвали Маугли. Это имя из сказки Киплинга стало научным термином: это дети, которые по каким-то причинам оказались вне общества и не обязательно, что были бы воспитаны волчицей или львицей.

Фильм базируется на реальной истории, которая произошла в 18 веке. Из леса вышел мальчик лет семи. Дикий - телом человек, а всем остальным зверь. Тогда и начались дискуссии — кого считать людьми? Того, у кого нет хвоста и шерсти? Ходит на двух ногах? А современные учёные ещё бы добавили: гомо сапиенс - это человеческий геном? И вообще: мы рождаемся людьми или ими становимся? Этим дикарём учёные много занимались, но разговаривать его не научили, он так и остался зверёнышем. Был и другой случай. В США была обнаружена девочка, которую отец держал взаперти в комнате 12 лет. За это время она никого не видела и не слышала человеческой речи. Лучшие специалисты - психологи, психиатры, педагоги - взялись за девочку с той же целью: сделать её человеком и научить разговаривать. Тщетно. Какой вывод делают из таких случаев учёные?

http://s7.uploads.ru/OCGSV.jpg

                                     Наш мозг — это совершенный музыкальный инструмент.

Принято говорить, что наш мозг — это компьютер, и у нас нет другой метафоры, потому что его ни с чем с другим сравнить нельзя. Но мы точно знаем сейчас, что «компьютер» в нашей голове отличается от любого из тех, который человечеству известен. В нашей черепной коробке, конечно, также происходят вычисления. Но это не единицы и не нули, он работает по другому принципу, возможно, что он использует другой тип математики… Кому-то может повезти, и по наследству от бабушки с дедушкой он получит замечательный мозг, который хорошо обучается и у которого быстрые биохимические процессы. Но если ребёнок при этом оказался в ситуации Маугли, или его плохо учат, то толку от его замечательного мозга, который от предков достался, никакого. Какой бы инструмент ни появился у вас в голове, на нём нужно научиться играть.

http://s7.uploads.ru/ZqlHk.jpg

                                                Неандертальцев мы победили словом.

Последние исследования показали: неандертальцы нам родственники, хотя в этом долгое время сомневались. Как-то странновато было представить, что сотни тысяч лет назад на планете жили одновременно разные хомо. Представьте — есть кошка и некая НЕДОкошка. Она не лиса, не волк, она из тех же, но не вполне. Соседствовали разные виды хомо, и мы оказались самыми сильными и победили. Но почему НЕДОчеловеки (или «другие человеки» ) погибли? Ясно, что мы их переиграли, в том числе и с помощью языка. Гомо сапиенс научился разговаривать звуками, а неандертальцы, насколько нам известно, освоили только язык жестов. Конечно, преимущество оказалось на нашей стороне - одно дело предупредить об угрозе словами — быстро, звучно, понятно, а пока из кустов пальцами просигналишь, дикие звери всех соплеменников растопчут.

Но языки выросли вроде бы из одного корня - из Африки. А дальше пошли расползаться по миру и появилось многое количество языков — их сегодня почти 6000, и многие уже считаются мёртвыми, т.е. на них уже не говорят. А может языки возникли в разных точках Земли? Но тогда встает вопрос: что же такое есть в биологии, что включает необходимость возникновения языка? Это точно не только коммуникация - если бы основной функцией языка была коммуникация, то он становился бы всё более и более простым, но все языки мира демонстрируют обратную картину - усложнение. Для того, чтобы понять другого человека, нужно знать, кто сказал, когда сказал, что было до этого, что будет после, что остальные про это думают. То есть основная задача человеческого языка — не коммуникация, а мышление.

http://s7.uploads.ru/vQi7K.jpg

                                       Язык позволяет нам упорядочить хаос Мира.

Почему нам так важно знать, как устроен язык и мозг? Мы общаемся с миром через окна и двери — это слух, зрение, обоняние, осязание. Но через это информация только входит, обрабатывается всё это мозгом. Мы смотрим глазами — а видим мозгом, слушаем ушами — слышим мозгом. Мозг поставляет нам картину мира, от него зависит: что он покажет, то и увидим. А почему мы должны ему доверять? А какие основания считать, что у нас, например, сейчас не коллективная галлюцинация? Но в психиатрии, галлюцинация пациента - такая же для него реальность, как для нас любая другая реальность. Нет способа доказать ему, что восемь чертей, которые по столу ходят, на самом деле не существуют, а их его мозг породил. Поэтому нам так важно знать, как мозг работает, потому что мы от него тотально зависим.

И вот справиться с хаосом, на который наши сенсорные системы реагируют каждую миллисекунду, помогает человеческий язык. А точнее - мозг с помощью языка обеспечивает нам не только коммуникацию, но и возможность с этим бардаком бороться. Например, есть огурчики маленькие, крупные, с пупырышками, гнилые, солёные - разные, но для них всех есть одно слово «огурец». Если бы его не было, нам пришлось бы для каждого из объектов придумывать новое слово. Выходит, что язык дает возможность собрать мир и структурировать, и язык для этого использует договорные механизмы. Мы договариваемся, что это называется «микрофон», а это «экран» - это код носителей одного или нескольких языков и эта общая способность работать с языком наследуется. Поэтому, какие бы усилия вы ни употребили для обучения курицы языку, ничего не получится. Для этого нужно специальные гены и специальный мозг. Именно такой он у нас и есть.

http://s7.uploads.ru/kDby2.jpg

                                                              Дети - это инопланетяне.

Ребёнок - инопланетянин. Он приходит в мир, не зная про него ничего, но должен всё про него узнать. В этом ему помогает его мозг, благодаря генетической программе, которая знает, как вынимать из мира информацию. Теперь представьте, что ребенок должен овладеть языком тогда, когда его никто этому не учит. Вы можете возразить, что родители и все вокруг разговаривают. Но ребёнок - всё что угодно, только не магнитофон. Ребёнок должен вычислить: что язык, а что не язык. Он слышит много разных звуков - соседи сковородками кидаются, кошки мяучат, собаки лают, машины скрипят тормозами. Что из этого язык? Более того, ему никто не сообщает никаких правил ни про падежи, ни про окончания. Он сам пишет так называемую карту языка - ребёнок выполняет задачу, которую не могут выполнить лучшие лингвисты Земли. Как он это делает — мы хотим знать. Кроме того, ребёнок окружен языком, состоящим из сплошных ошибок. Если сейчас записать устную речь — там будет масса сбоев, не потому, что мы неграмотные, просто язык «не то сказал». Ребёнок же умудряется из хаотической информации вынуть правило. Только мощнейший компьютер, которым является мозг, позволяет ребёнку это сделать.

http://s7.uploads.ru/am9cZ.jpg

                                           Гены человеческого языка так и не найдены.

Задача последних лет - найти специфические человеческие гены, то есть те, которых у других нет, и которые сделали нас людьми. Например, в 2009-м был открыт FOXP2. Он был найден у двух семей с патологиями из США и Англии. Например, бабушка не могла научиться говорить, троюродная тётя не умела читать, племянник пишет с 60-ю ошибками на странице. Стали их исследовать и нашли ген, который поломан. Было очень пышно объявлено: наконец, найден языковой ген! Если бы он таковым оказался, то была бы Нобелевская премия, потому что это бы значило, что найден ген человека, а не ген какой-то грамматики. Но вышла неприятность: оказалось, что этот ген есть у котов, мышей, крокодилов и у всех на свете, просто он у гомо сапиенс работает почему-то по-другому. Но всё-таки - почему FOXP2 такой важный, почему из-за его поломки у человека возникает столько сбоев? Мы пока не можем ответить на этот вопрос.

http://s7.uploads.ru/DK1AP.jpg

                                                       Роботы не напишут "Реквием".

В последнее время мы всё больше «сотрудничаем» с разными аппаратами, например, гаджетами. Раньше мы считали на бумажке задачу, а сейчас сложные вычисления считает компьютер. Так кто из нас решает задачу? Знаменитый профессор Джерри Фодер написал любопытную статью «Где моё сознание?» Там он пишет: "Я сижу работаю, а вокруг меня ездит робот-пылесос, такая большая круглая таблетка. Он как живой - обходит углы, залезает под диваны, захочет поесть — подъезжает к розетке, боком встал, поел электричества, и дальше поехал. Мои внуки кормят его печеньем. Я думаю, раз он живой, значит у него должны быть ментальные репрезентации (то есть, когда организм отражает во внутренних состояниях изменения, происходящие во внешнем мире). Я открыл пылесос в их поисках, но обнаружил там только печенье и кошачью шерсть. Чем же он думает?" - Конечно, это шутка, но масса аппаратов вокруг делают за нас интеллектуальную работу. Или мы с их помощью. Тогда встает вопрос: где заканчиваюсь «я»? То, которое в флешке - это тоже я или уже не я?

http://s7.uploads.ru/U3Cby.jpg

                          Суперкомпьютеры производят триллионы операций в секунду.

И эта скорость увеличивается каждые три месяца в два раза. Это несопоставимо со скоростью проведению нервных процессов у нас в мозгу. Выходит, что по скоростям мы проиграли эту игру навсегда и нет никаких шансов. Но... Вы слышали, чтобы компьютер что-нибудь создал? Не в смысле сложно покрутил кубик-рубик, а стал Моцартом или Пушкиным? Нет. У него только идёт скоростной перебор единиц и нулей. Если собрать все компьютеры Земли плюс интернет, то получится мощность одного человеческого мозга. Одного! Из этого следует, что мы куда-то не туда идем при создании искусственного интеллекта, что нужен прорыв другого рода. У нас в голове тоже компьютер, но какой-то совсем другой. У нас масса вещей идет параллельно какими-то невероятными путями.

http://s7.uploads.ru/9VpLO.jpg

                                     Как делаются открытия? Разве их можно запланировать?

Человек в ужасе просыпается ночью, что-то записывает, утром просыпается, видит запись — и с удивлением спрашивает: кто это написал? Откуда это взялось — он сам не знает, ведь это его мозг породил. Как-то мгновенно, со странными ассоциациями. Чтобы вычислить алгоритм гениальности, надо изучать людей. Если бы сейчас прилетела фея и подарила волшебный томограф, который показал бы каждый нейрон, то мы бы ничего не поняли. Ведь их квадриллион – этих связей! Что делать с массой этих данных? А нужно, чтобы родился гений, который на это дело посмотрит и скажет: «Это не так, и это не так, а я пойду, пожалуй, пива выпью». А потом придёт и скажет — вот как дела обстоят. - Вот так делаются открытия.

Крупнейший математик, космолог и философ Роджер Пенроуз сказал: моделирование мозга невозможно, потому что не всё в мозгу - вычисления. Интеллект требует понимания, а понимание — осознания. А что такое осознание — никто не знает. Как это происходит формально - не знаем. Какие алгоритмы, как описать — не знаем.


Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований.






http://paranormal-news.ru