ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Символизм » Редкая иконография.


Редкая иконография.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://sh.uploads.ru/7bdxk.jpg

Икона "Лабиринт духовный", 18 век,
Дерево, темпера, 54 х 44 см
Местонахождение - Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.


Круглый лабиринт, написанный на охристо-жёлтом фоне, имеет всего один выход наверх. Вниз же, в геенну огненную, ведут несколько путей, соответствующие двенадцати грехам, подписанным под ними: зависть, клевета, убийство, блуд, пьянство, гордость, тщеславие, уныние, гнев, сребролюбие, чревобесие и объедение.

Таким образом, к семи смертным грехам (гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние) иконописец, наставляя христианина на истинный путь, добавляет ещё несколько. Это расширение списка грехов позволяет нам заглянуть в духовный мир человека того времени и приближает нас к реалиям той эпохи.

Над фигурой, наивно изображенной в центре лабиринта, помещена надпись: «како хочу ити путемъ». По краям лабиринта, по кругу, помещён текст, который можно прочитать лишь частично: «Братие словесемъ врага не веруй твоего дондеже придетъ скорбны <неразборчиво> жития сего. Яко (?) <неразборчиво> пребывли животе да с хрсом будеши вовечно <неразборчиво>. Пути твоя гди скажи ми и стезямъ твоимъ научи мя. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене».

Четвёртая строчка, помещённая по нижнему краю лабиринта, не поддается расшифровке. Литературный источник двух строчек удалось установить: строчка «Пути твоя гди скажи ми и стезямъ твоимъ научи мя» взята из 24-ого псалма, а «Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене» — из 27-ого.

В регистре, посвящённом земной жизни, по двум сторонам от лабиринта помещены две сцены — смерть праведного человека и смерть грешника. В левой части душу праведника, изображённую в виде фигурки младенца, принимает ангел Божий, одетый в красные одежды. Праведник изображен как почтенный человек с окладистой бородой. Он одет в тёмно-зелёные одежды и укрыт красным одеялом. Справа от лабиринта душу умирающего грешника принимает ангел сатаны — уродливое чудище в перьях — в когтистых лапах он держит два свитка, текст на которых неразборчив. Душа грешника также представлена в виде младенца, а сам грешник — в виде безбородого мужчины.

Обе сцены помещены на фоне пейзажа, созвучного изображенному внутри лабиринта.
Вход в Небесный Иерусалим оформлен в виде небольшой арки, напоминающей черты западной архитектуры эпохи Ренессанса. В центре верхнего регистра на пышном, барочном троне восседает Иисус Христос в красном хитоне и тёмно-зелёном гиматии. У его трона на коленях предстоит душа праведника в белых одеждах, которую подводит к Спасителю ангел в красном одеянии. От фигуры Христа исходят золотые лучи божественного сияния.


По сторонам от него мы видим изображение самого города, обозначающего рай. Архитектурный стаффаж представлен зданиями разных типов, выполненных в духе архитектуры западного Ренессанса, между которыми размещены зелёные деревца. Общий колорит верхнего регистра можно охарактеризовать как красновато-охристый, наполненный теплом и светом. Дома, арка, небо, трон и хитон Христа написаны фактически одним цветом. На этом фоне ярко выделяются тёмно-зелёные деревья и гиматий Христа.

Для изображения в нижнем регистре геенны огненной иконописцем также использован красновато-охристый цвет, но это уже не цвет тепла и света, которым наполнен Горний Иерусалим, а цвет огня, обрекающего грешников на вечные муки. Сама геенна огненная изображена в виде чудовища с человеческими красными глазами, в огромную пасть которого неизбежно упадут грешники, избравшие неверный путь. Желтые языки пламени в нижней части иконы обозначают преисподнюю.





http://mirtesen.ru/url?e=pad_click& … 3903196861

0

2

http://sh.uploads.ru/gNnML.jpg

Спас Благое Молчание - редкая икона Христа.

Икона "Спас Благое Молчание" — здесь изображён Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда.

Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.





C форума.

0

3

http://s5.uploads.ru/YPuxX.jpg

О смесоипостастном образе Св. Троицы.

"Характерны указы Тобольской консистории 1748 и 1770 г. Тюменскому монастырю, дающие картину упадка иконописания в XVIII в. Оба они трактуют об исправлении церковного неприличного иконописания, о смесоипостасном образе Св. Троицы, который вошло в обычай писать с тремя лицами и четырьмя глазами, поэтому, согласно указа Св. Синода 11 июня 1764 г., предписывается "чтобы в иконных изображениях, странные и нелепые непристойности (как Е. И. В. в том 1764 г. в походе на Волге от одного купца образ, изображающий Св. Троицу с 3 лицами и 4 глазами на подобие еллинских богов, был поднесен), все конечно пресечены были "и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля".

Прим. Е.И.В. – Его Императорское Величество.  (Молодых В. Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Тюмень: Гостипография, 1924. С. 151-165.)

http://sa.uploads.ru/l95fS.jpg

Оказывается, данные необычные трёхликие образа были характерны для Западной Европы 13-16 веков как иконописные изображения Святой Троицы. Они были признаны "еретическими и кощунственными" в 1628 году папой Урбаном Восьмым, несмотря на что, обрели популярность и  "поселились" в России. Я не буду повторять выдумки религиозных историков и объяснения их ортодоксальной (православной) догматики по поводу формулы "Отца, Сына и Святого Духа" (или Святой Троицы), скажу лишь, что назывались эти образа "смесоипостасными" и были запрещены в XVI в. Тридентским собором, после чего повсеместно начали уничтожаться. И еще скажу, что мне лично странно, если это Святая Троица, почему сразу "уничтожаться"?

http://sd.uploads.ru/PCNK9.jpg

Ещё немного из истории:

Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещёнными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа.

http://s5.uploads.ru/9RFQ1.jpg

http://s3.uploads.ru/XFGkm.jpg

http://sg.uploads.ru/iWGkT.jpg

http://s9.uploads.ru/r2K5C.jpg

http://s4.uploads.ru/cxgkp.jpg

http://sg.uploads.ru/9B1yL.jpg

http://s3.uploads.ru/o0rBG.jpg

http://s5.uploads.ru/XBcEZ.jpg

http://s3.uploads.ru/z7UqY.jpg

http://s5.uploads.ru/ITYHQ.jpg


И ещё немного для сравнения:

http://sg.uploads.ru/0WmXt.jpg

http://sg.uploads.ru/rgv1i.jpg

http://s7.uploads.ru/ON754.jpg

http://sh.uploads.ru/HrpJl.jpg

0

4

http://s4.uploads.ru/QI5HV.jpg

http://s7.uploads.ru/EQsM5.jpg

http://sh.uploads.ru/bSZpU.jpg

http://s3.uploads.ru/UVXDF.jpg

http://s3.uploads.ru/Ee0G5.jpg

http://sg.uploads.ru/wChuR.jpg

http://s8.uploads.ru/KDVYZ.jpg

http://sd.uploads.ru/8LAIY.jpg

http://s7.uploads.ru/npfeS.jpg

http://sh.uploads.ru/QWO5D.jpg

http://s3.uploads.ru/kD9Im.jpg

http://s4.uploads.ru/fnNKh.jpg

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Символизм » Редкая иконография.