На конец XIX века пришелся настоящий матрёшечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети.
Хохломская матрёшка. Стандартное исполнение.
В основном русские матрёшки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п.
Матрёшка. Роспись "Весенний сюжет".
За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрёшки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрёшек за границу.
Матрёшка Роспись "Хлеб да соль".
Матрёшечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрёшечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан.
Матрёшка Роспись "Жостовский мотив".
Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрёшки, выдавая их за русские.
Хохломская матрёшка. Авторское исполнение.
Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрёшек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки, имитирующие женское тело, правда, Сергиевские куклы, как правило, плотнее и приземистее Семеновских.