Исходя из того факта, что большинство изучающих магию начинают этот процесс исключительно с чтения весьма разнообразной сейчас литературы, которая, в силу этого, может стать для той или иной личности формирующей (в особенности, если учесть присущую постсоветскому пространству и многим слабо критичным личностям "веру в печатное слово"), стоит кратко затронуть вопрос и о роли этой самой литературы в процессе вхождения в магию, которая, кстати, может быть весьма не однозначной - не стоит думать, что литература способна только передавать ту или иную информацию и ничего более - вспомните нередко всплывающие истории о "магической" книге - книге, само чтение которой меняет читающего. И основная идея этих историй, как можно видеть на примере имевшейся в социалистические времена цензуры (по идеологическим, политическим, психологическим и не только принципам), разделялась и тогдашними "власть имущими" и "стоящими на страже", нередко характеризовавшими то или иное произведение как "идеологически вредное", "опасное" и т.п., на основании чего оно "запрещалось" - и действительно, рискнет ли кто-нибудь утверждать, что литература не способна "влиять" на читателя, минуя его сознание? А если на такое способна "обычная", например, художественная, литература, то чего же тогда можно ожидать от "магической", напрямую, а не косвенно, аппелирующей к изменению сознания (и не только) читателя? Осторожность в этом вопросе желательна или даже необходима, причем осторожность, осторожность и еще раз осторожность, а то "как бы чего не вышло", особенно у начинающих, ещё не знакомых толком с "магической спецификой"...
Вообще говоря, при всем своем кажущемся разнообразии, литература "о магии" бывает трёх основных типов, согласно основной задаче, ставящейся при её издании:
а) КОММЕРЧЕСКАЯ, издаваемая исключительно ради получения автором гонорара, либо для "создания имени" или увеличения и подтверждения авторитета автора в мире магии (а также и для набора себе учеников - ещё один источник дохода) - такая литература отличается сильной адаптацией под слаборазвитого читателя (если, конечно, там есть, чего адаптировать, а то, нередко, вся такая книга содержит лишь абстрактные рассуждения о боге, духовности и прочих "Высших Силах и Законах", нравоучения и море историй - и все это без единой капли стоящей информации) и издается либо в мягкой обложке с громкими названиями, либо в сверхдорогих, "подарочных" стилях оформления. В такой литературе нередки компиляции и даже явный плагиат из других источников, а изложение зачастую фрагментарно, урывочно, без какого-либо прослеживаемого плана изложения. Польза от такой литературы невелика, "но вреда, однако, тоже никакого" (почти...) - купив подобное, вы просто проспонсируете издание автором ещё одного аналогичного "шедевра магии". Объём таких книг затрагивает, чаще всего, как минимально, так и максимально возможные значения, книги, нередко, перенасыщены иллюстрациями, не относящимися к теме изложения. Как правило, никогда нет списка использованной или ссылочной литературы.
б) РЕАЛИЗАЦИОННАЯ, нередко издаваемая за счёт автора, и предназначенная для официальной фиксации той или иной информации, полученной автором. Кроме этого, в данную литературу нередко попадают и "труды" элементарных резонеров и графоманов, у которых "силы, чтобы творить, есть, а знаний и таланта, чтобы творить, нет". По качеству полиграфии может быть как сверхдешёвой (если издана за счёт небогатого автора), так и средней (если автору всё же удалось соблазнить издательство). Объём такой книги в основном "средний" - около двухсот-трёхсот страниц, а информация, в них содержащаяся, может быть как хаотичной и, опять-таки, духовно ориентированной с большим количеством громких терминов (продукт резонера), так и весьма конкретной (если автор - специалист), содержащей продуманно изложенную информацию теоретической или практической ориентации (смешанная теоретико-практическая книга попадается сравнительно редко).
в) СОБСТВЕННО МАГИЧЕСКАЯ, преследующая не столько коммерческие, сколько магические цели. Издания бывают от среднего объёма и качества (малый объём и низкое качество довольно редки, но тоже встречаются) до строгих, "академических" вариантов, в объёмах полутысячи страниц, которые иллюстрированы исключительно "по делу". Данные книги практически не упоминают термины типа "Божественность", "Духовность", "Высшее знание" и т.п. "резонерские" определения (если только в книгах о теургической или религиозной магии) - они конкретны, хорошо спланированы, содержат как теорию (включающую, нередко, словари и классификации), так и практики, и, нередко, список использованной и рекомендуемой литературы. Отличительная черта таких книг - их многоплановость: там затрагиваются одновременно несколько взаимосвязанных между собой областей знания - магия, история, психология, социология, реже - экскурсы в естественные науки. Нередко трудны для беглого ознакомления и требуют не только спокойного и вдумчивого чтения и проработки, но и наличия определённого собственного опыта у читателя, без которого понимание излагаемого материала может оказаться сильно затруднено.
Теперь стоит рассмотреть, какие же конкретно магические цели могут преследовать те или иные "серьёзные" книги (которые, кстати, могут иметь и коммерческий успех, но все же главная цель у них - иная):
ПЕРВАЯ очевидная цель издания такой литературы - это формирование или развитие некоего мини-социума читателей-последователей и единомышленников основной идеи книги: для этой цели основные идеи излагаются максимально подробно, с большим количеством ассоциативной информации (облегчающей понимание). Нередко такая литература преследует целью формирование, поддержание или же возрождение той или иной магической традиции. Как правило, в книге содержится та или иная контактная информация для желающих очного общения на излагаемую тему. Учебный потенциал таких книг весьма высок - освоив самостоятельно предлагаемые там теорию и практики, можно начать "встраиваться" в ту или иную магическую традицию.
ВТОРАЯ цель, которую преследует магическая (идеологическая, религиозная, психологическая - и т.п...) литература - это подталкивание колеблющихся, уже почувствовавших свои возможности или же самостоятельно додумавшихся до чего-либо нестандартного и потому ищущих новую информацию, к тем или иным традициям, либо хотя бы просто к расширению своего мировосприятия. Такая литература, которая встречается отнюдь не только в эзотерических магазинах, наполнена "эмоционально-понятийным потоком смыслового сознания", и её чтение нередко вызывает положительную эмоциональную реакцию, под который, исподволь, практически не заметно для читающего, идет переориентация мышления с грубо материалистического на более открытое к восприятию совершенно нового, либо с некоего "общего" варианта мышления на требующийся для той или иной традиции. Последнее, кстати, может нести и негативную функцию, уводя от ещё только зарождающегося, интуитивно нащупываемого, практически не аргументированного и потому слабого, но оригинального взгляда на мир в русло некоторой давно уже сложившейся и потому идеологически намного более мощной концепции - и, таким образом, многие оригинальные мысли могут быть безвозвратно утрачены...
Данную цель, кстати, неплохо реализуют и широко распространившиеся художественные книги стиля "фэнтези", чтение которых впоследствии нередко приводит к появлению интереса к магии (так как там нередко встречается описание первых признаков спонтанной инициации магических способностей или самоинициации, которые может узнать у себя читатель; нередко встречается также и описание простых и не очень магических техник, которые совершенно случайно могут "получиться" в обычной жизни и, после осознания результата, заставят "сильно задуматься"). И авторы таких произведений, кстати, вполне могут не просто "выплёскивать свой внутренний мир" на страницы книг, но и нередко, сами того чётко не осознавая, выполнять и весьма определённый "социальный заказ" со стороны магических кругов. Встречается также и прямое описание известных автору магических действий либо измененных состояний сознания, известных не только "со слов" знакомых автору магов, но и используемых им самостоятельно - а такое описание отличается прямо-таки гипнотическим убеждающим воздействием, особенно когда выполнено в состоянии творческого вдохновения (читай - транса, а что из этого следует, объяснять, думается, нет необходимости).
ТРЕТЬЯ цель, которая отнюдь не так безобидна и благородна, как первые две - это замаскированное подключение читателя к конкретному эгрегору (нередко просто для цели поддержания последнего). Выполняется это либо посредством настойчивого формирования "правильного образа мыслей" через подробное изложение с примерами каких-либо теорий (той же Кармы, например), либо, что тоже встречается довольно часто, путем предлагаемой в книге "с практиками" (которых зачастую так жаждут начинающие осваивать магию) процедуры "самоинициации" либо иной магической операции, характерной для какой-либо магической традиции, и предназначенной для реализации процесса подключения, но декларируемой якобы для достижения некоторой иной цели. Не вдаваясь сейчас в подробности последствий от такого подключения, стоит обратить внимание лишь на основной эффект от чтения таких книг - ощущение тяжести, нередко и головной боли, и чувства "манит-отталкивает" в начале книги, которые сменяются спокойствием и "осознанием" (нередко с "вдохновением" и даже "просветлением") ближе к ее концу - такой эффект происходит по причине как борьбы сознания и подсознания, так и борьбы текущего и подключаемого эгрегоров за использование конкретного человека. У таких книг нередко имеются и продолжения, которые, после чтения начала, тоже "начинает хотеться" прочитать. Данную цель нередко преследуют (помимо всего прочего) и "формирующие традицию" книги.
ЧЕТВЁРТАЯ цель, которую нередко преследуют в магической литературе, тоже, как и предыдущая, небезопасна для читающего - это деструкция какой-либо мешающей той или иной системе магии идеи, силовое отключение максимально возможного числа людей от какого-либо мешающего определенным магам коллективного эгрегора, либо разрушение или ослабление противоположной магической традиции (вплоть до лишения Силы её начинающих адептов) - то есть элементарная "борьба идей" "за души людей" (во-первых чтобы "свои люди" не уходили, и, во-вторых, если удастся - и новых привлечь). Самые наглядные примеры подобного - борьба на страницах книг христианства с порожденным им же сатанизмом, борьба христианства с язычеством или же магией вообще - думается, что хотя бы один из этих примеров уже знаком читателю. Характерная черта многих таких книг - очень эмоциональное и рационально убедительное доказательство "истинности" излагаемого подхода наряду с подробной критикой (как конструктивной, так и не всегда - последнее часто характерно для христиан) подхода противников, в подтверждение чему приводятся нередко "притянутые за уши" примеры неблагоприятных последствий от использования "лжеучения" (а аналогичные неблагоприятные последствия от излагаемой концепции никогда не упоминаются).
В случае, если позиция деструктора сильнее позиции объекта воздействия, в адрес последнего встречается также и высмеивание, более или менее явное - а, как известно, то, что можно осмеять, уже не годится в качестве "Высшего Закона" и не так уже и сильно способно влиять...
Кроме прямой и явной "агитации", возможно также и спокойное убеждение (параллельно со скрытым внушением и прочими магическими и психотехниками), действующее, зачастую, намного эффективнее - например, излагается какая-либо теория, далеко не всегда как-либо связанная с "целевой" теорией (которая должна быть разрушена), и, постепенно вникая в суть излагаемой теории, читатель поневоле и незаметно для себя переориентируется на неё, а "целевая" теория в его восприятии как-то постепенно "теряет яркость", "перестает привлекать" и т.п. образом "обесценивается" - но такая практика встречается несколько реже "лобовой атаки", ибо требует весьма высокой квалификации автора-индуктора.
И вот, благодаря всем этим эффектам, возникающим при следовании той или иной цели в магической литературе, и возникает нередко в сознании и подсознании читателя процесс "борьбы идей", почерпнутых из различных источников и потому малосовместимых - и этот процесс, в случае, если личность не способна адекватно себя контролировать, может вызвать весьма плачевные последствия - от устойчивой депрессии до попадания в соответствующую клинику. Ну а если читатель ещё и худо-бедно владеет магической Силой, то возможны и более печальные последствия не только для него, но и для его окружения, так как его силой будут пользоваться в своих "разборках" идеи и стоящие за ними сущности (те же эгрегоры, например).
Также, как было уже отмечено, под воздействием чтения "сильной" литературы, может произойти и потеря только еще формирующегося "собственного пути", в результате которой читатель либо окажется в глубокой депрессии, утратив то единственное, что было "только его", либо невольно для самого себя "встанет под знамена" ЧУЖОГО для него взгляда на мир, так не сформировав свой собственный...
И чтобы хоть как-нибудь минимизировать данные процессы, можно посоветовать начинающим следующее:
не читать "всё, что попало", а последовательно изучать ту или иную одну (!) заинтересовавшую вас традицию (если вы верующий, то и однозначно разрешаемую вашей верой), после освоения которой постепенно переходить к другой, не являющейся антагонистичной к первой (весьма неплохо также, если новая традиция НИКАК не пересекается с уже освоенной).
не читайте "с надеждой на новое знание" книги, описывающие простым языком ранее совершенно не известный вам свод правил, теорий или философий (это касается, в основном, ситуации попытки освоения ранее совершенно неизвестной традиции) - некоторая отстраненность и скепсис наряду с обязательным наличием иных источников информации (в том числе и критических) о новой для вас традиции или концепции крайне желательны. Если же хотите "получить общее представление" о той или иной концепции, почитайте для начала ссылочную или адаптационную литературу о ней вместо чтения собственно первоисточника (который, как правило, имеет огромный потенциал воздействия на психику), либо просто посмотрите (если есть такая возможность) "со стороны", не привлекая к себе внимания, на её сторонников и оцените, нравятся они вам или нет - этот, крайне примитивный способ оценки, зачастую дает неплохой результат. И только если всё вас устраивает и нравится - беритесь за первоисточники.
очень желательно не заставлять себя читать книги, которые "не идут" или создают дискомфортное ощущение - если этого не сделать, продолжив чтение "через силу", можно ведь не только "попасть под влияние", но и вообще Собственной Силы лишиться (и такая цель некоторыми книгами преследуется)...
старайтесь запоминать прочитанное, но не принимать "на веру" что-либо вам до этого неизвестное, кроме того, никогда не бойтесь сомневаться в позиции книги или спорить с ней (хотя бы даже и на уровне простого внутреннего диалога).
ведите "дневник чтения" (или просто дневник...), куда обязательно записывайте все свои размышления и идеи, возникающие как сами по себе, так и в процессе чтения книги (или просто с течением времени) - это поможет не только не потерять "между делом" что-нибудь ценное, но и ретроспективно отследить факты внешнего воздействия на ваше мышление либо мировосприятие или же ассоциативно восстановить какое-либо ваше прежнее состояние.
И конечно, совершенствуйте своё мышление, неэмоциональную память, самоконтроль и управление эмоциями, обязательно учитесь по собственному желанию "сбрасывать" и снова "воссоздавать" возникающие при чтении состояния, а также "подставлять" влиянию книги не "своё сущее", а его копию-марионетку, наблюдая потом за состоянием которой, можно адекватно оценивать, стоит ли "допускать" книгу в свое сознание - а это всё можно освоить, отложив на время занятия магией и занявшись практической психологией, владение чем, с точки зрения автора данных заметок, магику крайне полезно и, может быть, даже необходимо...