Одной холодной, унылой ноябрьской чёрной-чёрной ночью, на чёрной-чёрной машине я поехал в бермудский треугольник Беларуси, в Чёрный-чёрный замок Ольшанский, всем известный своим Чёрным-чёрным Монахом…
Гольшаны – самое мистическое местечко Беларуси. Здешних леденящих кровь легенд хватит на полноценный фильм ужасов, поэтому не удивительно, что здесь бывали как доморощенные любители острых ощущений, так и разные журналисты, съёмочные группы, “охотники за привидениями” и исследователи паранормальных явлений. И, хоть я и не верю в судьбу, но если назвался “Ночным Дозором”, то тут уж не отвертеться, судьба тебе – ночью съездить в Гольшаны.
Про гольшанские легенды можно снять не только фильм, их хватит не только на отдельный пост, но и, такое ощущение, что и на целый блог. Здесь и проклятые кладбища, и заколдованные женихи, и подземные дворцы с богатствами, и провалившиеся под землю город, костёл, да и вообще, легче перечислить то, что здесь под землю не проваливалось. Но самые известные легенды – про Чёрного Монаха и Белую Пани.
Выехав за город, я был в восторге. Просто сказочное небо – то, что надо! Полная луна и множество огромных туч с просветами. Как я и задумывал. Чёрный Монах меня манит в свою ловушку, промелькнуло у меня в голове.
Когда почти в полночь я приехал к замку и посмотрел вверх, тучи совсем исчезли с неба. Только чёрное небо, только полная луна и только мерцающие звёзды. И холод. Да, холод, исходящий от этих полуразрушенных стен. Я стал устанавливать освещение. В некоторых местах с риском оступиться в темноте и рухнуть глубоко в подвал с 4-5 метровой высоты. Что меня удивило – так это то, что от этих стен исходят странные звуки, какой-то шум, журчание ручья. И самое странное, что как только звук исчезал – я начинал чувствовать себя неспокойно. Как-то мне всё это стало надоедать и я решил послушать музыку. Всё было отлично, пока в плейлисте не зазвучала какая-то тревожная песня. Я со злостью выдернул из ушей наушники, решив, что лучше всё же слушать стены. Честно говоря, гуляя вокруг замка, я не ощущал никакого беспокойства, но тревога нарастала, когда я вторгался внутрь этих камней, в вотчину Чёрного Монаха.
Так незаметно прошло несколько часов, я отстроил свет, кое-что отснял, и стал ждать хорошей позиции луны и хоть какого-либо облачка на ней. И тут, глянув на горизонт, снова холодок пробежал по моей спине и волосы стали дыбом. Огромным фронтом, от горизонта до горизонта, закрыв собой всё небо, на меня и замок с большой скоростью надвигалась всепоглощающая туча. Я сразу вспомнил историю про художника, встречавшего здесь Новый Год. Зрелище было нереально-трагичным! Так появилось первое фото.
А дальше началась чертовщина! Взгрузив на себя штативы, захожу на руины, осторожно, чтобы не оступиться… И вдруг… наступает полная темнота! Через пол-секунды шока понимаю, что просто перестал светить мой карманный фонарь, которым я освещаю дорогу. Улыбаюсь, пока ещё улыбаюсь, меняю батарейки. Беру 3 штатива со светом и спускаюсь в подвал подсветить аркады. Устанавливаю первый штатив, второй… Тут кто-то сзади сильно хватает меня рукой за сапог! ШОК! Резко оборачиваюсь – оказывается, это на сапог упал первый штатив. Стараюсь не думать, почему же он упал, но уже не до улыбок. Устанавливаю второй, третий, с облегчением выхожу из заросшего подвала и вдруг слышу какую-то музыку, звучащую ниоткуда… Опять шок! Но хорошо, что я быстро догадался, что это мой собственный мобильник, жена…
Поговорив, иду “целиться” в глазок, искать кадр, и тут гаснет первый свет. Стараюсь думать не волнуясь, понимаю, что пришла пора менять аккум. Беру два запасных, так как знаю, что во втором фонаре стоит такой же и спускаюсь в подвал. И не зря, пока менял первый, как по плану погас второй. Шучу сам себе, что хоть что-то идет по плану. Выхожу, и тут, помигав, гаснет третий! Ситуация начала меня несколько нервировать, так как я знал, что в третьем аккум в 2 раза большей ёмкости, а работал он меньше первых двух. Спускаюсь в очередной раз, не меняя аккум выключаю, включаю – все работает! Быстро выбегаю из подвала, и пока ничего не погасло, беру четвёртый штатив и начинаю спускаться, чтобы установить его в правой части кадра. И тут я чуть не онемел, прямо на моем пути, на спуске в подвал стоит чёрный кот и смотрит на меня! Я не знал, что мне делать, что-то негромко крикнул, замахнулся на него рукой… Вдруг всё вокруг закружилось, поплыло, я поскользнулся и через мгновение земля сотряслась – я приземлился на пятую точку.
Напрасно я, поднявшись, искал кота, он куда-то исчез, как будто растворился. Честно говоря, ничего снимать больше не хотелось, но моё упрямство… Я установил четвёртый свет, выхожу из подвала, делаю снимок номер 2, уж что получится, не заморачиваясь о художественности, и успокаиваюсь, перевожу дыхание. Но тут гаснет пятый штатив (“заполняющий” свет), который стоял возле камеры…
И тут я решил, что хоть я и атеист, и человек не суеверный, но намеки ПОНИМАЮ! Так быстро я ещё никогда не собирался. Покоритель Дорог завёлся с первого раза, и около 6 часов утра я покинул это странное место. Я решил заехать в ближайший лес и отоспаться там. Но в Гольшанах, на повороте, “проголосовала” какая-то женщина в длинном светлом, почти белом, пуховике (или может плаще?). И хотя из-под пуховика, вроде бы, выглядывали синие джинсы, я решил, что, на всякий случай, спать поеду намного дальше, чем планировал раньше, и не в лес. Перед тем как уснуть, я решил посмотреть на запись видеорегистратора, кто же там голосовал? И это добило меня окончательно – видеорегистратор, который включается автоматически, в этот раз не включился, отошел штекер в прикуривателе. Я был близок к панике, но, к счастью, ночь на этом закончилась, начало светать…
Проспав почти до обеда, я заехал в ближайший лес, пообедал там, привел себя в порядок. Я хорошо выспался, отдохнул и казалось, что ночного приключения как будто и не было. Птички поют, земля вертится, солнце не погасло, и я вернулся в Гольшаны к замку.
Оказывается, от бывшей резиденции князя рода Сапегов, замка первой половины XVII века, осталась максимум одна восьмая часть.
Разрушаться он стал ещё задолго до Советской власти.
Но, конечно же, больше всего ему досталось при коммунистах, когда его буквально растащили на кирпичи, из которых был построен ущербный такой Дом Культуры.
Проявив мужество и героизм, я вернулся на место ночных событий.
Днём здесь совсем не страшно, а Чёрному Монаху, кажется, и вовсе негде прятаться.
Я даже спустился в самый низ в надежде обнаружить какой-нибудь тайный подземный ход. Где же он здесь прячется?
Все считают, что в романе Владимира Короткевича “Чёрный замок Ольшанский”, описаны именно эти руины замка в Гольшанах.
Но кроме чёрного замка, в Гольшанах есть еще и Чёрная водяная мельница.
Как и полагается, мельница также наводнена привидениями. Рассказывают что отсюда доносятся голоса призраков, ржание подъезжающих коней, скрипы повозок, и как мельник договаривается с клиентами.