Общая информация.
Примерно в 35 км к северо-востоку от г. Гая (штат Бихар) посреди абсолютно плоской желто-зелёной равнины возвышается невысокая скалистая гряда протяженностью около 3 км.
В её центральной части находится известная своими древнейшими в Индии рукотворными пещерами группа скалистых возвышенностей, которые называются Барабар (Barabar(Banawar) Hill). Примерно в полутора километрах от них на восток находится ещё одно место расположения подобных пещер, относящихся к одному с Барабаром историческому периоду – скалистый холм Нагарджуни (Nagarjuni Hill).
Чаще всего оба эти места упоминаются под одним обобщающим названием: «Пещеры Барабар» (Barabar Caves).
Группа «Барабар» состоит из четырех пещер, а группа «Нагарджуни» – их трёх.
Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.). Наряду с двумя пещерами Сон Бхандар (Son Bhandar Caves) в Раджгире они являются самыми древними пещерными храмами Индии.
Одной из самых интересных особенностей этих скальных сооружений является то, что они не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне шраманской секте философов-аскетов адживиков. Насколько я знаю, Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией.
Адживики. (Из книги А. Бэшема «Чудо, которым была Индия»).
Третьей неортодоксальной сектой, возникшей одновременно с буддизмом и джайнизмом, были адживики – группа аскетов, связанных, как и джайны, суровой дисциплиной и также отказывавшихся от всякой одежды.
Учение основателя секты Гошалы Маскарипутры во многом напоминает идеи его современника Махавиры, одно время бывшего его другом. Как и Махавира, он основывался на учениях, предшествовавших вероучителей и аскетических сект, дополняя и развивая их.
И буддийские и джайнские источники утверждают, что он был незнатного рода, умер он примерно на год раньше Будды, т. е. в 487 г. до н. э., после яростной полемики с Махавирой в г. Шравасти. Его последователи, видимо, объединились с учениками других проповедников – таких, как антиномист Пурана Кашьяпа и атомист Пакудха Катьяяна, и образовали секту адживиков.
Расцвет секты приходится на эпоху Маурьев – известно, что Ашока и его преемник Дашаратха дарили адживикам пещерные храмы. Однако впоследствии секта стала быстро терять влияние, сохранив небольшое число последователей лишь в маленьком районе Восточного Майсура и прилегающих областях Мадраса, где она удерживалась до XIV в., после чего о ней уже больше ничего не было слышно.
Тексты адживиков до нас не дошли, и мы о них знаем только из буддийской и джайнской полемики против этой секты. Учение адживиков было, несомненно, атеистическим и отличалось последовательным детерминизмом. Традиционное учение о карме, как известно, утверждает, что состояние человека определяется его прошлыми поступками; наряду с этим человек сам может повлиять на свою судьбу в настоящем и будущем – при помощи правильного поведения. Адживики отрицали это. Они считали, что существует безличный космический принцип (нияти, т. е. судьба), который определяет в мире всё, вплоть до мельчайших деталей. Поэтому воздействовать на процесс трансмиграции вообще невозможно.
Несмотря на то, что человек никак не может повлиять на своё будущее, монахи секты адживиков предавались суровому подвижничеству, объясняя это предначертанием судьбы. Тем не менее последователи соперничающих вероучений обвиняли адживиков в распущенности и безнравственности.
Адживики дравидского юга развили своё учение в направлении, близком к эволюции буддизма «великой колесницы». Гошала стал у них нетленным божеством, наподобие Будды в системе махаяны, а учение о предопределенности трансформировалось в доктрину, напоминающую взгляды Парменида: мир вечен и неподвижен, и всякое изменение и движение – лишь иллюзия. Здесь усматривается определенное сходство с учением Нагарджуны о «пустоте»
Все же самое удивительное в Пещерах Барабар – это не их уникальная древность, не принадлежность к давно исчезнувшей загадочной шраманской секте, не замечательная точность геометрии помещений и поражающее качество полировки гранитных стен и сводов, а то что эти необычные сооружения были специально спроектированы и построены как акустические пещерные залы для медитаций.
Пещеры Барабар (Barabar Caves).
Утром, ровно в 8.00, погрузившись в солидный по индийским меркам Shevrole Travera, мы отправились к пещерам на скальных холмах Барабар (Barabar, Banawar).
Вчера, когда я долго и занудно торговался за вояж Барабар – Дунгешвари, мне казалось, что меня искусно разводят, пытаясь всучить автомобиль повышенной проходимости вместо традиционных Indica или Indigo.
По результату поездки оказалось, что люди просто вдумчиво отнеслись к делу и желали мне добра (что для Индии в общем-то не характерно, особенно вдумчивость) и действительно хотели, чтобы мы надежно и спокойно доехали до места назначения.
Потом, уже в Махараштре, когда не глядя на маршрут мне тупо выдали Индику, мы так и не смогли доехать до одного из намеченных мест, ещё и слегка покалечив ходовую этой индийской Калины.
По NH 83 проехали через одно из самых неприятных для туристов мест Индии – г. Гая до городка Бела (Bela), после которого повернули на восток, и дальше дорога шла уже по сельской местности. Сначала она ещё имела вид плохой, но все-таки дороги, а уже ближе к Барабару мы ехали проселками, проложенными по забутованным камнем глиняным дамбам между рисовыми полями.
Переживать о том, что попадётся встречная машина и будет сложно разъехаться здесь не приходится – в Бихаре автомобилей и так не много, а в сельской местности их просто нет.
Водитель раньше здесь не бывал и поэтому для начала слегка поблудил, но я был даже доволен – ехали по интересным местам мимо и через деревни у подножья скалистых холмов.
Неспешная езда (камни и промоины) и блуждания в поисках дороги привели к тому, что добрались мы до деревни у подножья Барабара только часам к 11-ти дня.
Остановились на деревенской площади и не успели пристроить машину в тень, как уже явились сборщики подати. Обычно этим занимаются пожилые мужики или дедки (иногда в форме ASI песочного цвета) и берут небольшую сумму (10-20 рупий) «за въезд» или «за парковку», причём почти всегда дают квитанцию местного «сельсовета» – панчаята.
Здесь же явились «уличные» и объявили размер «деревенского сбора» аж в 50 рупий. Поглядев на напрягшегося водилу, я спорить не стал – не велики деньги да и оставлять его одного в деревне с претензиями со стороны местной братвы было просто не по-человечески.
Кстати квитанцию, которую я небрежно сунул в карман, водитель неожиданно попросил у меня на обратном пути, когда мы снова проезжали через деревню, пробурчав в ответ на мой вопрос: на кой она ему, что без бумажки «эти» могут снова попросить полтинник.
Минут через пять примчался запыхавшийся «смотритель пещер» – пожилой шустрый мужик и повёл нас через деревню к пещерам.
Никаких тикет-офисов и входных билетов в Барабаре нет. Я думаю, что скорее всего смотритель имеет какое-нибудь мизерное жалование от ASI, а основной доход получает в виде чаевых от туристов, которых он сопровождает к пещерам.