Идея написания этой статьи появилась в результате дискуссии о плюсах и минусах так называемого «измененного состояния сознания» (ИСС).
Вообще-то, «изменённое состояние сознания» говорит само за себя – оно несколько искажённо воспринимает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем следует учесть, что сознание даже у психически здорового человека не всегда адекватно отражает реальность, а если оно ещё и искажено под воздействием каких-то факторов, то понятно, что трудно говорить о высокой степени осознанности. В данном же вопросе нас интересует именно последнее.
Приверженцы ИСС обычно говорят, что иногда стоит изменить обычное восприятие реальности, чтобы потом острей её почувствовать. Что ж, каждому своё и поэтому я не буду оценивать ИСС критически. Скажу лишь одно – лично я всё же сторонник прямого «пути к вершине» и по наиболее «пологому склону», без опасных отклонений. Если в этом процессе осознанность выше, то и меньше опасности сбиться с Пути.
Вместе с тем дискуссия с приверженцами Изменённого Состояния Сознания напомнила мне один реальный случай из моей жизни: как-то давным-давно, ещё в 80-е, я возвращался ночью домой в полнолуние и переходил по мостовому пешеходному переходу над железнодорожными путями. Ночь была безоблачная. Луна светила ярко. Тень от прутьев перил отчетливо была видна на темных ступеньках. Поднявшись на мост я увидел, как в нескольких метрах от ступенек уже на горизонтальной поверхности моста, вцепился в перила пьяный мужик и пытается осторожно ступать между полосками теней от прутьев перил. Подойдя ближе, я услышал: «Когда уже закончится эта чертова лестница?!».
Вот такое бывает восприятие мира в состоянии алкогольного опьянения – тоже ведь «изменённом» состоянии сознания. А вообще следует сказать, что ИСС может быть не только результатом воздействия алкоголя, наркотических средств, галюциногенов, психотропов и т.п. Волнение, переживание страха, состояние стресса или, наоборот, ощущение любви, радости, эйфории, тоже влияет на наше состояние сознания и в какой-то мере изменяет его, а значит изменяет и восприятие реальной действительности.
Нас же интересует не просто осознанность того, что с нами происходит (ведь будучи даже под воздействием алкоголя, мы в какой-то мере отдаём себе отчет в том, что это происходит с нами, если, конечно, мы не допились до потери сознания), а высший её уровень. Но в чем заключается высшая степень осознанности?
Чтобы была более понятна основная мысль того, что имеется в виду, предлагаю анекдот:
Одна женщина дома постоянно оставляла включенный утюг и часто вынуждена была возвращаться, чтобы его выключить. Коллеги по работе над ней посмеивались. Однажды её подруга предложила пойти к одному знакомому психологу, который специализируется в проблемах с памятью и который якобы может её вылечить от хронической забывчивости. Та пошла на приём, а на следующий день коллеги с интересом спрашивают её о том, насколько удался визит и не забыла ли она опять выключить утюг. Та отвечает, что выключила его и полностью в этом уверена. «На все сто?», – спрашивают коллеги. «Да, на все сто», – отвечает та. «А откуда такая уверенность? Докажи!», – не унимаются они. Женщина вздыхает, берет сумку и достает оттуда утюг. «Вот вам доказательство!».
Вообще-то, утюг это лишь один из примеров. А таких примеров забывчивости масса. Вспомните себя и свою жизнь. Сколько раз приходилось сомневаться, а иногда даже возвращаться домой, чтобы удостовериться в том, что закрыта входная дверь или выключена кухонная плита; или возвращаться на паркинг, чтобы проверить, что машина закрыта, поскольку мы не помнили момента нажатия на кнопку ключа и не были уверены, сработал ли центральный замок. Многие мои знакомые подтверждают факт того, что раз или два в году (а иногда и чаще) им случается вернуться, чтобы проверить, всё ли выключено, закрыта ли дверь на замок, окна, и так далее.
А шариковые ручки в офисе? Это вообще притча во языцех. Сколько бы их не было, через какое-то время они все куда-то пропадают. При том, никто из нас обычно не знает, где мы их оставляем и забываем. Приходит момент, когда мы вновь пишем всё той же старой ручкой, которую ещё давно отложили в ящик и которая вообще уже почти никак не выглядит и не пишет.
Иначе говоря, многие повторяющиеся действия мы выполняем автоматически за счёт определенных выработанных навыков. «А сознание?», – спросите вы.
А оно при этом занято совсем другими делами – переживает, размышляет, реагирует, придумывает, пытается решить насущные проблемы жизни и т.д., а при этом руки заняты своим.
Если кому-то приходилось работать на фабрике на конвейере, то поймет то, что я имею в виду. Пока учишься определенной операции – достать, вложить, нажать, вытащить, отложить и снова достать, вложить, нажать и т.д., то внимание сосредоточено на том, что делаешь. Но как только вырабатывается соответствующий навык, а за ним автоматизм в движениях, то сознание может уже «освободить» внимание сосредоточенное на движениях рук и переключиться на что-то другое, занимаясь совсем другим – разговором с коллегой на соседнем рабочем месте, размышлениями о жизни, о семейных и мировых проблемах, и вообще массой других вещей, а в это время руки делают своё. Конечно, сознание время от времени возвращается к работе, чтобы что-то скорректировать, особенно если вдруг этот процесс из-за чего-то прервался (например, заготовки закончились) или что-то пошло не так – заело, застряло и т.п. Пока всё идет нормально, то сознание уже не сосредоточено на движениях рук так, как это было во время усвоения навыка движений.
А вообще, что там конвейер? Один мой знакомый директор как-то в разговоре признался, что когда в его компании в связи с кризисом были тяжёлые времена и связанные с этим кадровые перестановки, то он сам настолько переживал за своё место, которое, естественно, было связано с определённым стабильным заработком (а это кредитоспособность, благополучие семьи и т.п., то есть какая-то уверенность в завтрашнем дне), то в эти тяжелые стрессовые дни он заметил, что несколько раз, приехав на работу, не помнил, какой дорогой ехал – старой с пробками или объездной с меньшим количеством машин. Настолько его голова была занята размышлениями и переживаниями.
Самое главное это то, что его сознание ведь было включено, но оно занималось совершенно другими вещами, а ехал он за счёт чего-то другого. Если вы понаблюдаете за собой, то наверняка обратите внимание на то, что и в вашем поведении тоже очень много различных навыков и автоматизмов, которые выполняются как бы сами. О них даже не нужно думать. Взять хотя бы процесс управления машиной. Заметьте, что даже если мы помним, как и куда едем, то управляя машиной, мы уже специально не задумываемся над тем, как мы это делаем. Все движения в этом процессе происходят спонтанно в зависимости от ситуации – нажатие газа или тормоза, переключение передач, включение поворота, вращение руля и т.д.
Впрочем, в этом нет ничего плохого – на то и существует область бессознательного, которое освобождает сознание от постоянного контроля за тем, что можно уже не контролировать непосредственно и тем самым оно может спокойно воспринимать и работать с другой информацией, постоянно получаемой извне. Это «сотрудничество» сознания и бессознательного делает наше поведение очень гибким, позволяет нам реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства и тем самым быть в полной мере функциональными. Одно без другого не будет работать как надо. На этот тандем обращал внимание еще З. Фрейд.
Говоря о степени осознанности, следует учесть одну особенность нашего сознания – оно по сути имеет векторный характер и за единицу времени способно сосредоточиться на чём-то одном, как луч прожектора в темноте. Иначе говоря, оно за единицу времени способно сконцентрировать наше внимание на одном предмете, явлении, событии и т.д., в то время, как всё остальное в нашем поведением находится вне нашего непосредственного восприятия.
Хотите проверить? Пожалуйста!
Попробуйте сосредоточиться на собственной ладони, а потом переведите внимание на пару секунд на погоду за окном. А теперь попробуйте сконцентрироваться одновременно и на погоде за окном, и на ощущении ладони.
Ну что? Не получается?
Не расстраивайтесь! С вами всё в порядке. Просто сознание обладает уникальной особенностью – очень быстро, чуть ли не мгновенно переключать внимание. Оно воспринимает различные предметы, явления, события последовательно одно за другим и не способно удерживать внимание на нескольких одновременно, но именно неимоверная быстрота переключения внимания создает эффект одновременности восприятия и его всеобъемлемости.
Кроме того, этот процесс возможен лишь при участии бессознательного, а фактически подсознания, в котором постоянно накапливается и усваивается текущая информация, проходящая через осознавание. Подсознание является своеобразным фоном, удерживающим какое-то время в памяти определенную информацию, прошедшую через процесс осознавания. (Впрочем, определенная часть информации воспринимается нами и неосознанно – непосредственно на подсознательном уровне, и её, например, в состоянии гипноза можно вытаскивать, но это отдельная тема).
Скорость переключения внимания в процессе нашей повседневной мыследеятельности такова, что мы на сам этот процесс не обращаем внимания, поскольку он для нашего сознания совершенно естественен и тем самым он для нас совершенно незаметен! Поэтому издревле восточные мудрецы говорили, что нет ничего быстрее мысли – то есть можно сконцентрироваться на самом себе и тут же перенестись в прошлое, взглянуть на звёзды на ночном небе и опять сосредоточиться на своих мыслях, потом вновь на воспоминаниях или ощущениях, потом на погоде за окном и т.д.
Это восхитительное свойство нашего сознания имеет и другую особенность, которую давно заметили на востоке. Это его постоянная активность, а иначе говоря «непоседливость». Его трудно удержать на одном месте, поскольку оно постоянно сосредотачивается на раздражителях (в основном внешних, если, конечно, наш организм здоров и в нём ничего не болит).