По мотивам романа В. Камши «Синий взгляд смерти. Полночь».
Префейс. (очень похоже на преферанс, но нам предстоит играть в «козла»).
Из романа: ввиду слабости королевской семьи в Талиге власть захватывают военные, начинается передел страны.
Прежде всего позвольте мне поздравить госпожу Веру Камшу с очередным успехом! Ее новый роман /том / книга «Полночь» из цикла «Синий взгляд смерти» явно удался. Т.е. ей удалось показать Излом или по нашему – один из вариантов перехода между эпохами.
Основная идея Полночи – во время перехода между эпохами или Излома в столицах сходят с ума от четверти до трети населения, простолюдинов, как мужчин, так и женщин. Они становятся смелыми и агрессивными, как будто пьяными и бросаются с любым оружием на своих господ не жалея жизни. Города пьяные чумой – так выразила это состояние общества В. Камша. И показала действия благородных графов по спасению своей Страны и своего Народа, точнее своей власти и собственности в столь неадекватной ситуации.
В. Камша не забыла и то, что в предыдущей цивилизации, во избежание скверны люди переносили столицы на другое место при смене династий и другие особенности перехода.
Я с удовольствием прочитал Полночь, и . . . тут же посмотрел на нее с Другой Стороны, со стороны т.н. Скверны. То, что одним полночь, другим возможно и вовсе полдень. Что же мы увидим с другой стороны, со стороны той четверти или трети людей заболевших пьяной чумой или скверной? Кому-то не нравятся их белые и иногда бешеные глаза? Но(!) за это не судят, и уж тем более не судят на смерть. Они яростно бросились на штурм дворцов своих угнетателей? А почему бы им не позволить себе один раз за 800 лет сказать господам правду в лицо. Да, разумеется, я понимаю, правда она глаза колет, и за нее нередко наказывают смертью.
А с другой стороны, оказывается есть свои бесстрашные рыцари и свои герои. Об одном из них сегодня и будет наше повествование. Я не хочу, чтобы мою повесть считали некой противоположностью Камше. Мой памфлет посвящен именно удаче «Полночи», а не является попыткой что-то изменить в ней. Наша сегодняшняя легенда продолжение Полночи, поскольку продолжением у Камши должен быть «Рассвет», альтернативное продолжение названо «Разлом». Имена героев частично изменены, характеры в основном соответствуют, а все совпадения, естественно, чисто случайны. Главы в романе В. Камши названы арканами Таро, но я человек простой, в таро играть не умею, разве что вот в «Козла».
Легенда о доблестном рыцаре Ричарде Оделли Справедливом.
Данная легенда является составной частью эпоса народа Новой Алигойи, бывшего Надора – северной провинции Алига / Олларии. Никто не знает, были ли эти события в действительности, и были ли они таковы, как они переданы в данной легенде. Историки сомневаются в том, что легендарный народный герой существовал, по их мнению, скорее это собирательный образ.
Истоки легенды уходят в седую древность к т.н. «Свитку Королей». Излишне говорить, что этого документа не видел ни один человек и не осталось ни одной достоверной его копии. Тем не менее нижеследующее четверостишье приводится иногда со ссылкой на этот свиток:
Когда Излом придет,
Древний Меч Корону обретет,
И помощью станут ему
Вода, хлеб и сома.
Примерно так было написано и в Завещании святого Эрани. Поэтому наследник престола древней Абытелы Альдо Ракан искал меч и корону Раканов, считая их магическими артефактами. Однако у старинного писания есть и иной перевод, базирующийся на тождестве слов древнего языка. Письменное слово меч означало не только меч, но и человека владеющего мечом, т.е. рыцаря. А древний меч – рыцаря древнего рода. В данном контексте уже не важно станет ли корона именно той магической короной Раканов. А в этом легенде можно верить, т.к. первым герцогом Новой Алигойи стал именно сэр Ричард Оделли Справедливый.
1. Дама пик.
(вторая дама в нашей игре в Козла, всегда выходит после первой дамы, а до этого старается держаться в тени. В игре она ищет свою альтернативу – даму червей и старается ее переиграть.)
Из романа: одной из первых женщин гибнет фрейлина королевы надорская принцесса Айрис Окделл, сестра Ричарда, она гибнет после того, как Робер Эпинэ склоняет ее на сторону Роке Алва.
Перед отделением Новой Алигойи от Алига ее постигло землетрясение, которое часто увязывают с убийством Ричардом вдовствующей королевы Алига Екатерины. В летописях Олларии указана смерть королевы от родов, но регенты Алига считали ее смерть убийством, и гонениям по этой причине подвергался именно сэр Ричард, на основании писем некоторых графов Олларии.
Наша легенда повествует о том же с другой стороны. В рассматриваемые времена Завещание святого Эрани еще не было найдено, но после коронации кардинал должен был вручить монарху т.н. «Свиток Королей», одной из его частей было символическое описание излома и потребных действий в этот период. Т.о. оригинал Свитка всегда хранился у кардинала Алига, а на случай непредвиденных обстоятельств у первого из герцогов-повелителей стихий имелась копия Свитка, в то время она хранилась у отца Ричарда, Эгмонта Оделли.
После коронации кардинал передал данный Свиток Фердинанду Оллару и его престолонаследнику Алвару Окиеву, потомку святого великомученика Рамида Предателя. Последнее обстоятельство небезынтересно.
Свиток настолько испугал короля, что он либо прикинулся сумасшедшим, либо и действительно тронулся умом. Путь к престолу для Алвара освободился, но как мы знаем из истории, он так и не взошел на него. Последнее обстоятельство не объясняет ни одна из Олларианских легенд. По какой причине Алвар, человек наделенный и силой, и умом, и честолюбием и решительностью не занял полагающийся ему по закону престол? Разумеется, все эти годы за супруга правила Екатерина, жена Фердинанда. Разумеется, она была фактически марионеткой Алвара. Но это ничуть не объясняет, почему Алвар не взошел на престол! Для чего ему потребовалась именно олларианская марионетка?
Если Алвар уже знал содержание Свитка, то он знал и какая ответственность ляжет на него, займи он трон Олларии. В то же время кардинал не мог предъявить свой Свиток женщине, а Екатерина, являлась той единственной женщиной, которая могла в этих условиях править. Как наследник престола, Алвар не отвечал за соблюдение положений из Свитка Королей – за них отвечал только действующий правитель, король. Поэтому Алвара до последнего момента устраивала такая размазанная на троих и даже более лиц, власть.
Но в положенное время ему предъявил копию Свитка ее хранитель – герцог Эгмонт. Формально это ничего не меняло. Алвар по прежнему не отвечал за соблюдение Свитка ни перед герцогами, ни перед королем, ни перед создателем. Но(!) появилась нешуточная опасность того, что герцоги договорятся между собой и с кардиналом и вынудят Фердинанда отречься от престола. И не важно в чью пользу, Алвара это не устраивало, но он не принял никаких мер против кого бы то ни было, пока его генерал, рей Эче-берия не сообщил ему, что Эгмонт заранее обговорил предстоящую передачу свитка Алвару обоим герцогам-повелителям, т.е. и Придд и Эпине старшие уже договорились, знали и видели как Эгмонт передал ему Свиток. Т.е. договор между герцогами существовал.
Алвару все еще не требовалось именно убивать герцогов Алига, достаточно было их дискредитировать в глазах королевы и кардинала. Так начался первый подставной заговор (если не ошибаюсь – Ренкваха).
У нас нет никаких доказательств того, что Алвар и организовал и предал заговор, есть только две зацепочки:
Во-первых, фактически захватив в плен Эгмонта Оделли, Алвар предпочел убить его на дуэли, а не судить по закону, а почему? Мало сказать, что закон был на стороне Алвара, можно сказать, тогда Алвар и был законом! Разумеется, после дуэли Алвар заявил, что он сохранил честь Эгмонта, спас его от суда и деклассирования. Но, возможно, у Алвара была и личная причина не доводить дело до суда, там могло всплыть многое из того, что ему бы хотелось скрыть. Достаточно, например и того, что Екатерина могла узнать, о том что Алвар видел и читал Свиток и знал причину сумасшествия короля.
Во-вторых, судя по прозвищу его святого предка, Алвар склонен к подобным решениям.
Анри Эпинэ перехитрил Алвара, отправив своего наследника Роберта за границу, где тот оказался недоступен шпионам Эче-берии, помощника Алвара. У Роберта могли быть не только компрометирующие Алвара материалы, но даже и копия Свитка. Поэтому нельзя было убить Анри пока Роберт мог предъявить сей компромат. И теперь уже достойный рей Эче-берия начинает игру в подставной заговор с целью выманить Роберта назад в Олларию, где шпионы его должны убить, тем самым открыть наконец возможность рею Эче-берии расправиться с Анри не опасаясь огласки интриг вокруг Свитка.
Вторая часть / сторона той же интриги касается кардинала Сильвестра и Екатерины. Королева естественно, желала знать причину сумасшествия супруга и искала Свиток и тех людей которые могли его видеть. Алвар сообщил ей только о том, что Свиток был передан королю, а его содержание никому неведомо.
Кардинал мог читать как Свиток Королей, так и Завещание святого Эрани, но предпочитал ничего не говорить королеве, понимая, и к каким раздорам у властьимущих это может привести, и то, что самой Екатерине в этих раздорах ничего не светит. Однако часть информации тем или иным путем просочилась к Штанцлеру и возник т.н. план Штанцлера-Колиньяра по спасению Олларии во время Излома, который взялся осуществить граф Роксли / Манрик.
Одной из ошибок Роксли стала попытка привлечь Алвара к ответу за его интриги, известная как мятеж Люра. Алвар запросто прямо в столице, принародно, средь бела дня, без суда и следствия зарубил генерала Люра и не понес за это злодеяние никакой ответственности! Его оправдали даже сыновья преданных им герцогов-повелителей, все кроме Ричарда. Этим он ясно показал кто в Олларии хозяин и какими методами означенный хозяин намерен добиться повиновения. Этот поступок уважаемого вельможи очень ясно характеризует его отношение к законам, справедливости и другим человеческим условностям. Смерть Люра фактически положила конец и этой попытке изменить ситуацию в Алиге.
После смерти кардинала Сильвестра и Анри Эпинэ, осталось только двое знавших содержание Свитка – король и Алвар Окиев. Ни Колиньяр, ни Роксли, ни Роберт Эпинэ Свитка и Завещания не видели ни разу! Но, как это иногда случается, судьба посмеялась над великими вельможами. Здесь на сцену и выходит сэр Ричард, пока еще безусый юноша из обезглавленного и оболганного Алваром рода Оделли. Оказывается, он видел и читал в детстве искомый манускрипт (на древнем языке)! Разумеется, ко времени завершения учебы в Лаик он уже забыл прочитанное, но он помнил, что такой документ существовал и что отец придавал ему очень важное значение. Намеки Штанцлера, не столько пробудили у Ричарда воспоминания, сколько убедили его, что тот не знает написанного в Свитке. Екатерина, знала еще меньше Штанцлера, но была с Ричардом откровенна и он сказал ей, что видел у отца искомый документ, но не помнит его содержания. Чем королева тут же поделилась с Алваром. Теперь жизнь юноши повисла на волоске, но Екатерина слепо доверяла Алвару, который успокоил ее тем, что заговорщики могли сделать копию со Свитка Сильвестра, о чем ни кардинал, ни сам Алвар ничего не знали до этого. Возможно из-за этого Алвар и не убил Ричарда тут же. А потом, когда Ричард увидел и Завещание святого Эрани и смог сделать выводы из политических интриг Алига, он стал понимать роль Алвара и перестал ему доверять.
В то время к власти уже пришел Альдо Ракан. Ричард рассказал ему о своих воспоминаниях и о своих сомнениях, но новый король больше полагался на собственное мнение и неизвестную никому магию артефактов, а о тайных интригах Алвара он был осведомлен не меньше Ричарда, а то и значительно лучше него. Т.о. Альдо не принял всерьез то, что ему передал Ричард и погиб получив травму при попытке объездить коня.
Когда власть вернулась к Екатерине, Ричард уже вспомнил часть содержания Свитка, а до Излома оставалось слишком мало времени. Нужно было действовать и он отправился к королеве, понимая чем он рискует. Он рассказал ей о Свитке все, что ему было известно. Королева все записала, и тут же сообщила ему, что немедленно передаст . . . Алвару, который и принимает решения за нее. Прямо в присутствии Ричарда она положила лист с записями в заранее подготовленный конверт. Такой оборот дела обескуражил Ричарда, но он решил всего только отобрать у королевы записи и бежать из Олларии, предоставив вельможам продолжать свою грызню.
Отнять у женщины конверт не составляло труда, но это вызвало гнев присутствующей фрейлины, что накалило обстановку. Нож Ричард достал для того, чтобы сорвать с письма печать. Он достал из конверта листок, но пока разворачивал его, фрейлина выхватила у него конверт и вернула королеве. Ричард отвернулся от нее чтобы бегло прочесть написанное и убедиться в том, что это тот листок, к тому времени он уже догадывался об опасности древнего текста. Но это оказалось другое письмо. Королева вложила лист записанный ею со слов Ричарда в ранее написанное Алвару письмо. И это письмо было как минимум приятельским, а возможно и любовным. Только теперь Ричард убедился, что Екатерина в действительности и марионетка Алвара и к тому же боготворит его! Ко всему фрейлина отдала ей и отобранный у него конверт, а в руке Ричарда уже был нож. Дальше все сложилось именно настолько нелепо, что он ударил королеву в состоянии аффекта, когда она не могла выпустить из рук конверт, а он не мог оставить его ей, т.к. письмо оставалось внутри.
Ричард вынужден бежать из Олларии, регентом его провинции – Надора, становится Ионей Савиньяк.