ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Поэзия » Есть в музыке такая неземная...


Есть в музыке такая неземная...

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s5.uploads.ru/5bdyJ.jpg

              «Есть в музыке такая неземная...»

Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.

           И арфы сладкозвучная струна
          или органа трепетные трубы
          для той печали слишком, что ли, грубы
          для той безмерной скорби неземной.

Но вот они сошлись, соединясь
в могучее сообщество оркестра,
и палочка всесильного маэстро,
как перст судьбы, указывает ввысь.

           Туда, туда, где звёздные миры,
          и нету им числа и нет предела.
          О, этот дирижёр - он знает дело.
          Он их в такие выси вознесет!

Туда, туда, всё выше, всё быстрей,
где звёздная неистовствует фуга...
Метёт метель. Неистовствует вьюга.
Они уже дрожат. Как их трясет!

           Как в шторм девятибальная волна,
          в беспамятстве их кружит и мотает,
          и капельки всего лишь не хватает,
          чтоб сердце, наконец, разорвалось.

Но что-то остается там, на дне,
и плещется в таинственном сосуде,
остаток, тот осадок самой сути,
её безмерной скорби неземной.

           И вот тогда, с подоблачных высот,
          той капельки владетель и хранитель,
          нисходит инопланетянин Моцарт
          и нам бокал с улыбкой подаёт:

И можно до последнего глотка
испить её, всю горечь той печали,
чтоб чуя уже холод за плечами,
вдруг удивиться - как она сладка!

1983

http://s5.uploads.ru/YMscu.jpg

               «Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана...»

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом всё быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,
как в "Прощальной симфонии" - ближе к финалу - ты помнишь, у Гайдна -
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу.

И уходит. В лесу всё просторней теперь - музыканты уходят -
партитура листвы обгорает строка за строкой,
гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят,
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой.

Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того, как с осенних осин облетает листва,
всё прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества...

Всё просторней, всё глуше в осеннем лесу - музыканты уходят,
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача,
и последняя флейта замрёт в тишине - музыканты уходят -
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда всё так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом ещё можно подумать, о многом другом.

1979

0

2

http://s5.uploads.ru/42CaA.jpg

                    Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

1983

http://s4.uploads.ru/6HECA.jpg

                   «А что же будет дальше, что же дальше?...»

А что же будет дальше, что же дальше?
Уже за той чертой, за тем порогом?
А дальше будет фабула иная
и новым завершится эпилогом.

          И, не чураясь фабулы вчерашней,
          пока другая наново творится,
          неповторимость этого мгновенья
          в каком-то новом лике отразится.

И станет совершенно очевидным,
пока торится новая дорога,
что в эпилоге были зёрна
и нового начала и пролога.

          И снова будет дождь бродить по саду,
          и будет пахнуть сад светло и важно.
          А будет это с нами иль не с нами -
          по существу, не так уж это важно.

И кто-то вскрикнет: - Нет, не уезжайте!
Я пропаду, пущусь за вами следом!..
А будет это с нами иль с другими -
в конечном счете, суть уже не в этом.

          И кто-то от обиды задохнётся,
          и кто-то от восторга онемеет...
          А будет это с нами или с кем-то -
          в конце концов, значенья не имеет.

1977

0

3

http://s4.uploads.ru/aVULD.jpg

           «Были смерти, рожденья, разлады, разрывы ...»

Были смерти, рожденья, разлады, разрывы -
разрывы сердец и распады семей -
возвращенья, уходы.
Было всё, как бывало вчера и сегодня
и в давние годы.
Всё, как было когда-то, в минувшем столетье,
в старинном романе,
в Коране
и в Ветхом завете.

Отчего ж это чувство такое, что всё по-другому,
что всё изменилось на свете?
Хоронили отцов, матерей хоронили,
бесшумно сменялись
над чёрной травой погребальной
за тризною тризна.
Всё, как было когда-то, как будет на свете
и ныне и присно.

Просто всё это прежде когда-то случалось не с нами,
а с ними,
а теперь это с нами, теперь это с нами самими.
А теперь мы и сами уже перед господом богом стоим,
неприкрыты и голы,
и звучат непривычно - теперь уже в первом лице -
роковые глаголы.

Это я, а не он, это ты, это мы, это в доме у нас,
это здесь, а не где-то.
В остальном же, по сути, совсем не существенна
разница эта.

В остальном же незыблем порядок вещей,
неизменен,
на веки веков одинаков.
Снова в землю зерно возвратится,
и дети к отцу возвратятся,
и снова Иосифа примет Иаков.

И пойдут они рядом, пойдут они, за руки взявшись,
как равные, сын и отец,
потому что сравнялись отныне
своими годами земными.
Только всё это будет не с ними, а с нами,
теперь уже с нами самими.

В остальном же незыблем порядок вещей,
неизменен,
и всё остается на месте.
Но зато испытанье какое достоинству нашему,
нашему мужеству,
нашим понятьям о долге, о чести.

Как рекрутский набор, перед господом богом стоим,
неприкрыты и голы,
и звучат всё привычней -
звучавшие некогда в третьем лице -
роковые глаголы.

И звучит в окончанье глагольном,
легко проступая сквозь корень глагольный,
голос леса и поля, травы и листвы
перезвон колокольный.

1985

0

4

http://s5.uploads.ru/vOPEp.jpg

                    «Я медленно учился жить...»

Я медленно учился жить,
ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить.

Полжизни я учился жить,
и мне за леность доставалось -
но ведь полжизни оставалось,
я полагал, куда спешить!

Я невнимателен бывал -
то забывал семь раз отмерить,
то забывал слезам не верить,
урок мне данный забывал.

И всё же я учился жить.
Отличник - нет, не получился.
Зато терпенью научился,
уменью жить и не тужить.

Я поздно научился жить.
С былою ленью разлучился.
Да правда ли, что научился,
как надо, научился жить?

И сам плечами лишь пожмёшь,
когда с утра забудешь снова:
не выкинуть из песни слова
и что посеешь, то пожнёшь.

И снова, снова к тем азам,
в бумагу с головой заройся.
- Сезам,- я говорю,- откройся! -
Не отворяется Сезам.

1987

http://s5.uploads.ru/3kxzX.jpg

                     «Пред вами жизнь моя - прочтите жизнь мою...»

Пред вами жизнь моя - прочтите жизнь мою.
Ее, как рукопись, на суд вам отдаю,
как достоверный исторический роман,
где есть местами романтический туман,
но неизменно пробивает себе путь
реалистическая соль его и суть.

          Прочтите жизнь мою, прочтите жизнь мою.
          Я вам её на суд смиренно отдаю.
          Я все вложил в неё, что знал и что имел.
          Я так писал её, как мог и как умел.

И стоит вам хотя б затем её прочесть,
чтоб все грехи мои и промахи учесть,
чтоб всех оплошностей моих не повторять,
на повторенье уже время не терять...

          Мне так хотелось бы, чтоб повесть ваших дней
          моей была бы и правдивей, и верней!

1992

http://s4.uploads.ru/WF96M.jpg

                      Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

Кем написан был сценарий? Что за странный фантазёр
этот равно гениальный и безумный режиссёр?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актёру не прощает плохо сыгранную роль –
будь то комик или трагик, будь то шут или король.

О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.

Ты кричишь ещё беззвучно. Ты берёшь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актёры, всё бегут они, бегут –
по щекам их белым-белым слёзы чёрные текут.
Я слезам их чёрным верю, плачу с ними заодно...
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а всё же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком чёрное от крови на руке твоей пятно...
Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!

А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событиях, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, моё цветное, панорамное кино!

Я люблю твой свет и сумрак – старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.

И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожалению, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.

И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!



Юрий Левитанский.

0

5

Спасибо , Надежда! Очень все трогательно, верно и злободневно. Я даже стих для своего автобиографического фильма к Юбилею нашла, так точно все в нем отражены мои мысли и очень хороши слова к началу фильма. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!

+1


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Поэзия » Есть в музыке такая неземная...