Как часто люди называют восьмым чудом света нечто необычное, заслуживающее внимание, но по каким-то причинам не вошедшее в знаменитую семёрку чудес. «Восьмое чудо света» — говорим мы. И если есть отдельная категория «восьмых чудес света», то, несомненно, турецкая гора Нимруд-Даг является одним из самых загадочных «восьмых чудес света».
Городок Самосат (Самсат) был столицей не очень большого, но богатого государства Коммагены, которое, как Петра или Пальмира, выросло и разбогатело из-за того, что находилось на торговом пути из Римской империи в Азию. Коммагена стала местом, где после долгого пути отдыхали караваны из Персии, Сирии и Греции. Здесь поселились купцы и перекупщики. Коммагена росла и богатела, и уже её купцы и торговцы снаряжали свои караваны во все города и страны мира.
Когда рухнула персидская держава, а за ней распалась и недолговечная империя, созданная Александром Македонским, тогда Восток и Азия превратились в клубок маленьких и больших царств, государств, держав и империй. Независимым государством стала и Коммагена, в которой к власти пришла династия смешанного греко-персидского происхождения.
Маленькое государство было желанной добычей для своих более сильных соседей, но всё-таки ему удавалось долгое время сохранять самостоятельность благодаря своим хитрым и мудрым властителям. А в 64 году до нашей эры Антиох (царь Коммагены) даже сумел заключить выгодный договор с Помпеем, по которому римляне обещали сохранить неприкосновенность торгового царства. И прошло больше века, прежде чем в 72 году нашей эры Рим всё-таки присоединил Коммагену и включил её в свои границы в качестве одной из провинций. Но и после этого Коммагена ещё некоторое время продолжала процветать и торговцы её отправляли караваны в ближайшие страны. Потом, с падением Рима и исчезновением торговых путей, Коммагена и её столица — Самосата потеряли своё значение.
Коммагена ещё мало исследована, но одно очевидно: этому государству повезло. Находиться на торговом перекрёстке древнего мира – быть местом встречи культур. Коммагена оказалась именно той точкой на карте, где столкнулись и перемешались культуры восточного и западного мира – Персии и Парфии, Греции и Рима. Возможно, искусства и не процветали в этой маленькой державе, население которой состояло из торговцев и крестьян. Но однажды Коммагена явила на свет большое произведение искусства, гораздо более ценное, потому что оно появилось в стране-лилипуте и в то же время было уникальным, не имеющим ни в одной стране мира ни прототипов, ни аналогов.
Причиной создания такого чуда стало необузданное тщеславие царя Коммагены — Антиоха. Молодой царь по материнской линии был потомком Александра Македонского, а по отцовской линии происходил от персов, принадлежал к знатной династии Ахеменидов. Царь был очень молод и очень горд. Он искренне считал себя человеком совершенно исключительным, объединившем в своей личности и Дария, и Александра, а, следовательно, рождённым для великих дел и даже для бессмертия. Но как реализовать гордые мечты, если все, кто в твоем властвовании – это всего лишь несколько тысяч торговцев и крестьян? Они не способны на подвиги, да и соседей с такими не покоришь: одного римского легиона хватит, чтобы стереть с лица земли всё царство Антиоха. Царь проезжал по шумным узким улочкам столицы своей империи, и купцы послушно падали ниц… А жизнь шла…
И Антиох объявил себя богом.
Подданные восприняли эту новость спокойно и сдержанно. Они не возражали. Подчиняться обычному царю или царю бессмертному – практически, нет разницы.
История коммагенских богов была не простой. С одной стороны, греки принесли с собой в Коммагену культ Зевса, Аполлона, Фортуны. С другой же стороны – население поклонялось и персидским богам – Ахуре и Митре. Объединяясь, эти боги приобретали дополнительные имена, и уже каждый бог представлял собой сразу нескольких. Это было очень удобно и жителям торгового царства, которым некогда было углубляться в теологические вопросы, и немногочисленным жрецам, которые с каждого бога получали мзду и от поклонников его первого имени, и от поклонников второго, и от поклонников третьего.
Антиох, после того, как ему удалось заключить перемирие с римлянами, и те оставили в покое его владения, причислил себя к основным богам. Теперь такое событие нужно было запечатлеть в веках.
Царь пошел ва-банк. Он заложил некоторую часть своих владений, продал свои фамильные драгоценности и украшения, собрал внеочередные налоги со своего народа и приказал начать возведение святилища всем богам на горе Нимруд, которая возвышалась над столицей Самосата. Царь сразу же придумал надпись для своего святилища: "Я, Антиох, возвёл этот храм, чтобы восславить себя и моих богов".
И вот началось строительство удивительного и необычного святилища, посвященного четырём богам Европы и Востока, а также одному живому человеку, жаждущему славы — не старому, энергичному, но не знающему, куда приложить свою энергию.
Антиох отлично знал историю и отдавал себе отчёт в том, чем является прошлое и будущее. В низине горы Немруд Даг, в горах Эски Кахта, царь отреставрировал гробницы своих предков. В греческой надписи, шести метров длиной, он объявил своим потомкам: "… Великий царь, бог, праведник… коему боги предоставили право самому определять свою значимость, установил на вечные времена закон, согласно которому неприкосновенному памятнику доверены бессмертные послания".
Кстати, эти, так называемые, «бессмертные послания» и по сей день не были обнаружены ни на Нимруд-Даге, ни в Эски Кахта.
Возможно, в начале, Антиох, установил свой саркофаг на вершине Нимруд-Дага, которая возвышается на две тысячи метров, там же в скалах были высечены три террасы, каждая в несколько метров шириной.
На западной террасе святилища стоят троны богов — Геракла, Зевса, Аполлона, Фортуны и Антиоха, размером с пятиэтажный дом каждая. Статуи настолько велики, что головы их превышают несколько метров в высоту. Кроме того, на западной и на восточной террасе присутствуют барельефы — гордые орлиные головы со строгим взглядом и барельефы, изображающие Антиоха, его предков, их настоящие и вымышленные подвиги, тут же была найдена и зеленоватая плита, изображающая могучего льва (ширина плиты 2,40 метра, а высота 1,75 метра).