Мелюзина (Мелизанда): В европейской средневековой мифологии и литературе фея (этот образ, вероятно, восходит к кельтской мифологии).
Julius Hubner (1806-1882) "Melusine".
Согласно легенде, Мелюзина заточила в горе своего отца, и за этот грех должна была каждую субботу обращаться в змею. Она стала женой знатного юноши Раймонда, запретив ему видеться с ней по субботам, и помогла ему обрести королевство. Раймонд нарушил запрет, после чего Мелюзина исчезла в облике крылатой змеи, но продолжала незримо покровительствовать своему роду. По поверью, призрак Мелюзины должен скитаться по земле до дня страшного суда.
“Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба тёмного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.
И шумит всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова”.
(Афанасий Фет).
Ранние средневековые сказания содержат множество историй об эльфах и феях. Принято считать эти истории романтическими сказками или легендами. Однако, как показывают исследования, зачастую за такими «сказками» скрывается быль, некая реальная история, приобретшая со временем и под влиянием человеческой фантазии сказочные очертания.
Слишком уж много было "сказок" об эльфах и феях, чтобы просто так отмахнуться от них. Вполне вероятно, что эта загадочная раса всё-таки существовала, и представители рода фэйри в своё время активно контактировали с родом человеческим. Ряд королевских династий Европы и аристократических фамилий на полном серьёзе ведут свою родословную от эльфов и фей. Например, знаменитые французские Лузиньяны, которые родоначальницей своей называют фею Мелюзину.
Время легенд.
Мелюзина - один из самых ярких персонажей средневековых легенд. И противоречивых. С одной стороны, она типичная сказочная героиня, с другой - в её истории обнаруживаются очень даже не сказочные моменты.
В общих чертах история Мелюзины описывается таким вот образом:
Элинас, король Альбы или Албании (которая на поверку оказывается Шотландией), на охоте встречает прекрасную фею Прессину (по некоторым источникам – родную сестру Морганы и Артура ). Она становится его женой при условии, что он не будет входить в её спальню, когда она находится там с детьми.
У Прессины рождается не один, а сразу три ребёнка, три девочки - Мелюзина, Мелиор и Палатина. Король, как водится, из любопытства и ревности (наговоры приближённых на королеву) нарушает запрет, и Прессина его покидает, прихватив с собой всех трёх дочерей. Она отправляется на остров Авалон, где королевские дочки достигают своего 15-летия.
В этот день они узнают печальную историю своей матери и решают отомстить отцу. Сёстры захватывают Элинаса и заточают его в горе. Мать же, узнав об их деянии, приходит в страшный гнев за такую непочтительность к родителю и наказывает дочерей проклятиями. Мелюзина, в частности, каждую субботу на сутки осуждена становиться отвратительной змеёй, но лишь наполовину: выше талии она остаётся прежней. Мать также сказала, что она обречена не знать радости любви, если не сможет скрыть своё превращение от возлюбленного, а если тот увидит её в виде змеи и проговорится об этом, она навсегда останется змеёй.
Дальнейшая её судьба в чём-то повторяет историю Прессины. Племянник графа Пуатье Раймондин, охотясь, случайно убивает своего дядю и бежит от преследования. Внезапно он слышит дивный поющий голос и, идя на него, возле источника обнаруживает прекрасную девушку. Девушка предлагает ему жениться на ней, и тогда все его неприятности закончатся. Одно лишь условие - он не должен видеть её по субботам.
Раймонд согласился. И зажили они прекрасно. Молодой человек удивительным образом сказочно разбогател. Мелюзина родила ему 10 детей. Все мальчики, и у всех какое-то врождённое уродство: у первого один глаз синий, другой - красный, у второго - лицо красное, как пламя, у третьего - один глаз ниже другого, у четвёртого отметины на щеке, как от следов когтей льва, ещё один отпрыск родился одноглазым, шестой с клыками вепря, и так далее.
Понятно, что по округе поползли сплетни, в которых утверждалось, что кровь феи противна роду человеческому или что по субботам Meлюзина изменяет мужу, и потому рождаются демоны.
Наслушавшись злобных наветов, Раймондин решился подглядеть, что делает его таинственная супруга по субботам, и через отверстие в стене увидел её в виде полузмеи.
Обнаружение секрета Мелюзины. Гиллебер де Мец, ок. 1410. Французская Национальная Библиотека.
Потрясённый, он, тем не менее, решил промолчать. Однако позже, когда случилась страшная трагедия (один из его сыновей Жоффрей, по прозвищу Огромный Зуб, сжёг заживо своего брата вместе с доброй сотней монахов в Майезском монастыре), у него с языка сорвалось роковое слово "змея" перед лицом всего двора. Итог печален. Мелюзина обернулась драконом, одарила болтливого супруга двумя волшебными кольцами и, трижды облетев замок, со страшным криком исчезла. Правда, нянюшки рассказывали, будто бы по ночам в опочивальню к графским детям являлась женщина-змея и кормила их своей грудью.
Реальное волшебство.
Считается, что история с Мелюзиной происходила в 8 веке нашей эры. Указывается даже дата её бракосочетания с Раймондином - 733 год. Раймондин, кстати, также известен под именем Ренфруа де Веррьеран-Форез. Источник, возле которого он встретился с феей, назывался и Источником Жажды, и Лузинией.
Многое в этой легенде имеет привязки к действительности. Например, замок Лузиньян. Правда, согласно преданию, он был возведён с помощью магии всего за три дня. Официальная история, конечно, такое всерьёз не воспринимает, а вот в старинных хрониках говорится о множестве слуг, которые помогали фее возводить замок и которые исчезали после восхода солнца. Своё название замок получил по названию того самого волшебного источника, возле которого Раймондин обнаружил фею.
Замок отличался удивительной прочностью и был разрушен лишь в 1575 по приказу короля Генриха Третьего во время религиозных войн. Башня Мелюзины, с которой она улетела в виде дракона, оказалась срытой до основания.
И до этого времени, как подтверждают хроники, каждую пятницу перед смертью очередного правителя Лузиньяна, обитатели замка могли слышать знаменитый и ужасный крик Мелюзины , и некоторые даже видели, как огромная змея облетает зубчатую башню.
Вообще считается, что фея не покинула своё семейство и продолжала ему покровительствовать. А если отследить головокружительную историю рода Лузиньянов, то вполне возможно в такое поверить.
Род демонический.
К концу 11 столетия этот род, богатый и процветающий, не только не захирел и не угас, как это обычно случается, но и наоборот, значительно возвысился над остальными дворянами.
Лузиньяны стали активными участниками Крестовых походов, в которых, в отличие от остальных, им очень даже повезло. К концу 12 века младшая ветвь этой семьи через брак и наследование стала управлять Королевствами Иерусалима и Кипра, и ещё захватила на земле Анатолии целое царство, называвшееся Малой Арменией (хотя позже король Леон Лузиньянский был разгромлен мусульманами, отобравшими у него это царство). А старшая ветвь оказалась прочно связанной с правителями Королевства Киликии, которое они затем опять же посредством удачного брака унаследовали в середине 14 века.
И это ещё не всё. Один из сыновей Мелюзины был Готфрид, граф Анжуйский, вскоре прозванный Готфридом... Плантагенетом, так как его боевые доспехи украшала распускающаяся ветвь. Из истории известно, что этот Готфрид Плантагенет взял в жёны внучку Вильгельма Завоевателя Матильду, наследницу престола Англии. Так появился новый королевский род, известный своими яркими представителями: Генрих Второй, Ричард Львиное Сердце, Иоанн. Из этого рода также была Жакетта Озёрная и её дочь, королева Англии - Елизавета Вудвилл. Обе женщины чтили свою прародительницу и обладали магическим даром прорицания, управления водной стихией и прочими опасными талантами...
В народе Плантагенетов считали "бесовским" потомством феи, и сложные, запутанные, жестокие и коварные распри внутри этого семейства объяснялись именно «порченой» кровью, в которой человеческое смешалось с демоническим. Так считали даже сами Плантагенеты. Например, Ричард Львиное Сердце однажды сказал: "А с чего это, по-вашему, всё должно быть иначе? Разве мы все не дети дьяволицы?".
Возможно, именно такое непочтительное отношение к своей прародительнице и стало причиной того, что Мелюзина отвернулась от этой ветви неблагодарных потомков, и род Плантагенетов кончил плохо.
Однако род Лузиньянов не пресёкся до наших дней, хотя, конечно, от их былого могущества остались одни воспоминания. В наши дни время фей подошло к концу. И то, что именем феи Мелюзины назван атомный реактор в Гренобле - тому явное доказательство.