Атака на свадхистхане.
Возможно, читатели помнят фильм "Основной инстинкт". Главная героиня, роль которой играла Шарон Стоун, очень эффективно пользовалась этим приёмом, например, во время сцены её допроса в полицейском участке. Суть наезда на свадхистхане состоит в высказывании человеку знаков сексуальной симпатии в момент, когда он к этому не готов. В нашем обществе, где в силу традиций, оставшихся в наследство от христианской морали, с сексуальности так и не снято табу, этот вид наезда может оказаться очень эффективным. К свадхистханным атакам можно отнести также вульгарные шутки или анекдоты, неприличные жесты и т. д. Невербальными формами таких наездов являются эротические движения, покачивания бёдрами, призывные взгляды, поигрывание предметами.
Атака на манипуре.
Атака на манипуре — это собственно атака в общепринятом смысле, целью которой является запугать человека, надломить его волю, добиться мягкого живота. Атака на манипуре может быть простым оскорблением: "Ты козёл", угрозой: "Я сейчас с тобой такое сделаю", приказом: "А ну-ка иди сюда".
Другой формой атаки на манипуре является актуализация его долгов.
Невербальные формы воздействий могут выражаться в агрессивном сжатии кулака, поигрывании оружием, жевании во время разговора и т. д.
Интересным вариантом атаки на манипуре является удержание в поле. Если когда-либо в процессе разговора вы чувствовали, что общаться вам больше не хочется, а уйти вам что-то мешает, неудобно, значит, вы оказались жертвой подобной атаки. Конечно, со временем человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, удастся прекратить общение, но он унесёт с собой некоторое чувство вины, которое на энергетическом уровне представляет собой пробой на манипуре.
Амортизация атаки на манипуре.
В момент воздействия на манипуре у атакующего ослабевает аджна, анахата или свадхистхана. На анахатной амортизации манипурных атак строится известный метод амортизации, предложенный ростовским психотерапевтом Литваком. Принцип этого метода иллюстрируется следующим примером: "Ты козёл" — "Да, я козёл" (с радостной улыбкой и искренне хорошим отношением к агрессору). Подобное поведение обычно шокирует нападающего и лишает его возможности развить атаку. Вместе с тем при практическом освоении этой эффективнейшей техники обычно возникают два недоразумения, которые сводят на нет эффект амортизации. Во-первых, своим ответом вы не признаёте себя виноватым, а выражаете своё радостное отношение к жизни и всем её проявлениям. Признать себя козлом - значит впустить в своё поле негативные энергии атакующего. Во-вторых, ответ должен быть именно на анахате. Произнеся нужную фразу стиснув зубы, с трудом гася в себе ненависть к напавшему на вас человеку: "Полно, знаешь ли, кто я... ", позитивного эффекта вы не достигнете. Если вы негуманный человек и хотите окончательно достать агрессора, можно сказать: "Да, я козёл, но кроме этого — негодяй, подлец, сволочь и т. д. и могу это доказать... ", "Я рад, что вы обратили на это внимание... ", — и так далее, сочетая с этим искренне хорошее отношение к собеседнику.
Амортизация на аджне строится примерно следующим образом:
- Ты козёл.
- Обоснуй, пожалуйста, почему.
Варианты: "Как Вы узнали? ", "Что именно в моём поведении заставляет Вас так думать?"
Заметим, что на этих примерах легко увидеть ещё одну важную черту удачной амортизации: если у человека действительно есть конкретные претензии к вам, вы предоставляете ему возможность их высказать (а себе послушать).
Амортизация манипурного наезда на свадхистхане:
- Ты козёл.
- Вы так эротично сердитесь.
Однако возможны и более сложные варианты. Одним из них является метод Ржевского, который состоит в использовании в речи элементов пошлости, ровно в таком количестве, чтобы поддерживать собеседника в слегка смущённом состоянии:
- Какими языками владеете?
- Русским, украинским и языком по-французски.
Важным элементом в амортизации манипурных атак является умение пресечь непонравившееся вам действие собеседника. Надёжным методом для достижения подобного результата является следующее: в шуточной или другой приемлемой форме прикажите человеку выполнить это действие. Даже если он не остановится, его пыл заметно угаснет. Например: "Я собираюсь высказать Вам некоторые замечания..." — "Высказывайте!" (бодрым голосом, преисполненным готовностью, и с радостной улыбкой).
Атака на анахате.
Наверняка в вашей жизни был случай, когда вас смутили комплиментом. Если это так, вы были пробиты анахатным наездом. Несмотря на кажущуюся нелепость этого факта, только очень небольшой процент людей способен без тени смущения принимать искренние комплименты (как, впрочем, и дарить их).
Другим вариантом воздействия через анахату является жалость. Например: "Посмотри, что ты со мной сделал", "До чего меня жизнь довела". В результате такой атаки возникают чувство жалости или ощущение вины, появляющиеся в области сердца и представляющие собой отдачу анахатной энергии.
Невербальной формой атаки на анахате являются выражение своей любви взглядом, жестом, а также всхлипывания, плач, адресованные атакуемому.
Может возникнуть резонный вопрос: а чем, собственно, анахатный наезд отличается от искреннего выражения любви? Принципиально ничем. Искренняя любовь естественным образом разрушает человека, не готового её принять (из-за закрытости анахаты или наличия соответствующих вставок).
Атака на вишудхе.
Атака на вишудхе включает в себя различные методы информационного давления, призванные, прежде всего, лишить человека возможности последовательного логического мышления. Можно выделить следующие способы атаки на вишудхе:
1. использование специальных терминов, заведомо неизвестных или не вполне понятных собеседнику.
2. обильный речевой поток, сложные логические построения, которые произносятся быстрее, чем слушающий в состоянии их критически переосмыслить.
Существуют также специальные лингвистические методы воздействия на вишудхе, ставшие широко известными благодаря трудам Р. Бендлера и Д. Гриндлера:
1. пресубпозиции — неявные допущения, вводимые общение лингвистическими средствами: "Как Вы понимаете, я не могу этого сделать", "Вы, конечно, знаете, что... ", т. е. какие-либо знания навязываются партнёру как нечто само собой разумеющееся.
Построенные таким образом высказывания делают почти невозможным признание собеседника в том, что он не владеет той или иной информацией;
2. опущения типа ясно, очевидно: Пойдёшь с нами? — Куда мне деваться.
Очевидный намёк на принуждение со стороны приглашающих:
3. модальные операторы долженствования и возможности: "Стоит ли думать, выживать надо?"
Наличие подобного оператора в вопросительной форме делает предложение отрицательным;
обобщения: "Все женщины стервы", "Мужчина должен быть терпеливым". Высокая степень обобщения не даёт возможности их критически осмыслить.
Интересным, хотя и более изощрённым методом атаки на вишудхе является одновременная подача двух противоречивых сообщений. Например, противоречие между содержанием сообщения и его эмоциональным наполнением, между смыслом сообщения и ситуацией: "Я не хочу Вас отвлекать, но..." Возможен также вариант сообщения, содержащего два противоречивых смысла, однако это требует от атакующего особого мастерства.
Этот метод можно проиллюстрировать следующим примером: в присутствии коллег А начинает говорить Б нечто не очень лестное о его квалификации, однако затем, как бы спохватившись, останавливается: "Извини, это не при всех..."
Другой пример: инструктор начинает рассказывать что-то интересное и вдруг останавливается со словами "Вообще-то вам это ещё рано..." В обоих случаях интерес окружающих к излагаемой информации вызовет значительную отдачу энергии вишудхи провокатору, а в первом случае сомнения Б по поводу выбора правильной формы реагирования разрушат его целостность окончательно.
Амортизация атаки на вишудхе.
Наиболее вероятным при наезде на вишудхе является ослабление свадхистханы и анахаты. Именно поэтому лекторы звереют, когда видят весело щебечущих или обнимающихся на задних партах студентов.
Используя эту особенность, легко прервать надоевший вам речевой поток, сосредоточившись на чём-то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть потягивание кофе, смакование сигареты и т. д. Прекрасным средством амортизации подобных атак служат плоские шутки, особенно пошлые и другие способы валяния дурака.
Возможна также амортизация подобных атак на аджне, например: "Что именно Вы имели в виду, когда говорили трансперсональный?" Как правило, включение аджны уменьшает поток энергии из вишудхи.
Последний приём может быть особенно эффективным при отражении наезда, связанного с обобщением: "Все мужчины сволочи" — "Кого именно Вы имеете в виду?"
Атака на аджне.
Атака на аджне представляет собой попытку навязать человеку некоторую мировоззренческую установку или способ видения мира. Такая атака строится на неспособности атакуемого проверить все составляющие данной концепции (что и является слабостью его аджны). Можно выделить две базовые формы воздействия на аджне. К первой из них относится любое утверждение, высказанное в категоричной форме и обращённое к собеседнику. Например: "Человек создан, чтобы трудиться (любить, страдать)".
Другой формой наезда на аджне является попытка заставить человека рефлектировать на своих проблемах, занимая его ментальную энергию и отвлекая от продолжения общения. Обычно этот приём используется в качестве вспомогательного для ослабления психологической и энергетической защиты атакуемого, иногда перед использованием первого приёма. Например: "Человек всегда беспокоится, когда ему не хватает любви (денег, общения...)". "Что Вас сейчас беспокоит?" — приём 1, приём 2. Невербальными формами наезда на аджне могут быть пристальный, анализирующий взгляд, понимающее или высокомерное покачивание головой и т. д.
Амортизация атаки на аджне.
Как правило, у людей с сильной аджной ослаблены анахата и свадхистхана или манипура. Поэтому ответ на этих чакрах приводит к разрушению атаки.
Существуют также некоторые специальные приёмы амортизации атаки на аджне. Одним из подобных приёмов является опосредование. Приём опосредования состоит в том, чтобы разделить человека и его концепцию, т. е. на энергетическом уровне отделить мыслеформу от подпитывающей её чакры.
Например:
Атака: Человек — существо общественное!
Амортизация: Итак, Вы придерживаетесь концепции того, что человек — существо общественное?
На первый взгляд, две фразы мало отличаются друг от друга по смыслу, однако первая из них — жёсткая формулировка, претендующая на истинность и побуждающая вас к определённой форме поведения, а другая всего лишь некая абстрактная концепция, которой придерживается некоторый человек.
Опосредование можно провести несколько раз подряд, причём каждое следующее существенно снижает значимость сказанного.
Например: "Человек — существо общественное. Существует определённое количество людей, которые придерживаются этой концепции, и, насколько я вижу, Вы принадлежите к их числу". В ответе содержится три опосредования.
Опосредование можно усилить вопросительной формулировкой: "Как давно Вы придерживаетесь данной концепции?" Этот метод приводит к тому, что атакующие энергии аджны вынуждены вернуться обратно, чтобы ответить на рефлексивный вопрос.
С помощью опосредования можно амортизировать атаки других чакр, например, анахаты: "Вы испытываете ко мне чувство обиды (любви, ненависти)". Подобная формулировка разделяет человека и мыслеформу его чувства. Возможен вариант с двумя опосредованиями: "Мне кажется, что Вы испытываете ко мне чувство".
Атака с подкреплением эгрегорной силой.
Нападение на любой чакре значительно усиливается, если атакующий использует не только свою энергию, но и энергию какого-либо эгрегора. Это возникает, когда у атакующего есть соответствующие "подключки".
Существует несколько типов подобных "подключек" и, соответственно, источников энергии, которые используются при атаке:
статусные: возраст, должность, ранг в некоторой системе, например, "Как Ваш начальник, должен Вам сказать... ";
родовые;
представительские, связанные с опорой на конкретные или абстрактные третьи лица, например: "Я от Петра Петровича", "От имени коллектива, позвольте мне...", "Люди видят, что ты со мной сделал";
традиционно-националистическая опора на общепризнанные нормы: мораль, традиции, общепринятые мнения. Например, сравните фразы: "Человек не должен стремиться к богатству" и "В Библии сказано, что человек не должен стремиться к богатству";
ритуальные: опирающиеся на принятые символы доминирования, например, атакующий занимает психологически более выгодную позицию (на возвышении, с правой стороны от атакуемого, за столом и т. д.).
Анализируя приведённые выше примеры, легко заметить, что эгрегорные подключки могут использоваться для усиления наезда на любой из чакр.
Невербальная амортизация.
Как уже неоднократно отмечалось, наиболее важным элементом амортизации являются не слова, а сопровождающий их энергетический посыл, разрушающий энергетический контур атакующего. Из этого следует, что при достаточно развитой способности выводить энергию, амортизацию можно проводить вообще без слов, за счёт невербальной составляющей или непосредственно на энергетическом уровне.
Невербальная амортизация может использоваться для отражения вербальных наездов, но кроме этого она абсолютно незаменима при отражении атак, проведённых на невербальном уровне. В дополнение к уже описанным, перечислим некоторые распространённые виды невербальных атак:
Дружеское, но болезненное похлопывание по плечу;
Поправление воротничка, других деталей одежды, снятие пылинок;
Активная жестикуляция в вашем поле на уровне одной из чакр;
Шуточное боксирование;
Постоянное стремление собеседника приблизиться, войти в вашу интимную зону глубже, чем вы это допускаете.
Обратим внимание, что невербальные атаки можно разделить на две категории: атаки, связанные с проникновением в поле собеседника, и без такового. Поскольку первый тип является более опасным, остановимся, прежде всего, на их амортизации.
Общий принцип амортизации невербальной агрессии подобен уже рассмотренному нами: она осуществляется за счёт ответного жеста на уровне чакры агрессора, ослабленной нападением. Например, в ответ на дружеское похлопывание по плечу вы можете начать обнимать вашего собеседника, сковывая ему таким образом руки. Человеку, поправляющему воротничок, можно начать поправлять в ответ пуговицу на уровне живота. Если человек пытается потрепать вас по голове, присядьте невзначай (например, чтобы завязать шнурок), и, промахнувшись, он испытает значительный дискомфорт.
Для того, чтобы амортизация была более эффективной, необходимо, чтобы глубина проникновения ваших жестов в поле атакующего соответствовала глубине проникновения его жестов в ваше. Также важно, чтобы начала амортизирующего и атакующего жестов были как можно ближе. Разумеется, ваши жесты должны соответствовать нормам, принятым в соответствующей субкультуре.
Действия должны быть максимально неожиданными для атакующего, по возможности даже диаметрально противоречить его ожиданиям. Если партнёр пытается войти в ваше поле — не убегайте, а начните двигаться навстречу. Хорошо помогает дисбалансировать атакующего рваный ритм, резкий переход при общении с чакры на чакру. Например, попав в ситуацию удержание полем, на анахате или свадхистхане начните медленно приближаться к удерживающему, входя, по возможности, в его интимную зону, а затем неожиданно покиньте его поле.
Взгляд и улыбка также являются элементами невербальной амортизации, и весьма существенными. Взгляды модулируются энергетической насыщенностью и различаются по направлению. Способность выводить энергию через глаза говорит о достаточно высоком уровне развития чакр. Что же касается улыбки, то она ещё никому не помешала.
А.Сафронов.