ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Символизм » Символика иконописи. Троица.


Символика иконописи. Троица.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Бог, сущность которого едина, но бытие представлено личностным отношением трёх ипостасей:

Отец - безначальное Первоначало.

Сын - Логос, то есть абсолютный смысл.

Дух Святой - животворящее начало.

По православной доктрине, 3-я ипостась исходит от 1-й, как единственной бытийственной праосновы;

По католической - от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.

Все три ипостаси "равночестны", участвуют в сотворении и бытие космоса по следующей формуле: всё от Отца (ибо наделено от него бытием) через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него целостность).

Нередки следующие аналогии:

а) три грамматических лица (завершение Ты и Я в Он);

б) три сути человека: тело, душа, дух (или иначе, иррациональные эмоции, рациональный ум и сверхрациональное);

в) три способности души: память, мысль и любовь;

г) тройное деление времени: прошлое, настоящее и будущее.

Но! - следует отличать Троицу от Триады.

Троица - это три в одном: "Средний, действующий как посредник, связывает двух других в совершенный порядок" (Прокл).

Члены Триады - отличны друг от друга и объединены общей идеей или общими функциями, например, Небо-Человек-Земля в даосизме; три аспекта Великой Матери Персефона-Деметра-Геката; весьма многочисленны триады в кельтской мифологии.

Троица долго не была предметом изображения в искусстве: теология настаивала на том, что Бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; всё прочее - предосудительные фантазии.

http://s6.uploads.ru/OLdzR.jpg

Однако, явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Троицы - так возникает иконографический тип "Троицы ветхозаветной", доведённой до совершенства Андреем Рублёвым.

http://s3.uploads.ru/0HYnM.jpg

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублёв. 1422-1427гг. Из Троицкого собора Троицко-Сергиевой лавры.

С другой стороны, ещё в Византии изображали (сначала робко - не на фреске или иконе, а на миниатюре) "Троицу новозаветную" - Отец в виде старца, Христос как отрок (этот тип называется "Отрочество") или взрослый муж, сидящий по правую руку от него, и Дух Святой - над ними обоими в виде голубя.

http://sd.uploads.ru/8cBFl.jpg

Троица Новозаветная ("Отечество"). Новгородская икона нач. XV в. Москва, Третьяковская галерея.

Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской эпохи. Что касается католического запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Святого Духа участвуют в некоем торжественном событии, делаются со времён эпохи Возрождения всё более частыми.

http://se.uploads.ru/4xKA1.jpg

http://s2.uploads.ru/LGQCh.jpg

Ещё раньше, с XII в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Троицы, акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт на колени его безжизненное тело и подобные сюжеты - "Престол милосердия".

http://se.uploads.ru/DseYH.jpg

Средневековые художники довольно часто изображали Троицу в виде одной трёхглавой фигуры (что идёт, по-видимости, от кельтской традиции), однако Церковь это в конце концов запретила.

И ещё, насколько я помню, Бог Дух Святой в некоторых неканонических текстах описывается как имеющий облик женщины (не знаю - есть ли соответствующие изображения) - видимо, под влиянием Каббалы.

Рисунок из кн. Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение..."; источник - книга Хоуна "Описанные древние мистерии":

http://sf.uploads.ru/ozLZl.jpg

Далее - несколько символов триединости, уже не антропоморфной.

Трилистник клевера - по легенде лист клевера использовал Св. Патрик для объяснения триединой природы Бога, когда проповедовал в Ирландии:

http://s4.uploads.ru/ZOpU5.jpg

fleur de lys - "лилия света" (герб французских королей) также можно рассматривать как эмблему единства Трёх:

http://sd.uploads.ru/da6bm.jpg

Три сплетённые рыбы из книги Дж. Тресиддера "Словарь символов"; витраж Рексхемского аббатства, Англия:

http://s4.uploads.ru/P2pV6.jpg

Рыба - раннехристианский символ Иисуса Христа, однако здесь выступает как символ Троицы.

Переплетённые арки внутри круга из книги Дж. Тресиддера "Словарь символов":

http://s3.uploads.ru/vhRHg.jpg

И напоследок - две триады.

Тримурти. 8 век Эллора, храм Кайласантха. Брама - Вишну - Шива как олицетворение принципов сотворения, поддерживания и разрушения мира (кстати, позднее Шива наделялся всеми тремя функциями и также изображался как Тримурти):

http://sf.uploads.ru/sJYyC.jpg

Геката. Бронза. 1-2 вв. Рим, Капитолийские музеи. Трёхтелая богиня, олицетворяющая три ипостаси Великой Матери: Персефона-Деметра-Геката, а также три фазы луны: Артемида-Селена-Геката (информации о том, что Геката могла изображаться как трёхглавая фигура не найдено):

http://s9.uploads.ru/qM3b2.jpg

0

2

Три ипостаси Троицы обычно изображаются отдельно: коронованный и седобородый Бог-отец, страдающий Иисус - Бог-сын и Бог-Дух Святой в образе голубином. Некоторые художники попытались подчеркнуть единство ипостасей.

http://s4.uploads.ru/yWqwU.jpg

                        Хуберт и Ян Ван Эйк "Поклонение агнцу".

Исследователи расходятся в интерпретации этого изображения: кто перед нами Бог-отец или Бог-сын?

На первое может указывать композиция алтаря: на вертикали, проходящей через две центральные панели, тогда изображены Бог-отец, Бог-Дух Святой и Бог-сын (агнец).

На то, что перед нами Бог-сын указывает его положение между девой Марией и св. Иоанном-Крестителем и тиара. Красный цвет может интерпретироваться и как цвет жертвы и любви, и как цвет могущества и верховной власти.

Принимая всё это во внимание, некоторые исследователи видят в центральной фигуре соединение Бога-отца и Бога-сына.

На этой картине Деву поддерживают Бог-отец и Бог-сын с одинаковыми лицами:

http://sg.uploads.ru/eNJUP.jpg

                         Альбрехт Боутс "Вознесение Девы".

Страница 8r манускрипта 2780 австрийской национальной библиотеке в Вене представляет собой сотворение мира (Менхардт датирует манускрипт 1423 годом):

http://sd.uploads.ru/Gvw5I.jpg

Эта манера изображения напомнила знаменитые триады времени (прошлое-настоящее-будущее, юность-зрелость-старость), изученные Панофским в связи с картиной Тициана:

http://s6.uploads.ru/8NVcw.jpg

Любопытно, что изображение лиц Троицы также следует возрастной модели, правда в несколько ином, чем у Тициана порядке: старость, юность, зрелость. Не знаю, стоит ли здесь пытаться искать соответствие трёх возрастов Богу-Отцу, Богу-Духу Святому и Богу-Сыну.

Следующий шаг соединения лиц Троицы состоит в изображении трёх лиц на одной голове, как на приведённом Панофским примере изображения Благоразумия из сиеннского собора (конец четырнадцатого века):

http://sa.uploads.ru/BGK60.jpg

Охтина, Словакия. Евангелическая церковь, фреска (80 см. х 45 см.), фрагмент росписи хора, около 1380. Автор фрески известен как мастер охтинского пресбитерия. Порядок несколько иной: зрелость, старость юность:

http://s7.uploads.ru/uR2pP.jpg

На следующих изображениях разделения по возрасту нет. Принцип "три лица на четыре глаза" сохраняется на ещё одной словацкой фреске (170 см. х 103 см.) восьмидесятых годов четырнадцатого века (Ракош):

http://sd.uploads.ru/S1OBs.jpg

На несколько более позднем (1412) барельефе на замковом камне из церкви св. Екатерины в Велькой Ломнице (Словакия):

http://sg.uploads.ru/zuPIo.jpg

И на фреске пятнадцатого века из церкви св. Леонарда, Брег об Кокри (Словения).

http://s3.uploads.ru/LF0kj.jpg

Последний пример возвращает нас к "трём головам на одном теле". Любопытна некая гендерная неопределённость лиц. Фреска церкви Святого Духа, Зегра, Словакия. Третья четверть четырнадцатого века.

http://s2.uploads.ru/n0cTj.jpg









http://clement.livejournal.com/130039.html

http://www.livejournal.com/users/huzbandit/24474.html

0

Похожие темы


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Символизм » Символика иконописи. Троица.