Прочел твоё письмо и увидел себя в те времена, когда начинал свой серьёзный духовный Путь. Скорее всего, через такие внутренние переживания проходит всякий, вставший на Путь, независимо от того, какое учение он начинает исповедовать -- будь оно религиозным, философским, эзотерическим или научным. Тогда неофиту кажется, что он познал такую сокровенную божественную истину, что выше её уже ничего не может быть. Вставшему на Путь, кажется, что лишь его, настойчивого, упорного и умного, Господь одарил высшим знанием, а все остальные люди прозябают во тьме и невежестве.
Духовный порыв в это время настолько велик, радость от приобщения к Высшему так наполняет сердце, что ученик внутренне клянется никогда не изменять избранному Учению, а в подтверждение верности ему, начинает усиленно трудиться по распространению его знания среди людей, считая это своей миссией или поручением Бога. На эту работу уходят многие годы, а иногда и вся оставшаяся жизнь.
Но вот проходит время, и ученик начинает замечать, что многие люди не понимают его, плохо воспринимают такое важное и нужное всем духовное знание, без которого, как кажется, и жить-то нельзя! Неофит бьется лбом в глухую стену, придумывает всё новые и новые способы трансляции людям его духовных знаний, но всё тщетно. Созданные им группы, кружки и общины последователей неизменно разваливаются, дробятся и исчезают, а Учение, которому он продолжает верно служить, ими искажается или отвергается.
Дальше – хуже. Яркий духовный факел, вспыхнувший в сердце ученика в самом начале Пути, начинает тускнеть и уже не дает той восторженной и ликующей радости, какая была вначале, не наполняет душу жаждой духовной деятельности на поприще проповедничества.
Неофит теряется в догадках – что происходит? Вначале он приходит к выводу, что люди, которых он пытается учить, ещё не «доросли» для восприятия высшего знания и нужно искать тех немногих, кто «дорос». Он находит таких людей, но оказывается, что каждый из них уже имеет свой собственный внутренний духовный стержень, препятствующий навязыванию со стороны, пусть и правильного, и истинного, но другого духовного знания.
Чем все это может закончиться для вставшего на Путь? Разочарованием и апатией, а иногда и изменой Учению и Учителю, в верности которым он клялся вначале. А измена это очень тяжкий духовный проступок.
В чем же причины подобного развития событий? Как не допустить падения?
Первая и самая распространенная ошибка ученика заключается в завышенной самооценке собственных духовных достижений в самом начале Пути. Неумеренные восторги и ликования от приобщения к Высшему очень способствуют такой завышенной самооценке, затмевают разум, притупляют самокритику, взращивают самолюбование. Возникает то, что называется словом «гордыня».
Вторая причина – отсутствие опыта и знаний. Да, да, именно знаний, хотя ученику кажется, что более высокого знания, чем он уже постиг, не существует.
Он не знает, что каждая человеческая душа находится под наблюдением и контролем высших разумных существ, призванных двигать вперед духовную эволюцию земного человечества. Эти существа в океане человеческих душ сразу замечают тех, которые хоть немного стали возвышаться над поверхностью океана – это души, готовые встать на Путь. Высшие существа – служители планетарной Иерархии Света – тут же берут под свою опеку кандидатов в ученики и всячески помогают им встать на Путь. Неофит явственно ощущает эту руку водящую, доверяется ей, получает через неё необходимую для роста энергию и ошибочно считает, что так будет всегда. Но небесный Учитель, после того, как «вытащит» возвысившуюся душу из человеческого океана, дает ей свободу действовать самостоятельно, учиться и набираться опыта, лишь слегка и незаметно корректируя действия ученика.
Как же воспринимает сам ученик ослабление, а затем и кажущуюся потерю высшего наставника и помощника? Он воспринимает это как духовную катастрофу. Исчезает свет, исчезает радость, кажется, уходит сам жизнь. Неофит лихорадочно начинает искать причины случившегося, обвиняет себя во всех смертных грехах, усматривает внешние козни сил тьмы. И пока он занимается самокопанием, движение по Пути останавливается. И это третья и, пожалуй, главная причина начинающегося падения.
Духовный Путь -- это категория особого свойства. Сознательно вступившему на него, возврата назад, к прежней жизни, уже нет. Есть два выхода – падение или движение вперед, третьего не дано. При этом, длительная остановка равноценна падению, так как эволюция Космоса продолжается, но уже без ученика. В этом смысле, ему лучше бы не вступать на Путь вовсе, а продолжать, хоть и медленно, двигаться вместе со всем человечеством.
Но, что означает движение по Пути? Это постоянное и непрерывное пополнение своей духовной Чаши самым разнообразным знанием – от чисто утилитарного, до высшего. Эта тонкоэнергетическая смесь, в процессе работы Чаши, постепенно кристаллизуется в ту высшую субстанцию, которую человек забирает с собой после очередного сброса физического тела, прекращения воплощения, физической смерти. В этом состоит смысл земной жизни человека. Для этого человек и был создан Творцом, поскольку через миллиарды лет эволюции эта субстанция станет частью «тела» Творца, им самим. Поэтому, с остановкой движения по Пути смысл жизни теряется.
Из этого следует важный вывод – нет, и не может быть, такого Учения, которое являлось бы истиной в последней инстанции. Если бы такое Учение существовало, то дальнейшее познание стало бы бессмысленным, а это и означало бы полную остановку на Пути.
Все высшие учения, которые дают людям Иерархи Света, призваны пополнять духовные Чаши людей, и чем больше таких Учений будут осознаны, усвоены, переработаны или отвергнуты тонкими структурами человеческого организма, тем лучше. При этом, человек выступает в качестве некоего пресса, отжимающего из смеси то полезное, из чего в будущем выкристаллизовывается божественная светлая тонкая субстанция, духовная амбра. Смена человеком руководящих Учений не есть измена им, а полное усвоение предыдущих с переходом на новые.
Сознательная верность на всю жизнь однажды выбранному светлому Учению возможна лишь в двух случаях. Первый – духовная ошибка, остановка на Пути по-незнанию. Второй – выполнение определённой миссии, связанной с данным учением. Причем, миссия эта обязательно должна быть санкционирована планетарной Иерархией Света и поддерживаема ею. Пример второго случая – миссия Рерихов, пример первого – церковное обрядоверие.
Я склонен полагать, что ты сейчас совершаешь духовную ошибку, не желая продолжать движение по Пути. Согласись, если бы твоя остановка была санкционирована Иерархией, то у тебя все получалось бы идеально в плане работы по проповедованию полученных тобой духовных знаний. Но этого не происходит из раза в раз, а ты почему-то не замечаешь идущих тебе свыше подсказок. Ведь ты уже всё «выпил» из светлого сосуда под названием «Агни-йога», я это чувствую, и твоя душа томится жаждой новой духовной влаги. Так почему же ты не ищешь нового источника?
Я даже уверен, что ведущий твою душу небесный наставник и Учитель, уже не раз указывал тебе на новый источник, но ты, как человек нравственно высокий и честный, считаешь, что переориентация души на какое-то другое Учение будет изменой твоей любимой «Агни-йоге» и теософии вообще. Ведь приобщение к ним стоили тебе таких огромных усилий и труда души! И ты боишься потерять уже накопленное, не понимая, что однажды положенное в Чашу, уже никогда не будет утрачено! Оно может быть только преумножено. Но это зависит от тебя самого.
Я думаю, что не совсем правильно «пропускать всё через фильтр "Агни-йоги» - на выходе получится опять Агни-йога и ничего нового через этот фильтр не просочится. Этот фильтр можно и нужно использовать, если сомневаешься в духовной светлости какого-то нового учения – здесь Агни-йога и будет стоять на страже, препятствуя проникновению всякой мути. Но, если чувствуешь сердцем, что из какого-то нового учения можно извлечь что-то полезное и высокое, то зачем это отфильтровывать? Ведь тогда Чашу нечем будет наполнять, а это остановка на Пути.
Я думал над всем этим много лет назад и решился на то, что сейчас советую тебе. Поверь, я ни разу не пожалел о своем шаге, хотя очень боялся потерять уже приобретённое. В результате, перед моим духовным взором открылись такие широкие и сияющие горизонты, что даже дух захватило. Чаша стала стремительно наполняться. А мой любимый тёплый котенок по имени «Агни-йога», по-прежнему живет в душе, согревая её своим негасимым светом, и мирно уживаясь с другими, появившимися в Чаше, высокими светлыми сущностями. С тех пор рука водящая снова надежно ведет меня по Пути, а с её обладателем я наладил прямой контакт и получаю информацию для своей новой книги.
Валерий Гришин.