Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве.
Впервые увидев икону со святым Христофором, многие начинают возмущаться, считая, что видят перед собой подделку, призванную оскорбить их веру. Но это не так — Христофор на самом деле долгие столетия изображался с собачьей головой и лишь в XVIII веке православная церковь отказались от такой традиции. Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?
Сегодня святого Христофора принято изображать в виде благообразного старца с окладистой бородой, держащего на руках или плечах младенца Христа. Но так было не всегда, ведь традиционно этого почитаемого христианами великомученика принято изображать с собачьей головой. Первое изображение святого было обнаружено на амфорах V–VII века н. э. на территории современной Македонии, что приблизительно соответствует началу его почитания христианами.
В мае 1722 года Святейший Синод запретил изображать святого «с песьею главою», так как это, по мнению руководителей православной церкви «противно естеству, истории и самой истине». После этого Христофора-кинокефала стали повсеместно переписывать на иконостасах или просто уничтожать. Сохранился собакоглавый образ святого только на фресках в старообрядческих церквях и на некоторых исторических артефактах в музеях.
Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.
Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии. Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.
Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным. В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит. Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.