"Над темой колдовства я работаю более пятнадцати лет. Как и всякий исторический живописец, я по крохам собирал информацию об эпохе – ведь не секрет, что мои предшественники XIX века порой весьма вольно обращались с деталями. Мир моих полотен насыщен мелочами, которые удалось найти в музейных собраниях или на старинных гравюрах. Одежда, причёски, интерьеры, орудия пыток воссозданы с максимальной достоверностью".
Николай Бессонов.
Искушение служанки.1990 г.
Дьявол, предлагающий драгоценности в обмен на душу. Коварный искуситель прельщает служанку изяществом манер, золотом и украшениями. Зеркало выдаёт его истинное обличье, но дьявол не настолько глуп, чтобы его отражение сразу попало на глаза легковерной особе. Согласно легендам того времени, он поначалу завоюет доверие и только потом заведёт речь о договоре. Горе той, которая поверит его посулам: после скрепления договора золото дьявола превратится в щепки и уголья, а обманутая жертва попадёт к нему в рабскую зависимость и должна будет исполнять все его прихоти до конца своих дней. Инквизиторы объясняли своё рвение не только желанием уничтожить колдовство - помимо этого они говаривали, что действуют на благо самих ведьм. Если вовремя поймать колдунью и сжечь её на костре, она сможет загладить свои грехи наказанием тела, и душа её будет спасена. Викарный епископ Бинсфельд писал: “Те, кто пытается защитить ведьм, это их злейшие враги, ввергающие их в вечный огонь вместо преходящих мучений у столба”.
Ночной полёт.
Поток прохладного ночного воздуха бьёт в лицо, хлопает на ветру одежда, внизу мелькают поля, города, и тёмные провалы леса. Изредка блеснёт в лунном свете серебристый извив реки. С огромной быстротой проносится колдунья над дорогами и тропками, по которым пришлось бы добираться на шабаш долгие дни и недели, если бы не помогала чудесная сила, наполняющая тело пьянящей радостью полёта.
Легенда о летающих по ночам женщинах, это самая уязвимая часть процессов о колдовстве. Убери её - и домыслы инквизиторов о сборищах, на которых верховодит сам Сатана рухнут как карточный домик. Сразу станет ясно, что невозможно тысячам женщин незаметно для окружающих попасть на далёкий шабаш. Вот почему инквизиторы ожесточённо отстаивали реальность ночных полётов. Их не остановил даже “канон Епископи” - церковный закон, входящий в корпус канонического права. В нём говорится, что есть безумные женщины, рассказывающие сказки, будто они по ночам летают по воздуху. Каждый, кто верит в реальность этих домыслов - еретик.
Казалось бы, сказано недвусмысленно. Однако, инквизиторы нашли в себе смелость и смекалку, чтобы обойти освящённый многовековой традицией канон. По словам духовных судей, этот текст являлся несомненной истиной, но только для прежних времён, когда секты ведьм не было и в помине. Ведьмы появились только в XIV веке - начиная с этого времени инквизиция их и преследует. Таков был способ, благодаря которому церковный закон, успокаивающий не в меру ретивые умы, был отставлен в сторону. Дело было за малым. Оставалось выбить у тысяч женщин признания в ночном полёте.
Ночной полёт. 1989 г.
Итальянский инквизитор Паулюс Грилланди поделился в своей книге личными воспоминаниями об удачном расследовании. В сентябре 1524 года он находился в монастыре Сан Паоло де Урбе. Аббат попросил его съездить в соседнее местечко, чтобы снять допрос с трёх крестьянок, сидящих там в тюрьме. Узницы, как водится, всё отрицали, но Грилланди не спасовал перед трудностями.
“Начал я с той, которая не выглядела столь закоренелой в грехе и, в конце концов, убедил её во всём признаться... Лукреция была уже поблизости от дома, когда летела в Беневенто, но тут раздался звук “Аве Мария”, и демон бросил её в поле возле деревни, где она и спряталась полунагая в зарослях кустарника.
Я доложил всё аббату, но сам не имел возможности остаться и приложить свои старания; аббат приказал своим помощникам свершить правосудие, и через несколько дней они были сожжены.”
Ведьмина кухня. 1991 г.
Подготовка к полёту длится недолго. Ведьме надо лишь раздеться, натереть тело и метлу волшебной мазью, а потом произнести заклинание. Её тут же подхватит невидимая сила и вознесёт в небеса. Женщины, попавшие на допрос, наговорили своим судьям множество подробностей. Слова заклинаний украсили собою протоколы. Судьи конфисковывали в качестве доказательств мётлы, вилы, палки, рогатины. Особо искали горшочки с мазью. Жаль только, что мазь, попав в руки правосудия, теряла свою магическую силу, а чёртовы порошки переставали быть ядовитыми.
Подсудимые оправдывались, что следствие овладело вовсе не ядом, а скажем, крахмальной мукой, но трибуналы редко верили оправданиям. Иные “ведьмы” пробовали составить себе алиби из того, что дымоход в их доме тесен даже для кошки. “Это неважно,- возражали судьи. - Демон, этот дивный искусник с непостижимой быстротой раздвигает кирпичи в каминной трубе в момент вылета, а потом сдвигает их обратно”. Замужние женщины оправдывались тем, что всю ночь провели в кровати с мужем. Мужья подтверждали, что так оно и было. Тогда судьи объясняли им - непонятливым - что каждая ведьма может смазать ухо и спину мужа волшебной мазью, и он будет спать до утра, обнимая подушку или связку соломы. Под утро она снова ляжет в кровать и прижмётся к супругу.
Шабаш. 1991 г.
Число ведьм, слетавшихся на шабаш, оценивалось старинными авторами в очень широком диапазоне: от десятка женщин по одним оценкам, до совершенно фантастических стотысячных толп по другим. Колдуньи проводили время в занятиях, которые по замыслу тех, кто придумывал эти истории, зеркально отличались от нормальной человеческой жизни. Всё там происходит навыворот. Так, на шабаше проводится нечто, вроде богослужения, которое кощунственно пародирует церковную службу. Алтарём при этом служит живот голой девушки. Почести, которые воздаются Сатане, тоже необычны. Ведьмы поворачиваются к нему спиной и после этого отвешивают поклоны (непонятно только, почему дьявол не воспринимает это как издевательство над собой).
Трапеза на шабаше проводится без соли и хлеба - и то и другое ненавистно Сатане. Зато дьявол подстраивает появление необычных гостей. На шабаше можно увидеть призраки тех ведьм, которых уже сожгли на костре. Эти призраки выглядят весьма реально. Дьявол как бы показывает собравшимся, что бояться им нечего, даже если их поймают. Он вырвет их из рук правосудия, и они будут пребывать в добром здравии, даже если весь город будет уверен, что они обращены в пепел.
Посвящение. 1989-1990 гг. Новая ведьма. Ритуал с магическим кругом.