http://uploads.ru/i/7/1/R/71RFr.gif

Первая ступень йоги называется Йама- это первая ступени Аштанга йоги - установлению гармонии с внешним миром и внутренним. Следуя этим правилам, человек избавляется от заболеваний и страданий, у него больше нет ситуаций, ведущих к появлению негативных эмоций и мыслей, раскрываются духовные качества личности. Бог Йама в индийской мифологии - бог смерти. Под этим имеется в виду, что умирают отрицательные качества человека.

1. Ахимса - не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, то есть относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими. Впрочем, Ахимса должна соблюдаться в отношении всех живых существ. В Индии говорят, что у Йога, соблюдающего Ахимсу, настолько сильно влияние исходящих положительных вибраций, что в его присутствии даже тигр играет с ягненком и не проявляет никакой агрессии. У всех, кто вступает в контакт с адептом Ахимсы, исчезает всякая враждебность по отношению к нему.

Все остальные разделы Ямы логически вытекают из первого и расширяют его смысл.

2. Сатья - правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, нечестность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше промолчать и вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его проблемах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова. Когда правдивость утверждается в человеке, он получает в дар возможность для дальнейшей духовной эволюции.

3. Астейя - не присвоение чужого (не стяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от воровства, жадности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью. Воровство иногда приобретает очень тонкую форму. Например, когда люди злоупотребляют вниманием собеседника, они крадут его личное время, забывая о том, что наша человеческая, материальная жизнь не бесконечна, и потраченное время не вернешь. Помните, что человек, соблюдающий Астею, достигает в жизни благополучия.

4. Брахмачарья - воздержание от сексуального потворства, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям - пустая трата времени и сил, отход от гармонии и духовной эволюции. Как считал один из выдающихся Учителей Йоги XX века Свами Шивананда: "Утверждение в Брахмачарье наделяет колоссальной энергией, очищает разум, вырабатывает гигантскую силу воли, дает ясное понимание природы вещей, помогает хорошо различать истинное от ложного, дарует прекрасную память. Это основа для обретения духовного бессмертия".

5. Апариграха - отклонение ненужных даров, свобода от алчности, накопительства в мыслях, на словах и в делах, от перегрузки роскошью. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость. Накопительство делает разум беспокойным, появляется страх потерять приобретенное, возникает причинно-следственное (кармическое) страдание. Это серьезное препятствие для духовной жизни. Наступает дисгармония трех начал человека. Когда Апариграха становится достоянием личности, постигается правильное понимание смысла рождения и смерти.

Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Яны должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств, продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни. Когда пять предписанных правил будут разучены, продолжая совершенствоваться в них, можно перейти к следующей ступени - Нияме.

Если Яма означает смерть порокам, то Нияма - это противоположное качество - возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов.

1. Шаоча - внутреннее и внешнее очищение или чистота тела, чувств, жизненных сил и ума. Этот пункт является основополагающим. Остальные расширяют и дополняют его. Шаоча ведет к следующим добродетелям: чистому сознанию, радости, контролю чувств, концентрации ума и самореализации.

2. Сантоша - развитие довольства, удовлетворенности, культивируемых на месте уничтоженной алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Это победа над противоположностями. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контролирует их. Удовлетворенность, возникающая как результат постоянной благодарности Богу, гармоничной полноценной Божественной жизни полной духовных устремлений, дает адепту Йоги неописуемое непреходящее трансцендентальное блаженство и радость. Чувственные удовольствия, к которым стремятся многие люди, приводят к неудовлетворенности, сопровождающейся умственными расстройствами в такой степени, что все достижения, все свершения теряют свое очарование. В результате возникают волнения, ведущие к цепи кармических страданий.

3. Тапас - простота, самообуздание, самодисциплина, направленная на создание положительного характера, который вы считаете своим идеалом. Сюда же относится воспитание решительности, настойчивости, терпения и выдержки. Это контроль умственного поведения, органов чувств и органов действия. Тапас - это подготовка, необходимая для самореализации, получения Божественного знания и Богореализации. Тапас бывает трех видов:

а) Тапас тела (кайика) - соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых Йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха Йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм - это крайность, дисгармония, Йоги предпочитают "золотую середину". Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание. Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует. Йоги рассматривают тело как храм души. Все духовные, умственные и физические устремления в жизни на Земле можно реализовать только посредством тела.

б) Тапас речи (вачика) - говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях Йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Маона). Оптимальный вариант - молчать один день в неделю (в выходной). В этот день старайтесь думать о Боге, о Природе, космосе и тому подобном и больше бывать на свежем воздухе. В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: "Слово - серебро, молчание - золото".

в) Тапас ума (манасика) - культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Это устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах.

4. Свадхьяя - регулярное, самостоятельное изучение священных писаний, самооценка, а также повторение священного слога "ОМ" или имени Бога и созерцание Его добродетелей. В Индии в качестве священных писаний используют Веды, Упанишады, Бхагавадгиту и другую авторитетную ведическую и тантрическую литературу. Для последователей других религий рекомендуется изучать соответствующие их традициям священные писания. Например, христианам следует читать Библию, мусульманам - Коран и так далее. А также можно читать религиозную литературу, связанную с поэзией жизни и любви Бога, которая вызывает симпатию и притягивает к себе. Все эти книги следует читать с теистическим отношением.

К сожалению, большинство людей в основном читают беллетристику и специальную литературу (помогающую в работе), чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы вести здоровую и счастливую духовную жизнь. Практика Свадхьяи принесет знания, поможет в разрешении сложных жизненных проблем, положит конец невежеству (невежество не имеет начала, но имеет конец, а у знаний есть начало, но нет конца). Она воздействует на мысли, устраняет непостоянство ума, способствует духовному развитию, целеустремленности, самопознанию и самовоспитанию, облагораживает душу, формирует нравственность, устраняет злобу и другие негативные качества психики, в священных писаниях заключена божественная поэзия, пропитанная трансцендентальной философией Бога. В них прекрасно описано все Творение, которое воспевает великолепие Творца. Стремитесь к естеству. Природе, восхищайтесь очаровательными и сладкими улыбками Бога.

Самооценка подразумевает ведение счета своему прогрессу по пути самореализации и реализации Бога, а не ради того, чтобы произвести на кого-то благоприятное впечатление или похвастаться.

5. Ишвара-пранидхана - посвящение всего себя Богу, подчинение и преданность Богу, жажда его любви. Для этого необходимо соблюдать Брахмачарью, Сантошу, Свадхьяю, а также религиозные обряды и ритуалы. В результате чего человек получает разрешение для входа в Брахмалоку (обитель Бога), где есть возможность иметь аудиенцию с Богом. Сознание человека приобретает трансцендентальные свойства, испытывает неописуемое блаженство, радость и счастье.





http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post107985143/