Для тех, кто не знаком с Религией Мудрости, назовем её основные принципы:
1. Духовная природа человека. По сути своей человек есть дух, бог, и потому вечен, неизменен и неразрушим. Но, воплощаясь в проявленном мире, он подвержен смерти и противостоит условиям материи, пространства и сознания, пока в процессе эволюции «смертное сие облечётся в бессмертие», по словам апостола Павла; смертный и Дух едины в Отце.
2. Единство жизни. Источник всего сущего един, назовете ли вы Его Атмой, Богом или иным именем, – это Единая Жизнь, в которой все мириады жизней живут, движутся и имеют бытие; отсюда следует, что Бог – Отец и Матерь всего сущего и все люди – братья и сестры.
3. Закон циклов. Жизнь – это развитие, и каждое живое существо начинает свой цикл восхождения с самой низшей точки проявления, чтобы закончить его на наивысшей. Следовательно, для достижения этого любой человеческой душе необходимо прожить тысячи земных жизней. Она не может развиться от дикаря до Шекспира за одну жизнь. Закон циклов также называется законом перевоплощения.
4. Закон Кармы. Великий Дух проявляет и реализует себя, проходя через мириады жизней, повинуясь закону, установленному на заре миров. Этот закон причин и следствий известен еще как закон Кармы. Согласно ему, душа развивается во времени, пожиная то, что посеяла, – добро за добро, зло за зло, усваивая таким образом уроки развития, чтобы в итоге овладеть миром форм.
Благодаря карме и перевоплощению периоды интенсивной духовной деятельности циклически повторяются в жизнях индивидуума и в жизни расы. В это время силы Аватара и высоких Учителей, следующих за Ним, очень мощны на физическом плане и полезны тем, кто может сознательно отозваться на них. Искупление расы сильно ускоряется, и множество душ достигают духовного совершенства, покоряя своё низшее «я» и преодолевая ограничения плотного мира.
СЕМЬ ПРИНЦИПОВ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА.
1. Атма.
2. Буддхи.
3. Манас.
4. Кама (Кама-Манас, Кама-Рупа) – желание.
5. Прана.
6. Линга Шарира – эфирный двойник.
7. Стхула Шарира – физическое тело.
Первый принцип: Атма, или Чистый Дух, Абсолют в проявлении. Это Отец Всего – Создатель, Хранитель и Разрушитель в Одном, проникающий всё сущее.
Второй принцип: Буддхи – духовная душа, проводник, через который Атма проявляет себя. Это духовная мать и дитя в одном – Высшее Я. Атма-Буддхи является воплощающимся Эго.
Третий принцип: Манас – Космический Разум, или Способность формирования и восприятия идей, Сознание Тождественности. Это Мыслитель.
Высшая Триада, три первых принципа, может быть лишь частично понята человеком на данном этапе его развития. Это Отец, Сын и Святой Дух – Центральное Духовное Солнце, чьи лучи пронизывают всё и дают жизнь всем созданиям. На плане Макрокосма – это БОГ; на плане микрокосма – ЧАСТИЦА БОГА.
Четвертый принцип: Кама, через него желание проявляет себя в двух аспектах: как Кама-Манас и Кама-Рупа, т.е. как интеллект и форма. Это Мыслитель в действии. Будучи соединен с Манасом и Буддхи, он являет собой высший астрал, или душу. Кама-Манас – интеллект, или низший ум, – это мост между Манасом – высшим умом – и Кама-Рупой, он объединяет ум и форму, образуя то, что на языке теософии называется Кама-Манасическим телом или человеческой душой. Кама-Манасическое тело иногда называют телом желаний.
Кама-Манас и Кама-Рупа, т.е. низший ум и форма, настолько сильно связаны, что очень трудно провести разграничение. «Дыхание нуждалось в форме, Отцы дали её», – говорится в одной из Станц Тайной Доктрины. Кама-Рупа – это Форма, Размер и Пропорция Вселенной в целом и каждого живого создания в этой Вселенной.
Пятый принцип: Прана, искра Жизненного Принципа, жизненный поток во всем проявленном. Сказано: «Низшие подразделения Праны являются микробами науки». В каждом атоме молекулы Огня, Воздуха, Земли и Воды присутствует жизненная искра, малая жизнь. Это огненные жизни, строители и разрушители форм.
Шестой принцип: Линга Шарира, эфирный двойник, или низшее астральное тело. Этот принцип или состояние материи находится вне твердого, жидкого и газообразного состояния физического плана. Оно гораздо разреженнее и тоньше, нежели какое-либо из перечисленных состояний материи. Эфирный двойник соединён с плотными формами – атом с атомом, молекула с молекулой, но это соединение настолько слабое, что оно может легко нарушиться, эфирный двойник может быть выделен и при определенных условиях появится на некотором отдалении от физического тела.
Эфирный двойник не имеет ни воли, ни разума, отдельных от воли и разума физического человека. Он является посредником между душой и телом человека и похож на эфирные волны между станциями беспроволочного телеграфа. Именно эфирный двойник можно иногда видеть над могилой недавно погребённого. Он не может оставить это место до тех пор, пока плотная материя тела не разложится и не возвратится к элементам; именно поэтому многие оккультисты настаивают на кремации. Однако это убеждение разделяется не всеми по той причине, что процесс разложения является работой огненных элементалов и, если им не мешать, они выполнят её естественным образом; в случае же кремации может произойти вторжение в карму. Эфирное тело обладает своей собственной, присущей ему жизнью, и обычному человеку не дано знать, может ли он жить в этом теле, как в физическом. Он не знает, какую роль может играть эфирный двойник в преображении души.
Седьмой принцип: Стхула Шарира, или физическое тело, которое, строго говоря, не является принципом.
Когда огненные жизни – элементалы – выделяются в результате разложения физической формы, не остается ничего видимого. Она лишь временный проводник, через который могут проявить себя внутренние силы жизни по желанию Эго, одушевляющего её, чтобы приобрести опыт, полезный для развития духовного тела. Без духовного тела Эго не может обрести индивидуальности, и это единственная причина перевоплощения. У Эго нет другого способа овладеть знаниями и опытом, необходимыми для вечной жизни в форме, чтобы стать Владыкой рас и миров, когда придет время. Поэтому физическое тело, столь незначительное с одной точки зрения, очень важно с другой: оно есть микрокосм Макрокосма – малая вселенная в большой.
Необходимо понять, что вся проявленная жизнь является результатом Движения и Вибрации, или Великого Дыхания. В сфере Реальности существует только Единая Жизнь, и это есть Атма, или Дух. Материя, Сила и Сознание являются Духом в движении и вибрации.
Желание – основа творящей Воли, как Вселенской, так и человеческой. Именно принцип Желания приводит Волю в действие при создании ангелов, атомов, форм плотной материи или вселенных. У человека низший ум проявляет себя прежде всего через центры мозга, а также через соответствующие центры всех малых огненных или элементальных жизней, которые одушевляют каждую молекулу и клетку тела. У животных низший ум управляет инстинктами. У растений – это стремление вверх, к солнцу. В минералах – это импульс к кристаллизации, а во всех других состояниях материи – стремление обрести форму.
Сказано, что Сыны Разума – Манасапутра – это «Ангелы, сошедшие с Небес», т.е. Духи, спустившиеся с высоты совершенного состояния, чтобы воплотиться в неразумном человечестве третьей коренной расы и таким образом поднять её из животного состояния в человеческое. Независимо от того, прямо или иносказательно следует понимать утверждение о том, что эти Ангелы являются интеллектом человечества, интересно рассмотреть с этой точки зрения разницу в интеллекте современных рас. Сказано также, что некоторые Классы Манасапутра воплотились в одном цикле, а другие Классы – в иных циклах третьей коренной расы. Этим объясняются различия.
Мы можем постичь глубочайшую духовную истину жизни, если будем наблюдать мир проявленной Природы, опираясь на интуицию и закон аналогии. Поищем, к примеру, семь принципов в самых обыкновенных предметах вокруг нас. Возьмем дерево или растение. Мы увидим семь главных частей: корень, ствол, ветви, листья, цветок, плод и семя. От семени цикл повторяется снова. Корень – первый принцип, он соответствует Атме, которая является корнем всего и проникает всё. Ствол соответствует второму принципу, или Буддхи, первой эманации корня, и является универсальным. Все восходящие и нисходящие жизненные потоки проходят через него, что отвечает принципу Буддхи. Третий принцип, Манас, или высший ум, представлен ветвями, непосредственной эманацией ствола.
В третьем принципе появляется первая дифференциация. Духовное Я, Три (Атма-Буддхи-Манас), готово материализоваться, или упасть в Четыре, являющееся планом материи. Четвёртый принцип, Кама, двоичен, ему соответствует лист дерева или растения. Его первому аспекту, Кама-Манасу, или низшему уму, соответствует зеленый цвет, а второму, Кама-Рупе, или телу желаний и страстей, – красный. Лист с этими двумя одушевляющими принципами подобен личности, которая расцветает на Древе Жизни и опадает, когда приходит срок. Мириады личностей расцветают на Великом Древе и опадают со временем, принося нечто своё Древу Жизни. Каждая обогащает Божественный Ствол Бытия своей жизнью.
Пятый принцип, или Прана, является жизненным принципом и проникает всё остальные. Это аспект Атмы, сущность которой находится в корне, но проявляется как Прана во всём Дереве. Принцип Кама, листья, помогает образованию шестого принципа, астрального тела, которое стремится выразить прекрасным ароматным цветком великолепие внутренней жизни. По мере того как шестой принцип, астральное тело, развивается или уплотняется, появляется седьмой, физическое тело, или плод. Этот плод содержит семя, являющееся вратами, через которые Атма вновь вовлекает СЕБЯ в мир материи и проявляется как семь принципов.
До тех пор пока не будет развит четвёртый принцип или план, представленный листом, силы идут по нисходящей, но как только он пройден, начинается восхождение. Высшее Я – Троица – проявляет себя на плане материи через астральное и физическое тела, оно потенциально содержится в семени, которое для растения или дерева является таким же синтезом, как Атма во Вселенском Бытии.
Вышеизложенное дает иллюстрацию семеричности на примере дерева. Но следует помнить, что деревья и растения имеют также свои определенные принципы, от астрального тела до Атмы, существующие на внутренних планах, пока что недоступных пяти чувствам человека.
Чтобы понять проявление семи принципов на различных планах действия, представим себе Высшую Триаду – Атма-Буддхи-Манас – как Центральное Духовное Солнце, непроявленное, но отражающее себя в пространстве как второе Солнце. Вообразим, что это отражённое Солнце излучает семь великих созидательных энергий – Лучей Света, каждый из которых распадается на семь цветов, излучающих энергии этих Лучей. Все вторичные цвета и оттенки смешиваются и взаимодействуют между собой. Эти сорок девять цветов соответствуют физическому плану и всему существующему на нём. Семь цветных Лучей относятся к плану Манаса, плану всех душ; второе, отраженное Солнце – к духовному плану. Это план проявления для всех воплощающихся Эго, независимо от того, проявляются они на физическом плане или нет.
Мы должны понять, что ни одно состояние материи или энергии, взятое в отдельности, не может быть активным на плане действия. Проявления жизни – воплощающиеся Эго и принимаемые ими формы – представляют собой четыре плана или состояния материи и силы.
Сознание само по себе, Дух, или высшая триада семи принципов, представленная первым Солнцем, проявляется на четырёх планах или в четырёх состояниях. Все состояния материи и энергии взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. Следовательно, человек одновременно существует на четырех планах, даже если он осознает жизнь только на физическом. По мере того как его сознание – душа – пробуждается всё больше, он начинает осознавать все эти планы, поэтому расширение сознания так важно для изучающего Тайноведение.
Если вы успокоите мятущиеся мысли и эмоции, закроете глаза или сконцентрируетесь на какой-нибудь точке в пространстве, то постепенно поймете, что существует внутреннее сознание – сознание Бытия, – отличное от обычного сознания человека и отделённое от всех материальных вещей и условий, которое, однако, является движущей силой, стоящей за умом и телом. Сознание Бытия тождественно принципам Атма-Буддхи-Манас (Желание-Воля-Ум) и проявляется в своём первом проводнике – божественной душе, а не в человеческой душе – ментальном проводнике.
Эта троичная Сущность – Атма-Буддхи-Манас – есть воплощающееся Эго, «Я Есмь», или индивидуальность, вечное Я – Бог в человеке. Она не зависит от времени, пространства и всех ограничений материи и соединяется с четырьмя низшими из семи принципов – Кама-Манасом, Кама-Рупой, Линга Шарира и Стхула Шарира. Она создает тело при каждом воплощении на Пороге времени и пространства, становясь впоследствии ведущим интеллектом, высшим умом или божественной душой человека во всех его жизнях.
Так как проводник памяти лишь частично развит в мозгу обычного человека, он не помнит событий предыдущих воплощений и не сможет вспомнить до тех пор, пока этот центр не достигнет более высокой ступени развития. Особые мозговые центры во всех телах единой цепи воплощений можно сравнить со многими частями большого фильма, а воплощающееся Эго выступает в роли силы, которая проецирует эти кадры на экран. Низший ум помнит события лишь одного жизненного цикла – кадры одной части. Когда цепь воплощений в теле завершена, весь фильм, образно говоря, демонстрируется перед уже полностью просветлённой душой, или постоянным проводником Эго, телом Нирманакая; Тогда выясняется, что развитый в совершенстве экран памяти запечатлел все поступки и мысли каждой личности.
Каждый обыкновенный человек может мельком увидеть картины, вспыхнувшие на экране памяти, – события из прошлых жизней, хотя он и не всегда может установить взаимосвязь между ними и нынешней жизнью. Он видит различные места, людей или предметы. Он слышит внутри себя голоса, мелодии или другие звуки, которые удивительно знакомы, но не может вспомнить, где и когда их впервые видел или слышал. Эти воспоминания всплывают в памяти при соприкосновении с теми же или подобными обстоятельствами, при которых эти эпизоды или звуки встречались во время какого-то предыдущего воплощения. Когда-нибудь человек так разовьёт мозговой центр, что он станет совершенным проводником, через который память осветит накопления всех прожитых жизней с того времени, когда его первая видимая форма, созданная из протоплазмы, проявилась в виде клетки. Когда-нибудь человек полностью осознает свою подлинную сущность, тогда как сейчас он осознаёт лишь тело и ум, которые ошибочно принимает за Я.
После смерти и разложения физического тела божественная душа попадает в блаженное состояние отдыха в Девачане, – которое иногда ошибочно сравнивают со сном, противопоставляя его активной жизни физического плана, – или же добровольно остается в ауре покинутого ею места. Это делается, чтобы помочь душам, уходящим с физического плана, или всему человечеству. Когда естественный период отдыха истекает, душа вновь воплощается, как было описано выше. Кармический закон определяет место воплощения, родителей и продолжительность жизни до тех пор, пока душа не переступит границы материи и не станет Законом для себя, тогда она сама будет выбирать родителей и среду.
Люди возражают против идеи перевоплощения главным образом из-за страха утратить индивидуальность. Если бы человек мог понять, что до настоящего времени он никогда полностью не осознавал себя, то это рассеяло бы страх. Кто может сказать, что он знает что-либо о подлинном сознании личности, которое не имеет ничего общего с инстинктами, эмоциями, страстями, плотью и кровью? Поймите, что это сознание – Я ЕСМЬ, или Эго, – было так же тесно связано, атом с атомом, с бесчисленными формами в прошлом, как оно сейчас связано с настоящим телом, что оно знает всё, что когда-либо происходило! Не брала ли вера, в конечном итоге, верх над страхом, когда человек пребывал в других формах, как пребывает сейчас в данном теле? Не взывала ли Правда Вечной Жизни сильнее, чем она взывает сейчас?
Ваше представление о своём теле сегодня такое же, каким оно было на прошлой неделе или в прошлом году. Тот факт, что вы сменили одежду много раз, что молекулы вашей плоти и крови были заменёны другими, что изменилось их качество и количество и иным стало окружение, не меняет вашего представления о своей личности.
Другим камнем преткновения для признания перевоплощения является страх вечного разъединения с любимыми. Если бы только человек мог представить, как мало он знает о реальных мужчине или женщине, о душе, скрывающейся за всеми сменяющимися внешними обликами любимых, и как прекрасен может быть союз двух душ, полный взаимопонимания и лишенный всего тленного! Он осуществится, когда каждый узнает всё о земной жизни, о высших возможностях, а также об иллюзиях и заблуждениях за время многих своих воплощений. Лишь тогда человек увидит, каким может быть истинное взаимопонимание.
Изредка мы встречаем людей, в которых сразу же признаем друзей. Мы не были знакомы в этой жизни, но тотчас узнаем родственную душу. Мы никогда не сомневаемся в искренности и преданности такой дружбы. Во многих жизнях мы были связаны тесными узами, и узнавание такой родственной души на земле предвосхищает узнавание друзей после смерти.
Ученики ошибаются, полагая, что перевоплощение и переселение душ – одно и то же. Это серьёзная ошибка. Некоторые философские школы на Востоке учат, что, упорствуя во зле, человеческая душа может пройти через все стадии низших царств Природы, и часто можно увидеть проявление глубокого почитания животных, которых считают воплощением друзей или известных личностей прошлого, которые из-за своих порочных поступков или нечеловеческих сил какого-то врага, жаждущего мести, воплотились именно так.
Тайная Доктрина учит, что душа человека, истинная индивидуальность, не может воплотиться в теле животного, так как является духовной сущностью. Длительное пребывание во зле во многих воплощениях может привести к отделению божественной души от низших принципов. Тогда бездушное существо опускается всё ниже и ниже, пока четыре низших принципа, через которые душа проявилась в форме, окончательно не отделятся и материя, из которой состояли различные оболочки, или тела, не разложится и не возвратится к элементам. После длительных циклов времени заблудшая душа получает еще одну возможность воплощения, но она должна построить свои проводники опять с самого начала, проявляясь в бесчисленных формах всех низших царств Природы до тех пор, пока не будет построена человеческая форма, в которой она сможет воплотиться. Эзотерическое учение о «потерянной душе» хранится в тайне и будет дано человечеству, когда оно достигнет определенной стадии эволюции.
Раса, нация и семья, в которые попадает воплощающееся Эго после пребывания души в Девачане, определяются Владыками Кармы, Хранителями Космических Скрижалей, Учителями Мудрости. Они направляют проснувшуюся душу в ту расу и семью, где она сможет наилучшим образом изжить хорошую и плохую карму предыдущих воплощений. Так как карма была создана вместе с другими представителями расы и нации, душа разделяет карму этой расы и должна в значительной степени подняться или пасть вместе с нею. Великая Душа лишь тогда достигнет высшей расы, когда её развитие превзойдет развитие расы, к которой она принадлежала в последний раз. Раса в целом лишь тогда перейдёт на более высокую ступень жизни и цивилизации, когда поднимется над условиями, созданными ею в предшествующем периоде.
Если вся раса погрязнет в большом духовном пороке, подобно расе Атлантов, она будет уничтожена и устранена с лица земли и закон Кармы воздаст её представителям по заслугам.
Абсолютная Справедливость, основа закона Кармы, находится вне пределов нашего воображения. Какой бы тяжелой ни была жизнь человека, каким бы немощным или неприспособленным для жизни ни было его тело, полное понимание законов Кармы и перевоплощения устранит внушённое себе человеком ощущение несправедливости, одно из самых разрушительных для души. Это позволит ему на мгновение узреть Красоту, Мудрость и Совершенство Жизни в Действительности.
КАРМА.
«До последней йоты или черты», говорит Библия, человек должен расплатиться за нарушение Закона. Верно и обратное. Послушание Закону приносит воздаяние. Действие равно противодействию, нарушение закона – морального, физического или духовного – порождает причину, которая неизменно влечёт за собой следствие на соответствующем плане действия.
Санскритское слово карма на протяжении веков используется философами Востока для обозначения закона причин и следствий. Благодаря широко распространенному употреблению в теософской литературе оно вошло в английский язык. В научной терминологии этот закон соответствует закону причинности, а также закону компенсации, или следствия. Ему сопутствует закон Реинкарнации, или перевоплощения.
Законы Кармы и Реинкарнации тесно взаимосвязаны. Один дополняет другой. Очевидно, что следствия многих причин не могут проявиться в течение одной жизни. Восточные философы учат, что следствия определенных причин проявляются на соответствующих планах. Конечный результат причин, порожденных на физическом плане, проявляется на нём же. Следствия ментальной причины проявляются на ментальном плане, а духовной – на плане Чистой Энергии. Элементальные силы и существа, обеспечивающие проявление следствий, могут разработать детали на промежуточных планах, но конечные результаты проявятся на плане причины.
Существует вселенская, планетарная, расовая, народная и индивидуальная карма – результат действия положительных и отрицательных полюсов Жизненных Энергий. Эти законы управляют движением массы и вибрацией.
Говорят, что все, что имеет начало, имеет и конец. Ортодоксальное Христианство утверждает, что зло конечно, но не может объяснить, что же оно собой представляет и каким будет его конец. Если добро и зло действительно существуют и зло конечно, тогда должно быть конечным и добро. Исчезновение одного предполагает исчезновение другого. Если рассматривать их как действие положительных и отрицательных полюсов Жизненных Энергий, которое подчиняется Божественным Законам, можно предположить, что они ведут к иному состоянию жизни, где оба исчезают или, скорее, сливаются, переходя в третье, нейтральное состояние. Его можно назвать СИНТЕТИЧЕСКИМ, в нём чистые энергии, которые мы по неведению называем «добром» и «злом», будут полностью осознаны развитым Эго.
Если, вопреки естественному закону, человек страстно желает запретного и напрягает волю к его достижению, он сеет в своем организме зерно какой-либо болезни. Её продолжительность будет определяться вирулентностью – энергией, заключенной в её зерне. Болезнь может казаться злом, преградой, но зло в конце концов будет побеждено добром; пройдя через страдания, вызванные болезнью, человек выйдет победителем, если только своим отношением к страданию не породит худшей кармы. Что-то прибавится к его накоплениям, возможно, знание, выносливость, стойкость, терпение – одно или несколько качеств, необходимых для совершенной жизни. Кармический закон определит точное следствие причины: действие породит болезнь, а обратное действие обратит её во благо.
Болезнь ошибочно называют «злом». Следствия злых мыслей или поступков преходящи, а все их воздействия, в конечном итоге, благотворны. Утверждение, что болезнетворные бактерии были первоначально порождены людьми в результате действия и противодействия ментальной энергии, возбужденной порочными желаниями, может показаться вам странным, но мы знаем, что это правда.
Основные элементы Природы нейтральны: они не хороши и не плохи, не положительны и не отрицательны, но вмещают и то и другое. Простейшие создания становятся хорошими или плохими в зависимости от характера влияний, направлявших их развитие, и приобретенных качеств. Например, есть полезные и болезнетворные бактерии. Они могут быть обезврежены волей более высокого разума или беспрепятственно развиться клетках тела человека, животного или растения, и результат их жизнедеятельности будет зависеть от состояния этих клеток или органов. Поскольку ментальные образы, порождаемые желанием, отражаются на крови физического тела, она изменяется и создает растворитель, являющийся естественной средой для роста и развития бактерий.
Во Вселенной царят Закон и Порядок. Если бы человек мог безнаказанно нарушить хотя бы один из Космических Законов, то проявление Духа в человеке и Природе прекратилось бы. Человечество, нарушая или умаляя законы, подпадает под влияние сил зла, но сами законы остаются вечными и незыблемыми. Когда человек осознает это, поймет Космические Законы и будет жить в полной гармонии с ними, он станет как Бог – Всемогущим.
Когда какое-нибудь национальное или всемирное бедствие обрушивается на человечество, мы слышим самые разные объяснения его подлинной причины. Её приписывают относительно незначительному событию, случившемуся накануне стремительного развития бедствия. Это незначительное по сравнению с ужасными последствиями происшествие – проявление действия одной сканды, которая сконцентрировала в себе следствия преступлений, совершённых существовавшими когда-то расами. Эти события могли произойти и десять тысяч лет назад, но получили развитие сейчас, в расах, втянутых в войну. Циклический закон помогает Карме вызывать события, он так же неотвратим, как восход солнца.
Мы не можем поднять руку, подобрать булавку с земли или совершить любое другое движение, не переместив некоторого количества воздуха и эфира из того положения, которое они перед этим занимали. Мы создали вихрь в пространстве, независимо от направления движения, поэтому перемещенные воздух, эфир или космическая пыль будут требовать возмещения по закону Кармы. Каждый раз, когда сконцентрированная энергия этого вихря по мере сжатия будет увеличивать частоту вибраций, у нас появится желание совершить то же самое действие, которое при повторении в конце концов станет укоренившейся привычкой, и только импульс более сильной воли и мысли может преодолеть её. Каждое сознательное движение порождает физические, ментальные и духовные причины, конечный результат которых мы не можем предвидеть. Силы действия и противодействия – карма – были вызваны этим актом, и, в зависимости от того, насколько мы способствовали или препятствовали эволюции материи и силы, нам воздастся по заслугам.
Обычному человеку очень трудно осознать, что Космос – это единое целое и каждое движение или действие мысли или материи имеет определённое воздействие на все единицы массы. Кармический закон даже сейчас привносит в наши жизни плоды каждого действия, когда-либо совершенного нами. В физический, ментальный и духовный вихри, которые мы породили за время наших предыдущих воплощений, будут сыпаться зёрна, первопричины всего, что с нами было или будет в будущем, пока не будет достигнуто совершенное равновесие.
Если у нас есть идеал человека, каким мы хотим стать в будущем, мы должны посеять зерна – первопричины всех качеств, которые хотим иметь, – в ментальные вихри, созданные идеалом. Мы никогда не дорастем до него, если не уменьшим действие порождённых нами энергий наших низших качеств.
Вся материя пребывает в круговом движении, но круг не замкнут, масса не возвращается к исходной точке. Она движется по спирали, подобной виткам пружины. Закон, который управляет этим видом движения, обычно называется циклическим. Это закон равновесия, который объединяет причины и следствия, а также погашает долги Природы и человека.
Поскольку желание является источником энергии, творческой силой, которая порождает причину, оно должно быть удовлетворено. Удовлетворение желания вызывает к действию антагонистичные ему элементальные формы жизни. Силы действия и противодействия создают следствия первоначальной причины, вызванной желанием. Борьба между противоположными силами неизбежна при проявлении в материи.
Идея справедливости в представлении обычного ума является чем-то вроде абстракции, относительной в своем применении. То, что истинная Справедливость господствует в мире видимой несправедливости, кажется противоречивым, однако при некотором понимании мирового Закона это противоречие исчезает.
К несчастью, слово карма широко употребляется для обозначения только отрицательного аспекта этого Закона, так называемого «зла», несмотря на то, что существует столько же, если не больше, доброй кармы. Веря во всемогущество Добра – Бога, которое мощнее силы зла, сатаны, мы должны понимать, что добро побеждает зло. На примере, данном Учителем Илларионом, можно увидеть, как это происходит:
«Закон противоположностей, равенства действия и противодействия, или Кармы, не предусматривает длительного зла или несправедливости. Человек настолько закрепощён своими иллюзиями в отношении Времени и Пространства и незнанием основ строения материи, что он склонен видеть несправедливость во всём, что мешает исполнению его желания и воли, особенно если он породил причину, ожидая точно определенных последствий, и находит свои усилия напрасными.
Если бы он полностью представил действие циклического закона, спиральное движение материи и мог понять, что величина круга причины, которую он привел в движение своим поступком, полностью зависит от степени движущей силы (желания) и направления (воли), которые он выразил в этом поступке, он увидел бы, что несправедливость невозможна. Человек понял бы законность следствий. Может понадобиться дополнительное усилие, чтобы добиться своего. Первое побуждение, причина, определяет характер элементальных сил, которые притягиваются к человеку по закону тождественности и работают на него и с ним. Поэтому следствия причины обязательно проявятся, но размер круга действия может быть таким большим из-за степени движущей силы, вызванной поступком, что человек не дождется результатов в этом воплощении. Однако он получит воздаяние в другой жизни при таких же обстоятельствах. Если причина начального поступка была незначительной и на него было затрачено мало сил, цикл будет короче, следствие будет меньше и более вероятно, что человек получит удовлетворение в этой же жизни».