Когда Рудольф Штейнер (1861-1925) был ребенком, он жил в удаленном районе Карпатских гор. Он был старшим сыном начальника станции Южно-Австрийской железной дороги. Семья Штейнера не была бедной, но все же с трудом сводила концы с концами. В детстве Рудольфу приходилось ежедневно ходить в школу, расположенную за несколько миль и при этом еще помогать по хозяйству своим родителям. Еще в детстве у него появилось странное чувство присутствия живых существ, которых не видел никто, кроме него. Некоторые дети развивают внутренний мир своих фантазий, но мир Штейнера был больше похож на непосредственно ощущаемый, чем на воображаемый, поскольку он с детства был реалистом, любил порядок во всем и был наделен математическими способностями. Так еще в детстве Штейнер вступил на путь постижения вещей в их вещественности, обычно ведущий к единству со всем существующим. Ощущать вещи в их бытийности (буддисты называют ее Такостью) вот что характерно для настоящего мистика.
Штейнер одновременно и был, и не был таким мистиком. С одной стороны, он с благоговением осознавал красоту окружающего мира, с другой стороны, его прозрения имели конкретный облик, и он наблюдал с помощью «ясновидического восприятия» работу духовных Существ, создающих эту красоту. Штейнер вел двойную жизнь: он разрывался между духовным миром творения и гармони и повседневным миром тяжелой работы, бедности и лишений. В пятнадцать лет он уже сам оплачивал свое школьное обучение, давая уроки другим ученикам.
Вспоминая свое детство, Штейнер утверждал, что именно с геометрии он впервые испытал сознательное удовлетворение от чисто духовной жизни, рассматривая вопросы помимо зрительных впечатлений. В десятилетнем возрасте ему разрешили взять из школы учебник по геометрии, и его сознанию открылось новое. Несколько недель подряд его мысли были наполнены геометрическими фигурами и подобиями между ними. Он часто и подолгу размышлял о том, где же в самом деле пересекаются параллельные прямые. Эти мысли заставили его понять, что предметы и события, воспринимаемые человеком в жизни, «находятся в пространстве наряду с пространством человека», внутри человека тоже существует некое душевное пространство, «арена духовных реальностей и событий».
Он пришел к убеждению, что все общие представления о мире имеют свои истоки в духовных Сущностях. Он принял точку зрения, впервые выраженную Платоном, хотя в несколько иной форме: каждое качество человека – любовь, благо, доброта и т.д. – имеет свой архетип (чистый источник) в мире окружающем человека, от которого человек отдалился вследствии своего общего морального и нравственного грехопадения. Штейнер на видении видел архетипы как реальные Сущности, излучающие свои качества на Землю, где человек принимает их «тени» в свое сознание в качестве общих представлений. В этом и есть ключ ко всем последующим мыслям Штейнера: мир духовен, и все возникло из духовного источника. Не мозг человека создает мышление, а мышление создало мозг. Штейнер еще в детстве смог примирить между собой оба мира, в котором все мы живем: ординарный внешний мир и внутренний мир духовных существ, которые могли показаться созданиями собственного мышления Штейнера. Он постиг, что «здесь человеку позволено знать нечто, переживаемое исключительно духом, при посредстве его собственных сил». Штейнер никому не рассказывал о своем внутреннем мире, но с возрастом ощущение этого мира усиливалось, и он понял, что должен рассказать об этом.
К этому времени он уже больше 20-ти лет занимался исследовательской работой, стремясь построить «мост между духом и материей», между своим внутренним опытом и миром ординарного физического смысла. Его исследования привели его, среди прочих открытий, к Изумрудной Стрижали Гермеса Трисмегиста. Тайное общество розенкрейцеров, активным членом которого был Штейнер, видело в Изумрудной Стрижали Гермеса ключ к преобразованию человеческих знаний о законах природы в сверхчувствительное познание духовных законов Вселенной, так как первая заповедь Изумрудной стрижали гласит: «То, что наверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что наверху, ради исполнения чуда единства». В дальнейшем Штейнер увидел, что этот постулат лежит в основе алхимии, и это привело его к трудам алхимических философов.
Поиск Штейнера продолжался, и к нему пришла большая удача. Как-то ему предложили редактировать научные труды Гете для нового издания. К тому времени Штейнер уже ощутил свое духовное родство с Гете и теперь он погрузился в оба мира, открытые этим человеком. Ведь Гете тоже уделял очень много времени наблюдению за явлениями природы – растениями и птицами, облаками и цветами. Эти наблюдения также привели Гете к уже упомянутой Платоном новой мысли о том, что за каждым явлением природы стоит архетип (иначе, его «Идея»), существующая в высшем мире. Это почти совпало с личным восприятием Штейнера, и он решил начертать собственную схему Вселенной. Он назвал ее Духовной Наукой – Антропософией (от двух греческих слов, обозначающих «человек» и «мудрость»).
Его первая публикация – «Философия свободы» (новый перевод – «Философия духовной деятельности») – выделяется среди всех его работ. Исходя исключительно из качеств внешнего физического мира природы (не ссылаясь на опыт своего ясновидения), существующего вокруг нас, он пытался определить его соотношение с внутренним миром нашего мышления, а также определить деятельность самого «мышления» с умственной деятельностью, связывающей эти миры в нашем сознании в единый действенный опыт. «Именно эта деятельность ведет к свободе, - говорил он, - и это единственный вид деятельности, который нам не удается заметить». Мы замечаем мысли, которые возникают из действий, и мы объявляем их своими собственными. Таким образом, мы как бы имеем собственный «мысленный мир», и нам не удается понять, что мысли это продукты нашей предшествующей деятельности. Эта деятельность соединяет наше восприятие мира с общими понятиями, без которых мы не могли бы видеть связей между вещами.
Мышление – это единственный инструмент нашего познания, мышление это путь к свободе. Если мы делаем любое утверждение, даже такое как «это трудно понять» - значит мы уже миновали стадию мышления, и получили продукт мышления: мысль. Мышление предшествует разграничению субъекта и объекта, именно мышление порождает идею внутреннего и внешнего, «я» и «ты», так же как и все остальные общение понятия. Таким образом, настоящим исходным пунктом познания является не идея, а процесс распознания и мышления, которым постигается эта идея. Он считал этот процесс механизмом, с помощью которого высшие силы действуют внутри нас. И если мы сможем привести свой разум в состояние чистого мышления, в котором он находился до того, как сформировалось общее понятие, мы разовьем в себе свободу, позволяющую видеть истинную природу вещей. Свобода от знания была одной из главных тем Кришнамурти, он тоже считал, что человеку важно избавиться от мира общих понятий и тогда человек будет воспринимать мир в его первозданном начале.
Отношение современников к этим размышлениям Штейнера о мышлении не было безоговорочно благосклонным. Ведущие же мыслители того времени даже не откликнулись на его книгу «Философия свободы». Основную поддержку Штейнеру оказывало Теософское общество. В 1902 году он становится во главе Германского отделения общества и включает в теософское учение свою собственную космологию. Его репутация среди теософов оставалась высокой на протяжении нескольких лет, в особенности после публикации его труда «Теософия». Далее последовали «Познание и достижение высших миров» и «Оккультная Наука». В «Оккультной Науке» содержалось все его послание, основанное на ясновидческих наблюдениях.
Он считал, что человек одно из самых древнейших существ на Земле, прошедший в процессе эволюции многочисленные формы человека. Во всем живом содержались определенные аспекты человеческого роста и только камни и минералы никогда не содержали их в себе. За человеком-рыбой последовал человек-позвоночное животное, и так далее, вплоть до настоящего времени. В каждом аспекте человеческого существа содержалась определенная ступень роста сознания, от растительного мира к духовному. Что же касается многочисленных рыб и животных, живущих, рядом с нами и по сей день, то они не смогли освободиться от своей рыбьей или животной природы, они закоснели в своей рыбности или животности. К этому можно добавить, что сегодня мы видим многих людей, погруженных в непросветленную форму человечности.
Человек в отличие от животного мира и живой природы может размышлять о своем собственном сознании. Как мы видим, подобная теория психологической эволюции не лишена некоего правдоподобия. Штейнер считал, что в эволюции постоянно действуют две силы: сила удерживающая, запрещающая и разрушающая, которая исходит непосредственно от земли – и внеземная сила, постепенно готовящая разум ко все более и более высоким степеням сознательности и свободы, которая отражается в современном физиологическом процессе. В своем ясновидческом опыте Штейнер искал истоки этих двух сил, и очень точные подробности их действия содержатся в двух вышеупомянутых книгах.
Итак, человек появился и стал самим собой в ходе долгой эволюции. Следы этой эволюции можно найти в самом человеке. Так человеческий зародыш, развиваясь, проходит все стадии этой эволюции, а человеческий разум хранит следы воспоминаний об иных эпохах. Каждый человек, родившийся на свет – отнюдь не новорожденный. Он существовал все эпохи эволюции в качестве духовной единицы. Смерть – не конец человеческого существования, а только время для отдыха. Человек воплощается в три тела (или слоя). Эта идея не нова, но Штейнер разработал ее в подробностях, включая взаимодействия этих тел и роль, которую играет каждое из них. Первое тело – физическое (или земное) в известной степени изучено современной наукой. Это тело является материальным механизмом двух других тел.
Второе тело – эфирное. Наличие этого тела ранее отрицали, ведь никто, кроме ясновидящих, никогда его не видел. Что же это за тело? Штейнер утверждал, что это жизненная сила, сохраняющая целостность и жизнедеятельность живого организма. На видении эфирное тело – не продукт материи и сил физического тела, это независимая реальная сущность, оживляющая эти физические материи и силы. Штейнер и его ученики описывали это тело как ауру, окружающую физическое тело и изменяющую свой цвет соответственно физическому здоровью человека. Русскими учеными было установлено, что физическое тело человека испускает электромагнитные волны, которые можно увидеть невооруженным глазом. Малая длина этих волн делает их недоступными для зрения большинства людей. Эти излучения не колеблет ветер, но они отзываются на приближение магнита к коже. Эти электрические волны состоят из двух слоев: туманного наружного и яркого внутреннего; и наиболее удлинены у таких телесных выступов как пальцы рук, ног и носа.
Несколько позже другой русский ученый, Кирлиан сконструировал оптический прибор, дающий возможность видеть эти волны невооруженным взглядом, без всевозможных пленок и красителей. Было выяснено, что любое живое существо окружено высокочастотным свечением с разноцветносветящимися искрами. Узоры и цвета изменяются в соответствии с мыслями и здоровьем человека. Все живые существа, включая и растения, имеют эфирное тело, но только животные и человек имеют астральное тело, в котором заключена внутренняя жизнь сознания. Мышление, чувства и желание – это действия астрального тела. Это тело качественно отличается от двух предыдущих. Физическое и эфирное тело связаны исключительно с материей. Эфирное тело поддерживает жизнь физического тела, поскольку (как считает Штейнер) его влекут вверх и наружу духовные влияния, действующие благодаря круговороту Вселенной. На астральном, «мыслительном» плане человеческого организма эти духовные влияния проявляются как Существа. Мы говорим о совершенных духовных Существах, действующих из вселенских пространств точно так же, как мы говорим о звездах и созвездиях, обнаруживаемых глазами нашего разума в ночном небе». Штейнер называет сознание и все его функции неотъемлемой частью человеческого организма, и мы вполне с этим соглашаемся. Но следующая ступень это Существа, отражениями или тенями которых являются наши мысли.
Штейнер вводит организатора и гармонизатора трех тел, сущноствное «я» (или «эго»). В чистом чувстве «я» Штейнер видит дух, и в своих определениях он называет астральное тело душой, а «я» - духом. Впрочем, если кто из читателей захочет познакомиться подробнее со штейнеровским анализом Вселенной, то его проще будет понять, если начать с конца его книги. Вместо того, чтобы восходить от минеральных тел к духовным внепространственным существам, легче сделать этих Существ отправным пунктом и спускаться вниз, поскольку подлинной основой для всех его размышлений было Целое, разделившееся на части. Философская система Штейнера – титанический труд, охватывающий и объясняющий все мироздание, населенное мириадами видимых и невидимых существ. Его терминология во многом базируется на каббале, но наряду с этим Штейнер свободно использует термины и понятия иных религий, прежде всего иудаизма и тантрического буддизма. Штейнер утверждает, что в основе его построений лежит прямое откровение внеземных Существ. Как бы кто из нас не относился к этому утверждению, мы не можем отрицать, что многие тезисы Штейнера уже получили практическое подтверждение, а его идеи принесли и продолжают приносить ценные плоды во многих областях человеческой деятельности.
Многие открытия Штейнера, которыми пренебрегали его современники, сегодня приобретают иной облик в свете нового понимания. В таких областях, как биодинамическая культивация почв, гомеопатическая медицина и обучение нормальных и умственно отсталых детей идеи Штейнера сегодня нашли подлинное признание, хотя и получили несколько иное техническое воплощение. Вклад Штейнера в медицину обладает исключительной ценностью. Но большинство знает Штейнера как педагога, превосходно понимавшего образовательные потребности детей. Совсем молодым человеком, приехав в Вену, он зарабатывал на жизнь уроками. Одного из его учеников родители считали умственно неполноценным, но Штейнер подготовил его к учебе в школе и в университет. Годы тесного общения с этим мальчиком и с другими учениками помогли Штейнеру понять пути развития детского организма, и одним из самых значительных его начинаний стало основание школы для нормальных и недоразвитых детей, которая не препятствовала бы их естественному росту.
Современники Штейнера, даже те, которых он возмущал своими рискованными и шумными прыжками в «омут оккультных фактов», не могут отрицать, что его собственный характер был в полной мере цельным и независимым. Даже слишком независимым для того, чтобы понравиться некоторым руководителям теософского общества, не одобрявшим направления, в котором развивалось их Германское отделение. В свою очередь, Штейнер, будучи искренним христианином, не признал Кришнамурти, предложенного Анной Безант в качестве нового Христа. Критики называли Штейнера романтиком и фантазером. Он с такой искренней верой писал об исчезнувших континентах Атлантиде и Лемурии, что многие люди, находясь под впечатлением его книг, как бы вспоминали свои предыдущие жизни, прошедшие в этих местах.
Возникало также множество других разногласий с Теософским обществом, и одно из них было связано с Марией фон Сиверс, прибалтийской немкой, которая вышла замуж за Штейнера и оказала сильное влияние на всю его последующую жизнь. Прирожденная актриса, питавшая страсть ко всем видам публичных выступлений, она воодушевила Штейнера излагать свои идеи в форме, близкой языку искусства. Как-то раз весьма влиятельные члены Теософского общества, прибывшие в Берлин на конгресс, были поражены, увидев, что лекционный зал украшен яркими картинами и вместо привычного расписания лекций висит программа выступлений поэтов и актеров. Раскол возник тут же, и в 1912 году Штейнер порвал с теософией.
Теперь Штейнер был волен воплотить на практике все, во что он верил. Он вел курсы, читал лекции и начал привлекать профессионалов из самых разных областей – медицины, экологии и физики, а также искусств и образования. К 1920 году возникла необходимость в творческом центре и в Дорнахе (Швейцария) был построен Гетеанум, замечательное деревянное здание, архитектура которого должна была воплощать в себе тайны Вселенной, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, чтобы оно воспринимало вибрации всех искусств. Штейнер соотносил все виды искусств с человеческими телами: архитектура отражала физическое тело, скульптура – эфирное тело, живопись – астральное тело, музыка – Эго или Дух, поэзия – следующее тело, Духовное я, а эвритмия (искусство движения, разработанное Марией фон Сиверс) – еще более высокое тело, Жизненный Дух. Однако вскоре Гетеанум сгорел дотла, подожженный недоброжелателями Штейнера, среди которых были теологи и ученые, политические и профсоюзные деятели. Бетонный Гетеанум был построен на месте деревянного и продолжил деятельность своего предшественника. Спустя два года Штейнер тяжело заболел и в марте 1925 года в возрасте 63 лет он ушел из этой жизни.
Сегодня во всем мире существуют вальдорфские школы и насчитывают более 40 тысяч нормальных учеников. Эти школы совместного и равного обучения, и их методики основаны на «духовных исследованиях» Штейнера. Он считал, что каждый из нас – это вечный дух, время от времени воплощающийся в тело, и что детство заключается в постепенном освоении этого тела. Штейнер выделял в детстве три семилетние стадии, приблизительно соответствующие трем функциям астрального тела – воле, чувству и мышлению – и старательно разрабатывал учебные программы, соответствующие этим стадиям. Доверие и самоотверженность – вот основные составляющие штейнеровской педагогики. Личные отношения между учителем и ребенком ставятся здесь превыше всего, и на протяжении нескольких лет с детьми работает один и тот же учитель. Своей добротой и идеализмом учителя пробуждают в детях чувство удивления и восторга перед миром и любовь к наукам и искусствам.
Труды Рудольфа Штейнера и сейчас очень привлекают тех, кто хочет жить в согласии с окружающей средой и в гармонии с миром природы. Они привлекают и тех, для кого важен духовный план, кто придает большое значение информации, полученной сверхчувственным путем. Многие из нас, населяющие этот мир – и мистики и реалисты – должны быть благодарны этому человеку, который так много заботился о том, чтобы поддерживать в людях их доброе начало и так много сделал ради их духовного благосостояния.