Мистики XX века. Продолжатели теософской традиции. Николай Рерих (1874-1947), Елена Рерих (1869-1955).
«Спросят – как перейти жизнь?
Отвечайте – как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно».
Так пишет Николай Рерих в своей книге «Листы сада Мории». Такой и была жизнь этого удивительного человека: без всяких извилин и тупиковых стримеров; она была прямой как стрела, как будто этот человек с самого детства знал, что ему предначертано совершить в жизни. Фамилия же «Рерих» имеет древнескандинавское происхождение и в переводе обозначает «богатый славой». И жизнь этого человека действительно была богата славой. Еще при жизни этого выдающегося мыслителя, ученого, художника, путешественника, писателя и общественного деятеля окружали легенды. Многих поражала его фантастическая работоспособность: помимо своей научной деятельности Рерих был и хорошим художником, написавшим около 7 тысяч картин, не считая рисунков и набросков. Поражал и масштаб его рискованных экспедиций, неизменно оканчивавшихся удачей, включая и переход через Алтай, Тибет и Гималаи. Поражали его ученость и эрудиция. Суеверные тибетцы считали, что Рерих умеет ходить по воде, как по суше; что он в дружбе с самим Духом Гор. Легендами окружен и его дом в Гималаях, над которым, как говорят, по ночам иногда появляются блуждающие огни.
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге, в семье преуспевающего нотариуса. Повинуясь воле отца, он получил юридическое образование, но ни единого дня не работал юристом. Уже в студенческие годы он серьезно занимался историей, этнографией, философией и живописью. Первая же его картина, выставленная в Петербурге, была куплена знаменитым коллекционером Третьяковым, основателем Третьяковской галереи, и высоко оценена Львом Толстым. Но отец не одобрял его занятий, желая видеть в нем продолжателя своего дела. И в 1897 году Рерих ушел из родительского дома. Его основным занятием стала этнография. Он много путешествовал по северным деревням России, исследуя народный быт; серьезно изучал труды специалистов по востоковедению и славяноведению. На почве этих занятий он близко познакомился с директором Российского археологического общества князем Путятиным, а племянница Путятина – Елена Шапошникова – вскоре стала его женой. Она разделила с Рерихом все трудности жизни, участвовала во всех его экспедициях и стала соавтором свода всего учения Рерихов – «Живой Этики».
Николай и Елена Рерих еще в молодости увлеклись теософией и довольно долго оставались верными этому увлечению. Елена Рерих даже перевела на русский язык «Тайную Доктрину» - многотомный труд основоположницы теософии Е. Блаватской. Однако в постижении Истины они двигались самостоятельным путем, практически не связанным с путями Теософского общества. 24 марта 1920 года они впервые повстречались со своим махатмой (духовным учителем). Беседа с ним дала толчок к написанию книги, названной его именем: «Листы сада Мории». Это и была первая книга учения Рерихов, которая и вошла как первая книга в свод всего учения Рерих. Следует сказать, что Рерихи всегда отказывались считать себя авторами «Живой Этики» и всячески подчеркивали свои контакты с махатмами. И в 1926 году Рерих, отправляясь в Россию, оформили официальные документы о том, что они являются специальными представителями махатм, выполняющие их поручения.
Книги «Живой Этики» построены, главным образом, в форме бесед учителя с учеником, либо в форме обращения учителя к ученикам. Книга «Листы сада Мории» вышла в 1924-25 годах и состоит из двух частей – «Зов» и «Озарение». Эта книга является своеобразным предисловием к духовно-нравственному учению махатм Востока. Здесь в сжатой форме даны постулаты учения, опирающегося на многовековую мудрость всего человечества. Они даны в поэтической форме. Местами текст напоминает молитву, местами – притчу, но чаще всего – это короткие, энергетические афоризмы. Название «Зов» носит символический смысл. Рерихи имели в виду зов нового времени, обращенный к тем, кто томится духовной жаждой, и уже осознал, что его мышление и жизнь нуждаются в обновлении. Идея постоянного противоборства нового и старого миров остается центральной для всех книг Учения: «… делите мир не по северу и югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый нарождается вне границ и условий. Старый и новый отличаются в сознании, но не во внешних признаках».
Битва Света и Тьмы не проста. Она принимает самые необычные формы и часто идет незримо для человеческих глаз. Стратегия глобального духовного сражения в Агни Йоге (наиболее распространенное название учения «Живой Этики») опирается на два важнейших постулата: избегать недооценки темных сил; следует помнить, что для борьбы со Светом – если уж кто-то решился на эту борьбу – «нужен мощный потенциал». По мнению Рерихов, успехи темных сил во многом объясняются тем, что ставится под сомнение само их существование. Не следует бояться количественного перевеса темных сил. Его служители в большинстве своем безвольны и трусливы, поскольку служат злу поневоле. И в решительной схватке Светлых и Темных сил Светлые непременно победят. Как же поступить человеку в этом мире, чем заниматься, когда мир стоит на грани перед великой битвой Света и Тьмы, каким воспитывать свой дух, чтобы не увеличить собой полчища темных, а стать Воином Света? Ответы на этот вопрос можно найти буквально на каждой странице книг «Живой Этики».
Прежде всего, чтобы не стать пусть даже невольным пособником темных сил, необходимо искоренить в себе следующие негативные качества: «Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в Общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие». Краеугольным камнем Живой Этики является мысль о всеобщей Любви, как основе гармонического развития Мира, берущей свои истоки в христианстве и учении Рамакришны. Это любовь к Богу, и она должна быть божественно велика, божественно самоотверженна и всепрощающая. Бог – во всем, что нас окружает. Христос, Будда, Аум, Абсолют – вот лишь некоторые имена, которыми Рерихи называют Бога. И главное воплощение Бога на земле – человек, поэтому каждый человек заслуживает любви. Ведь «жестокостью не стучатся к посвящению», «желая другим зла, сами угасают», «не делайте врагов – завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобу не имейте». «Обманывающему скажи – как полезен мне обман твой. Похищающему скажи – видно, настало время получить мне новые вещи». Рерихи призывают отказаться от роскоши и дурных привычек и посветить свою жизнь труду ради дела Света. Только таким путем, считают Рерихи, можно достичь сокровенного знания. Но одной лишь любовью и полученными знаниями царства Света достичь невозможно. Необходимо особое и новое для человечества качество – духовность.
Духовность же прежде всего достигается чистотой мысли, творческим отношением к труду и чувством радости от осознания своей миссии. Все человеческие чувства и мысли порождают резонанс в Тонком мире, стократно и тысячекратно усиливаются и передаются посредством психической энергии во все уголки Вселенной. Такого рода высказывания наводят на мысль о том, что Живая Этика – это не мистическое учение, а, скорее, образец некой социально-нравственной метафизики, в значительной степени, напоминающие ранние коммунистические утопии некоторых философов. Однако Рерихи говорят, что их книги содержат в себе синтез эзотерической информации и позитивного нравственного опыта всех древних и ныне существующих религий. Идея о необходимости такого синтеза – принадлежность теософии к некоторым другим синкретических учений XIX века. Так, Рамакришна, великий индийский мудрец XIX века, утверждал, что все религии внутренне абсолютно едины и разделяет их лишь внешняя атрибутика.
В 1929 году вышла в свет одна из главных книг Учения – «Агни Йога», в которой излагаются основополагающие принципы Учения. За ней последовали остальные книги, названия которых говорят сами за себя: «Беспредельность» (1930), «Иерархия» (1931), «Сердце» (1932), «Мир огненный» (1933-35), «Аум» (1936), «Братство» (1937), и последняя, неопубликованная книга «Надземное».
Тексты всех книг Агни Йоги базируются на духовно-философских понятиях Востока и поэтому представляют для нас, западных читателей, целый ряд трудностей. Нам, воспитанным в иной традиции, трудно, например, охватить сразу во всей полноте понятие Божественного учителя. Оно олицетворяет и творческое начало всего мироздания, и высшее «я» самого человека. Мы воспринимаем учителей иначе, поскольку привыкли считать свои достижения результатом своих же собственных усилий. Такая точка зрения неприемлема для Живой Этики, исходящей из незыблемости иерархического строения мироздания, где высшее начало неизменно руководит низшим, а простые формы жизни получают помощь от более сложных и утонченных. По мнению Рерихов, этому закону подчинена вся Вселенная, человек также не является из него исключением. Поэтому достижения человека не могут быть признаны результатом лишь его собственных усилий. В большей степени эти достижения результат многовековых усилий человечества.
На сегодняшний день нам уже не трудно принять мысль о реинкарнации, о том, что человек может много раз воплощаться на Земле, да и не только на Земле. На концепции о реинкарнации основываются многие философские школы Востока и учение «Агни Йоги» здесь не исключение.
Важнейшие отличие западного и восточного мировоззрения Рерихи видели в том, что на Западе пытаются постичь истину путем логического анализа фактов. На Востоке же считают, что ничто так не приближается к истине, как легенда. «Мы не знаем лживых легенд», - утверждается в «Агни Йоге». Живая Этика расширяет наше представление о Шамбале, как бы «заземляя» царство небесное. Информация о стране Махаты в книгах «Живой Этики» обширна, но мозаична. Иногда эта информация дается в форме небольших предложений и намеков. Иногда есть совершенно недвусмысленные высказывания: «Географ может успокоиться. Мы занимаем на Земле определенное место». Это место – пункт, где осуществляется своеобразная стыковка Земли с Космосом, где, по словам «Агни Йоги», земной мир соприкасается с высшим сознанием. Шамбала в силу определенных причин надежно сокрыта от вторжения непосвященных. Рерих утверждают, что «непрошенный гость путь не найдет», но ищущему правду, Шамбала откроется.
Из книг «Живой Этики», художественных произведений и дневниковых записей всех членов семьи Рерих видно, сколь большое значение они придавали тому, чтобы понять, каким образом силы природы воздействуют на человека. Природа в их понятии – синоним Абсолюта, средоточие гармонии и радости. «Даже непродолжительное общение с ней облагораживает и освещает», - писал Николай Рерих. Рерих одним из первых выступил с идеей о необходимости сохранения природной среды в первозданном виде. Есть еще и другая среда – созданная руками и душами многих поколений – историческая аура Земли. Она так же, как и природа одухотворена, также неповторима и невосполнима в случае разрушения. За ее сохранение Николай Рерих боролся всю свою жизнь.
Метафизика «Живой Этики» - это далеко не единственный след, оставленный Рерихами в истории человеческой культуры. Они заявили о себе во многих областях науки и искусства. И, возможно, преуспели бы здесь гораздо больше. Но эти одаренные люди взяли на себя определенную миссию – миссию, суть которой еще до конца не определена. Для многих людей, как в России, так и во всем мире творчество Рерихов стало своего рода мистическим мостом между Индией и Европой, в этом ключе многие и рассматривают их «Живую Этику». Это превосходное произведение, посвященное Востоку, передает читателям не столько мертвую букву, сколько сам живой дух восточной мудрости. И это произведение тем более ценно, что написано людьми, посвятившими Востоку всю свою жизнь.