Духовное развитие человека – это длительный процесс, это путешествие по чудесным неизведанным странам. Это путешествие наполнено не только приятными впечатлениями и удивительными событиями, но и препятствиями. Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждением многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства.
У многих людей духовное развитие протекает гармоничнее, чем будет описано ниже. Внутренние трудности преодолеваются с этапа в этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий. Есть люди у которых высшие аспекты развиты слабо, и им труднее подчинить себя той внутренней самодисциплине, которая позволяет восстановить гармонию и здоровье.
Духовное развитие человека проходит различные критические стадии, которые бывают сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном клиническом наблюдении их легко можно спутать с расстройствами, происходящими от совсем других причин. Расстройства, о которых пойдет речь, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки.
В последнее время появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Духовное развитие современного человека в силу его большей разносторонности, и особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах духовного развития, и показать наиболее действенные методы их преодоления.
На пути к достижению полного духовного сознания человек проходит через несколько критических стадий. Рассмотрим их по порядку.
Кризисы, предшествующие духовному пробуждению.
Чтобы правильно понять смысл странных внутренних переживаний, являющихся предвестниками духовного пробуждения, надо сказать несколько слов о психике среднего человека. Такого человека как бы несет течением жизни: он принимает жизнь такой, как она есть, не задаваясь вопросами о ее смысле, ценностях и целях. Для человека с низким уровнем духовного развития все сводится к осуществлению личных желаний, например он может стремиться к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия.
Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей, почтение к которым заложено в него воспитанием. Он не задумывается откуда взялись эти обязанности. Он может считать себя верующим и со спокойной совестью выполнять предписания своей церкви; он крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Земное существование для него является практически самоцелью. Но может случиться, что этот «обычный» человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох или пугает. Эта трансформация может наступить в результате многих разочарований, сильного душевного потрясения, например, потеря близкого человека.
Порой трансформация протекает без внешних причин: среди полного благополучия возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты. Человек не может это объяснить. Жизнь становится суетной, будничной и не радует его. Человек задается вопросом о смысле жизни, о происхождении и цели человеческого существования. Порой человек начинает терзаться чувством вины за прошлые свои поступки. Если он сурового судит себя, то может впасть в полное уныние. Иногда, человек, чтобы не мучиться от тяжелых мыслей, вновь погружается в реальность. На время ему удается приглушить беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Это беспокойство, иногда через несколько лет, может вырваться на поверхность сознания с новой силой. Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота – еще невыносимей. Все, что составляло смысл его жизни, кажется пустой оболочкой. В то же время новый смысл еще не появился. Могут приходить мысли о бессмысленности физического существования.
Это лишь общая схема протекания подобных переживаний. Здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают общей стадии, другие оказываются в ней совершенно внезапно, у третьих могут господствовать навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис.
Эти проявления духовного перелома иногда очень похожи на определенные симптомы неврастении или психастении (от греч. – душевная слабость). Физические симптомы также могут быть схожи с симптомами психастении: истощение, нервное напряжение, бессонница, расстройства пищеварения и кровообращения.
Вслед за кризисом наступает духовное пробуждение. Установлению связи между личностью и душой сопутствует поток света и радости, деятельной силы, приходит чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидным, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова.
Кризисы, вызванные духовным пробуждением.
Бывает, что духовное пробуждение происходит не так просто и гармонично. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтированна (болезненная оживленность), нервная система слишком чувствительна. Этим людям порой трудно выдержать резкое усиление духовной энергии. В одних случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявляется беспорядочно, а порой бурно, в виде плача, криков, пения и возбужденных действий. Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру.
У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Одни видят ангелоподобных существ, другие слышат голоса, некоторые испытывают побуждения к автоматическому письму. В любом случае нужна трезвая проверка. Следует осторожно относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания. Истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам. Независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, так как могут нарушить равновесие чувств и разума.
Спады, следующие за духовным пробуждением.
Уже говорилось о том, что духовное пробуждение вызывает ощущение радости, просветления ума, осознание смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям. Это состояние радости и подъема может продолжаться довольно долго, но после духовного подъема обычно наступает спад. Поток духовного света и любви, как все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Поэтому, рано или поздно за приливом следует отлив.
Между тем процесс пробуждения уже уточнил этическое состояние, усилил стремление к совершенству. Человек начинает более требовательно относится к себе, чем прежде. На поверхность выходят более глубоко скрытые влечения и наклонности: духовные устремления пробудили их и извлекли из бессознательного. Во внутреннем мире человека опять появляются сомнения. Это может проявиться в ожесточении, саркастичном, циничном высмеивании себя и других. Но не смотря на все это, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Человек уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя «божественная» тоска.
В этот момент человеку нужно понять и осознать, что состояния благодати не может длиться вечно. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину, а потом опять, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск (возвращение на равнину – в реальную жизнь) – естественный процесс, через который мы все должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать новый уверенный подъем.
Кризис на стадии духовного преображения.
Упомянутый подъем состоит в полной трансформации и перерождении личности. Здесь можно выделить несколько фаз:
- фаза устранения препятствий потоку духовных сил через активные ощущения;
- фаза развития внутренних способностей прежде скрытых или слабо выраженных;
- фаза покоя, в течение которой человек безмолвно работает с собой, терпеливо перенося встречающиеся препятствия на пути духовного преображения.
Это время, полное перемен, когда возможны «взлеты и падения». Но не надо забывать и о внешней личной жизни.
Иногда внутренние проблемы духовного развивающегося человека усугубляются непониманиями и несправедливыми оценками семьи, друзей. Некоторые могут услышать неодобрительные замечания «о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни». Подобные суждения не должны вызывать подавленности, душевного смятения и уныния. Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает выработать твердость и независимость суждения. Надо помнить, что речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. «Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки - беспомощности и бессознательности». В отличие от гусеницы человек лишен «стадии куколки», он должен оставаться на своем месте и выполнять свой долг перед семьей и обществом так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного.
Иногда из-за внутренней перегрузки у человека возникают раздражительность, истощение, подавленность, бессонница, что может привести к какому-либо физическому недомоганию. В этот период следует разумно относится к себе и к окружению и плодотворно растрачивать силы на внутреннюю и внешнюю деятельность. Надо знать, что все страдания и недуги когда-то кончаются, и духовный рост приводит к полному выздоровлению и вознаграждению за все пережитое.
О духовном росте человека говорит и Кен Уилбер.
Духовный рост означает расширение горизонтов, расширение границ вовне и в глубину. Духовный рост идет через сознание человека. Сознание К. Уилбер представляет как спектр, нечто подобное радуге, состоящей из диапазонов (уровней) самоотождествления. Знакомство со спектром сознания, с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней, - помогает человеку, как непрофессионалу, так и профессионалу, лучше ориентироваться на пути самопознания и саморазвития.
«Кто я?» Задает себе вопрос человек. Прежде чем ответить на вопрос «Кто я?», К. Уилбер рассматривает особый фундаментальный процесс, который разворачивается в ходе этого ответа: «Что при этом происходит у вас в голове? По-видимому, вы описываете себя, какими вы себя знаете, включая в описание факты, которые считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете думать, например, что «я неповторимая личность, существо, наделенное определенными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает, я инженер и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол…» И далее вы можете перечислять свои мысли и чувства.
Между тем, говорит К. Уилбер, в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда мы отвечаем на вопрос «Кто я», мы проводим мысленно разграничительную черту через все поле того, что мы испытываем. То, что оказывается внутри это черты, мы называем «собой», а то, что оказывается вне ее, мы называем «не-собой». «Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите разграничительную черту между тем, что вы называете собой, и тем, что не называете собой. Ответ на вопрос «Кто я?» находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения».
В основе любого ответа на вопрос «Кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура – процедура проведения пограничной линии «между собой» и «не-собой». Замечательная особенность этой пограничной линии в том, что она довольно часто имеет способность смещаться. Все течет и изменяется, со временем изменяется и человек, поэтому человек может по прошествии какого-то времени сдвинуть пограничную черту, «составляя новую карту своей души и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал». Пограничных линий так же много, как и людей, которые их проводят. Но любая линия относится к одному из нескольких ясно различимых классов. Рассмотрим базовые пограничные линии.
Самой распространенной пограничной линией является «граница кожи», окружающей организма человека. Внутри границы кожи все есть «мое» («это я»), все что снаружи «не мое» («не я»). Если пойти дальше, то можно провести границу внутри организма. Почему? Спросите себя: «Считаете ли вы себя телом, или же находите, что вы обладаете телом?» Большинство людей ответят, что они обладают телом. Тело при этом кажется уже не столько «мною», сколько «моим». Это мы осознаем умом (в различной литературе можно встретить разные определения – ум, психика, эго). Пограничную линию мы проводим между умом и телом. Эта пограничная линия между умом и телом возникает не в момент рождения ребенка. По мере того как ребенок растет, возводятся и укрепляются границы между «я» и «не я». Именно в юности закладываются основы самоопределения. Вступая в зрелый возраст человек, непосредственно отождествляет себя с умом (со своим эго).
По разным причинам человек может отказаться и не считать своими некоторые из сторон своей психики, как бы сузить образ себя. Такой суженный образ себя К. Уилбер называет «маской». Нежелательные же стороны своей психики, от которых человек отказывается, К. Уилбер называет «тенью». Это еще один из основных типов пограничной линии.
Следующий тип пограничной линии, привлекающий к себе большое внимание, связан с так называемыми трансперсональными явлениями. Термин «трансперсональный» означает «надличный», «более чем личный» и указывает на то, что некий процесс, протекающий в человеке, выходит, в каком-то смысле, за пределы человека. Простейшим примером такого процесса может служить экстрасенсорное или сверхчувствительное восприятие (СЧВ) – телепатия, ясновидение, предвидение. К трансперсональным явлениям можно отнести внетелесные переживания, переживания надличного «я», пиковые переживания и пр. Во всех этих случаях граница между «я» и «не-я» расширяется за границы кожи организма. Надличные переживания напоминают отчасти сознание единства. Но в сознании единства человек отождествляется со Всем, абсолютно со всем. В надличных же переживаниях личное отождествление (лично тождество) не расширяется до масштаба Целого, хотя распространяется за пределы организма.
Выше уже говорилось, что человеку свойственно много уровней самоотождествления. Эти отождествления являются наблюдаемыми реалиями. К. Уилбер говорит, что «в связи с этим создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто подобное радуге, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления». Существуют, разумеется, вариации указанных уровней, и они могут быть дополнительно разделены на множество подуровней. Описанные выше наблюдаемые реалии служат «базовыми, основными аспектами человеческого сознания».
Различные уровни спектра отличаются не только в плане самоотождествления, но и в плане характеристик. Возьмем, к примеру, такую широко распространенную проблему, как «конфликт с собой». Очевидно, что поскольку существуют разные уровни «себя», существуют и различные уровни конфликта с собой. Можно сказать, что пограничная граница представляет собой потенциальную «линию фронта». Поэтому, определяя границы своей души, человек тем самым определяет и «характер предстоящих ей битв». Границы самоотождествления разделяют те стороны Вселенной, которые человеку предстоит рассматривать как «себя», и те, которые ему предстоит рассматривать как «не-себя». Знакомясь со спектром сознания, человек может разрешить многие проблемы своей жизни.
Итак, разные уровни спектра сознания отличаются по характеристикам. Констатацией этого факта К. Уилбер подводит нас к одному из самых интересных моментов. В настоящее время существует чрезвычайно широкий и все возрастающий интерес ко всякого рода школам и методикам. Множество людей обращаются к психоанализу, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзэн-буддизму, трансакционному анализу, рольфингу, индуизму, биоэнергетике, йоге и пр. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным образом вызвать изменения в человеческом сознании.
Человеку, стремящемуся к самопознанию, надо помнить, что все эти школы в действительности представляют собой подходы к разным уровням человеческого сознания. Надо ясно осознавать, что различные религиозные и психологические школы представляют собой «не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровней человеческого сознания.