ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Духовность. Молитва. Медитация. Йога » Духовное развитие человека.


Духовное развитие человека.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://uploads.ru/i/C/5/s/C5s9z.jpg

Духовное развитие человека – это длительный процесс, это путешествие по чудесным неизведанным странам. Это путешествие наполнено не только приятными впечатлениями и удивительными событиями, но и препятствиями. Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждением многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства.

У многих людей духовное развитие протекает гармоничнее, чем будет описано ниже. Внутренние трудности преодолеваются с этапа в этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий. Есть люди у которых высшие аспекты развиты слабо, и им труднее подчинить себя той внутренней самодисциплине, которая позволяет восстановить гармонию и здоровье.

Духовное развитие человека проходит различные критические стадии, которые бывают сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном клиническом наблюдении их легко можно спутать с расстройствами, происходящими от совсем других причин. Расстройства, о которых пойдет речь, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки.

В последнее время появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Духовное развитие современного человека в силу его большей разносторонности, и особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах духовного развития, и показать наиболее действенные методы их преодоления.

На пути к достижению полного духовного сознания человек проходит через несколько критических стадий. Рассмотрим их по порядку.

        Кризисы, предшествующие духовному пробуждению.

Чтобы правильно понять смысл странных внутренних переживаний, являющихся предвестниками духовного пробуждения, надо сказать несколько слов о психике среднего человека. Такого человека как бы несет течением жизни: он принимает жизнь такой, как она есть, не задаваясь вопросами о ее смысле, ценностях и целях. Для человека с низким уровнем духовного развития все сводится к осуществлению личных желаний, например он может стремиться к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия.

Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей, почтение к которым заложено в него воспитанием. Он не задумывается откуда взялись эти обязанности. Он может считать себя верующим и со спокойной совестью выполнять предписания своей церкви; он крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Земное существование для него является практически самоцелью. Но может случиться, что этот «обычный» человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох или пугает. Эта трансформация может наступить в результате многих разочарований, сильного душевного потрясения, например, потеря близкого человека.

Порой трансформация протекает без внешних причин: среди полного благополучия возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты. Человек не может это объяснить. Жизнь становится суетной, будничной и не радует его. Человек задается вопросом о смысле жизни, о происхождении и цели человеческого существования. Порой человек начинает терзаться чувством вины за прошлые свои поступки. Если он сурового судит себя, то может впасть в полное уныние. Иногда, человек, чтобы не мучиться от тяжелых мыслей, вновь погружается в реальность. На время ему удается приглушить беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Это беспокойство, иногда через несколько лет, может вырваться на поверхность сознания с новой силой. Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота – еще невыносимей. Все, что составляло смысл его жизни, кажется пустой оболочкой. В то же время новый смысл еще не появился. Могут приходить мысли о бессмысленности физического существования.

Это лишь общая схема протекания подобных переживаний. Здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают общей стадии, другие оказываются в ней совершенно внезапно, у третьих могут господствовать навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис.

Эти проявления духовного перелома иногда очень похожи на определенные симптомы неврастении или психастении (от греч. – душевная слабость). Физические симптомы также могут быть схожи с симптомами психастении: истощение, нервное напряжение, бессонница, расстройства пищеварения и кровообращения.

Вслед за кризисом наступает духовное пробуждение. Установлению связи между личностью и душой сопутствует поток света и радости, деятельной силы, приходит чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидным, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова.

                    Кризисы, вызванные духовным пробуждением.

Бывает, что духовное пробуждение происходит не так просто и гармонично. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтированна (болезненная оживленность), нервная система слишком чувствительна. Этим людям порой трудно выдержать резкое усиление духовной энергии. В одних случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявляется беспорядочно, а порой бурно, в виде плача, криков, пения и возбужденных действий. Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру.

У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Одни видят ангелоподобных существ, другие слышат голоса, некоторые испытывают побуждения к автоматическому письму. В любом случае нужна трезвая проверка. Следует осторожно относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания. Истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам. Независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, так как могут нарушить равновесие чувств и разума.

                          Спады, следующие за духовным пробуждением.

Уже говорилось о том, что духовное пробуждение вызывает ощущение радости, просветления ума, осознание смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям. Это состояние радости и подъема может продолжаться довольно долго, но после духовного подъема обычно наступает спад. Поток духовного света и любви, как все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Поэтому, рано или поздно за приливом следует отлив.

Между тем процесс пробуждения уже уточнил этическое состояние, усилил стремление к совершенству. Человек начинает более требовательно относится к себе, чем прежде. На поверхность выходят более глубоко скрытые влечения и наклонности: духовные устремления пробудили их и извлекли из бессознательного. Во внутреннем мире человека опять появляются сомнения. Это может проявиться в ожесточении, саркастичном, циничном высмеивании себя и других. Но не смотря на все это, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Человек уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя «божественная» тоска.

В этот момент человеку нужно понять и осознать, что состояния благодати не может длиться вечно. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину, а потом опять, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск (возвращение на равнину – в реальную жизнь) – естественный процесс, через который мы все должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать новый уверенный подъем.

                          Кризис на стадии духовного преображения.

Упомянутый подъем состоит в полной трансформации и перерождении личности. Здесь можно выделить несколько фаз:

- фаза устранения препятствий потоку духовных сил через активные ощущения;

- фаза развития внутренних способностей прежде скрытых или слабо выраженных;

- фаза покоя, в течение которой человек безмолвно работает с собой, терпеливо перенося встречающиеся препятствия на пути духовного преображения.

Это время, полное перемен, когда возможны «взлеты и падения». Но не надо забывать и о внешней личной жизни.

Иногда внутренние проблемы духовного развивающегося человека усугубляются непониманиями и несправедливыми оценками семьи, друзей. Некоторые могут услышать неодобрительные замечания «о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни». Подобные суждения не должны вызывать подавленности, душевного смятения и уныния. Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает выработать твердость и независимость суждения. Надо помнить, что речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. «Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки - беспомощности и бессознательности». В отличие от гусеницы человек лишен «стадии куколки», он должен оставаться на своем месте и выполнять свой долг перед семьей и обществом так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного.

Иногда из-за внутренней перегрузки у человека возникают раздражительность, истощение, подавленность, бессонница, что может привести к какому-либо физическому недомоганию. В этот период следует разумно относится к себе и к окружению и плодотворно растрачивать силы на внутреннюю и внешнюю деятельность. Надо знать, что все страдания и недуги когда-то кончаются, и духовный рост приводит к полному выздоровлению и вознаграждению за все пережитое.

                        О духовном росте человека говорит и Кен Уилбер.

Духовный рост означает расширение горизонтов, расширение границ вовне и в глубину. Духовный рост идет через сознание человека. Сознание К. Уилбер представляет как спектр, нечто подобное радуге, состоящей из диапазонов (уровней) самоотождествления. Знакомство со спектром сознания, с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней, - помогает человеку, как непрофессионалу, так и профессионалу, лучше ориентироваться на пути самопознания и саморазвития.

«Кто я?» Задает себе вопрос человек. Прежде чем ответить на вопрос «Кто я?», К. Уилбер рассматривает особый фундаментальный процесс, который разворачивается в ходе этого ответа: «Что при этом происходит у вас в голове? По-видимому, вы описываете себя, какими вы себя знаете, включая в описание факты, которые считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете думать, например, что «я неповторимая личность, существо, наделенное определенными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает, я инженер и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол…» И далее вы можете перечислять свои мысли и чувства.

Между тем, говорит К. Уилбер, в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда мы отвечаем на вопрос «Кто я», мы проводим мысленно разграничительную черту через все поле того, что мы испытываем. То, что оказывается внутри это черты, мы называем «собой», а то, что оказывается вне ее, мы называем «не-собой». «Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите разграничительную черту между тем, что вы называете собой, и тем, что не называете собой. Ответ на вопрос «Кто я?» находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения».

В основе любого ответа на вопрос «Кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура – процедура проведения пограничной линии «между собой» и «не-собой». Замечательная особенность этой пограничной линии в том, что она довольно часто имеет способность смещаться. Все течет и изменяется, со временем изменяется и человек, поэтому человек может по прошествии какого-то времени сдвинуть пограничную черту, «составляя новую карту своей души и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал». Пограничных линий так же много, как и людей, которые их проводят. Но любая линия относится к одному из нескольких ясно различимых классов. Рассмотрим базовые пограничные линии.

Самой распространенной пограничной линией является «граница кожи», окружающей организма человека. Внутри границы кожи все есть «мое» («это я»), все что снаружи «не мое» («не я»). Если пойти дальше, то можно провести границу внутри организма. Почему? Спросите себя: «Считаете ли вы себя телом, или же находите, что вы обладаете телом?» Большинство людей ответят, что они обладают телом. Тело при этом кажется уже не столько «мною», сколько «моим». Это мы осознаем умом (в различной литературе можно встретить разные определения – ум, психика, эго). Пограничную линию мы проводим между умом и телом. Эта пограничная линия между умом и телом возникает не в момент рождения ребенка. По мере того как ребенок растет, возводятся и укрепляются границы между «я» и «не я». Именно в юности закладываются основы самоопределения. Вступая в зрелый возраст человек, непосредственно отождествляет себя с умом (со своим эго).

По разным причинам человек может отказаться и не считать своими некоторые из сторон своей психики, как бы сузить образ себя. Такой суженный образ себя К. Уилбер называет «маской». Нежелательные же стороны своей психики, от которых человек отказывается, К. Уилбер называет «тенью». Это еще один из основных типов пограничной линии.

Следующий тип пограничной линии, привлекающий к себе большое внимание, связан с так называемыми трансперсональными явлениями. Термин «трансперсональный» означает «надличный», «более чем личный» и указывает на то, что некий процесс, протекающий в человеке, выходит, в каком-то смысле, за пределы человека. Простейшим примером такого процесса может служить экстрасенсорное или сверхчувствительное восприятие (СЧВ) – телепатия, ясновидение, предвидение. К трансперсональным явлениям можно отнести внетелесные переживания, переживания надличного «я», пиковые переживания и пр. Во всех этих случаях граница между «я» и «не-я» расширяется за границы кожи организма. Надличные переживания напоминают отчасти сознание единства. Но в сознании единства человек отождествляется со Всем, абсолютно со всем. В надличных же переживаниях личное отождествление (лично тождество) не расширяется до масштаба Целого, хотя распространяется за пределы организма.

Выше уже говорилось, что человеку свойственно много уровней самоотождествления. Эти отождествления являются наблюдаемыми реалиями. К. Уилбер говорит, что «в связи с этим создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто подобное радуге, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления». Существуют, разумеется, вариации указанных уровней, и они могут быть дополнительно разделены на множество подуровней. Описанные выше наблюдаемые реалии служат «базовыми, основными аспектами человеческого сознания».

Различные уровни спектра отличаются не только в плане самоотождествления, но и в плане характеристик. Возьмем, к примеру, такую широко распространенную проблему, как «конфликт с собой». Очевидно, что поскольку существуют разные уровни «себя», существуют и различные уровни конфликта с собой. Можно сказать, что пограничная граница представляет собой потенциальную «линию фронта». Поэтому, определяя границы своей души, человек тем самым определяет и «характер предстоящих ей битв». Границы самоотождествления разделяют те стороны Вселенной, которые человеку предстоит рассматривать как «себя», и те, которые ему предстоит рассматривать как «не-себя». Знакомясь со спектром сознания, человек может разрешить многие проблемы своей жизни.

Итак, разные уровни спектра сознания отличаются по характеристикам. Констатацией этого факта К. Уилбер подводит нас к одному из самых интересных моментов. В настоящее время существует чрезвычайно широкий и все возрастающий интерес ко всякого рода школам и методикам. Множество людей обращаются к психоанализу, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзэн-буддизму, трансакционному анализу, рольфингу, индуизму, биоэнергетике, йоге и пр. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным образом вызвать изменения в человеческом сознании.

Человеку, стремящемуся к самопознанию, надо помнить, что все эти школы в действительности представляют собой подходы к разным уровням человеческого сознания. Надо ясно осознавать, что различные религиозные и психологические школы представляют собой «не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровней человеческого сознания.


http://yugsegodnya.ru/enio/content/view/573/73/

0

2

http://uploads.ru/i/f/9/0/f903B.jpg

                      Кризисы, вызванные духовным пробуждением.

Установление связи между личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова. Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства и отклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтированна, нервная система слишком нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление духовных энергий.

Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынести духовный свет, или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного на абсолютное, сферы личного - в духовный мир. Таким образом, духовная сила может привести к раздуванию личностного "я". Несколько лет назад мне представился случай наблюдать типичный крайний случай такого рода в психиатрической больнице Ванкона. Один из ее обитателей, симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он Господь Бог.

Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей о небесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, им совершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным и любезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Его разум был очень ясен и внимателен. Он был так добросовестен, что его сделали помощником аптекаря. Аптекарь доверил ему ключ от аптеки и приготовление лекарств, и от этого не было ни малейших неприятностей, если не считать исчезновения сахара, который он изымал из запасов, чтобы доставить удовольствие некоторым пациентам. С обычной медицинской точки зрения нашему больному следовало бы поставить диагноз: простой случай мании величия, параноидального заболевания.

Но в действительности все эти формулировки являются лишь описательными, вводящими в какие-то клинические рамки. Мы не узнаем из них ничего определенного о природе, об истинных причинах данного расстройства. А нам важно знать - не стоят ли за идеями больного более глубокие психологические мотивы. Мы знаем, что восприятие реальности духа и внутреннего его единства с человеческой душой вызывает у человека, который это переживает, чувство внутреннего величия, роста, причастности к Божественной природе. В религиозных учениях всех времен мы находим многочисленные свидетельства этого. В Библии сказано кратко и ясно: "Знаете ли вы, что вы боги?". Блаженный Августин говорит: "Когда душа человека любит, то она становится подобна тому, что любит". Когда она любит земное, то становится земной, но когда она любит бога, не становится ли она Богом?

Сильнее всего полная тождественность человека - духа в его чистом бытии - с высшим духом выражена в философии Веданты. Как бы мы ни воспринимали это отношение между индивидуальным и универсальным - как полную тождественность по сути или как подобие, как причастность или как единство, - и в теории, и на практике нужно четко осознавать безмерную дистанцию между духом в его чистом бытии и обычной личностью. Первое - это основа, или центр, или ...........(индивидуальность?), второе - это наше маленькое "я", наше обыденное сознание. Пренебрежение этим различием ведет к нелепым и опасным последствиям.

Именно это позволяет понять душевное расстройство описанного выше больного и другие, не столь крайние формы самовозвышения и самообожествления. Болезненное заблуждение тех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, что они приписывают своему преходящему "я" качества и способности высшего духа. Речь идет о смешении относительной и абсолютной реальности, личного и метафизического уровней. Подобное понимание определенных случаев мании величия может дать ценные указания к их лечению. А именно: совершенно бесполезно доказывать больному, что он не прав, что он заблуждается, высмеивать его. Это может только вызвать раздражение и возбудить его. Предпочтительна другая линия поведения: признать реальность, которая содержится в его идеях, а потом со всем терпением попытаться объяснить больному его заблуждения.

В других случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявится бурно и беспорядочно, в виде криков, плача, пения и возбужденных действий. Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению.

У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышат голоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значение таких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиетета, который может внушать необычность источника их информации. Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию - истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам. Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут в значительной степени нарушить равновесие чувств и разума.

                         Спады, следующие за духовным пробуждением.

Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили о том, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари. И в самом деле, нет ничего более радостного для сердца и более утешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находится в таком состоянии благодати. Кажется, что прежняя его личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезла, а нам улыбается новый человек, исполненный симпатии, стремления принести радость и быть полезным окружающим, разделить с ними полученные духовные сокровища, которые он не может объять в одиночку.

Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. Повседневная личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, она как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив. Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.

Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного.

Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными "сказками". Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.

Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того, что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со стороны.
Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск или "падение" - естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем.

                        Кризисы на стадии духовного преображения.

Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий потоку духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которых личность должна безмолвно и кротко давать духу работать с собой, мужественно и терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга.

Нередко силы человека на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности, скорее всего придет к выводу, что он как бы стал "хуже", "стоит" меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.

Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить его от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.

В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна. Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами, которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час.

Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница, подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно-духовные корни недуга. Иногда эти расстройства происходят от перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить духовное развитие.

Следствием таких усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души, стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа. Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в душе.

Другая, в некотором смысле, противоположная трудность - справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.

                                                          Тёмная ночь души.

Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души". Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины и глубокое духовное значение. Вслед за этим так называемым "мистическим распятием" или "мистической смертью" наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое.

Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий. Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их собственным эгоистическим требованиям или желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.

В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в действительности - лишь временные реакции, как бы "отходы" органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением. Четвертое. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие.

Предвидение победы - очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе благость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет собой картина освобожденного человечества, - новорожденного творения, полного божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили слова святого Францизска Ассизского: "В ожидании блаженства - любая мука - наслаждение..."

Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где люди "трудятся в поте лица". Если взглянуть на проблему с точки зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе. Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения от своих обязанностей. В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее болезнью.

Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят выражено прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями.

Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его задача - привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный психосинтез. Что касается второй группы недугов, то задача внутренней гармонизации - лечения - состоит в том, что новые духовные энергии были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего центра.

Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа. Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о возможностях духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить трудности. Такой врач способен обесценить или осмеять неуверенные еще духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые фантазии или, в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент придет к выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится, борьба - обострится, освобождение - замедлится.

Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития или, по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. И это явится сутью лечения.

Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет из него.

На четвертой стадии, когда человек попадает в "яму" на пути восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной ситуации; во-вторых, показать, как человек может управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в-третьих, помочь в преобразовании и использовании собственных психических энергий; в-четвертых, научить овладевать входящим в его сознание потоком духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при собственном психосинтезе.

В период "темной ночи души" помощь особенно затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания. Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь бы тяжкими они ни были, обладают такой духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с покорностью и смирением.

Следует заметить, что описанные психологические и духовные средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчило страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации, соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных видов физической и психической деятельности. В некоторых случаях лечение затруднено тем, что у пациента наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это - случаи неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие люди одной частью своей личности могут достигать высокого духовного уровня, а другой - оставаться рабами детской зависимости или бессознательных "комплексов".

Впрочем, можно сказать, что при тщательном анализе проблемы регрессивного рода обнаруживаются у большинства идущих по духовному пути и почти у всех так называемых "нормальных" людей. Тем не менее, обычно регрессивные или прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с тем всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге соединяются симптомы обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно исследовать и интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и найти подходящее лечение.

Из вышесказанного очевидно, что для эффективной помощи при нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях. В наше время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди, способные к такой работе, должны готовить себя к ней.

Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения. Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей высокой цели: соединения с Божественным.

Роберто Ассаджиоли.

http://tm-sidhi.narod.ru/tm/library/nervras/

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Духовность. Молитва. Медитация. Йога » Духовное развитие человека.