В отличие от Кришнамурти, Шри Ауробиндо утверждает, что освобождение сознания ото всех условностей бытия, в том числе от собственного «я» - это всего лишь первый шаг на долгом пути духовной и физической трансформации человека. Ауробиндо создал практическую «интегральную йогу», но некоторые считают, что его «интегральная йога» чрезвычайно трудна для понимания, и что, возможно, все эти сложности возникли из-за того, что Ауробиндо не был теоретиком. «Интегральная йога» Ауробиндо действительно изобилует сложными построениями и специфической терминологией, но мы все-таки попытаемся разобраться в ней.
Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) родился в Калькутте. Его отец – медик, получивший образование в Англии – всецело преклонялся перед английской культурой. Поэтому в детстве Ауробиндо звали Экройдом, и его родным языком был английский. Уже в семилетнем возрасте он покинул родину, и вместе с двумя братьями, уехал в Манчестер. Здесь дети оказались под строгой опекой священника Дерветта, которому были даны указания не позволять им заводить какие-либо знакомства среди индийцев, чтобы не подвергаться индийскому влиянию. Таким образом, юность Ауробиндо прошла к полной изоляции от индийской культуры; он не знал своего родного языка, и изучил его уже после того, как вернулся на родину. К двенадцати годам Ауробиндо уже знал французский и латынь; продолжив свое образование в лондонской школе Св. Павла, он овладел немецким и итальянским. Он жил затворником, и все свое свободное время посвящал чтению классических европейских авторов. За успехи в учебе ему была предоставлена стипендия для дальнейшего обучения в Кембридже.
В Кембридже 18-летний Ауробиндо увлекся романтикой революционной борьбы: стал секретарем ассоциации индийских студентов Кембриджа, вступил в тайное общество «Лотос и Кинжал», выступал с антиколониальными речами. Такое вольнодумство быстро создало ему дурную репутацию, и, несмотря на диплом бакалавра и блестящие знания, он не был принят на службу в колониальную администрацию Индии. В 20 лет Ауробиндо оказался на родине – без должности, без денег, без связей в обществе. К этому времени его отец умер; мать была тяжело больна и своего сына не узнала. Он устроился преподавателем французского языка при дворе бомбейского махараджи Бароды, затем стал его личным секретарем. И все это время его не покидали мысли об освобождении Индии от колониальной зависимости. Вскоре он занялся подпольной работой, но продолжал увлеченно заниматься литературой, и в круг его чтения вошли священные книги индуизма: Упанишады, Веды, Бхагавадгита. Так литература, мистика и политическая борьба переплелись в биографии Ауробиндо.
Искания Ауробиндо продолжались, и пришло время, когда интеллектуальная мудрость перестала приносить ему удовлетворение. Ему посоветовали заняться йогой, но он решил, что не имеет права уходить от мира, революционной борьбы и заниматься самосовершенствованием в то время, как мир крайне нуждается в его помощи. Однажды бродячий аскет чудесным образом исцелил его брата от лихорадки. Находясь под впечатлением от этого события, Ауробиндо решил заняться йогой, чтобы приобрести силу, необходимую ему для освобождения Индии. Сила стала главным предметом его духовных исканий. С тех пор революционная деятельность и йогическая практика стали идти в жизни Ауробиндо рука об руку. Применив к различным системам йоги аналитические методы западной философии, он начал обрисовывать контуры того учения, которое впоследствии было названо «интегральной йогой».
Ауробиндо утверждал, что весь мир пронизан разнообразными энергетическими вибрациями, но наше сознание не может воспринять из них даже сотой части. Происходит это, главным образом, из-за вибраций, порождаемых нашим собственным разумом. Первый шаг, который мы можем сделать в сторону расширения своего сознания – это заставить разум замолчать. Для этого достаточно применить любую из медитационных техник. При правильном применении медитационной техники мы вскоре ощутим полную опустошенность своего разума. Это ощущение не из приятных: разрывается «ментальная завеса», отделяющая нас от мира, и мы начинаем остро ощущать его несовершенство. Многие прекращают медитацию на этой стадии, не дождавшись того момента, когда внутренняя пустота постепенно начинает заполняться. Первым признаком такого заполнения, говорит Ауробндо, будет ощущение нисходящего потока Божественной силы Шакти: «Когда устанавливается Покой, эта высшая, или Божественная сила, может низойти свыше и работать в нас. Обычно она нисходит сначала в голову и освобождает внутренние центры разума, затем – в сердечный центр… затем в область пупка и другие витальные (жизненные) центры… затем – в крестцовую область и ниже… Она работает одновременно и ради совершенства, и для освобождения; она берет часть за частью нашу природу, и работает с ней, отвергая то, что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она все объединяет, приводит в гармонию, устанавливает новый ритм в природе».
Вслед за нисхождением силы человек ощущает, что структура его сознания изменилась: сознание становится более светлым, прозрачным, пористым. Человек обнаруживает множество вибраций, которые не замечал прежде, и с удивлением замечает, что его собственные мысли приходят к нему не изнутри, а извне – из Высшего Разума, объединяющего всех людей. Это открытие является признаком полного овладевания ментальным планом собственного сознания. Далее в технике Интегральной Йоги следует раскрытие чакр – или энергетических центров человека. Эти центры тела Ауробиндо считает также центрами сознаний. Здесь медитирующий освобождается от собственного эго (Ауробиндо называет его «фронтальным существом»), и «индивидуализирует» свое сознание; в результате чего в нем пробуждается Сознание – Сила (Чит-Агни), независящая от мыслей и желаний, и способная исследовать все планы сознания. Пробуждение Чит-Агни характеризуется ощущением безграничной радости бытия (Ананда). Это один из самых первых шагов в Интегральной Йоге.
Помимо ментального сознания, человек обладает также витальным и физическим сознанием. Эти сознания тоже имеют свой разум, который следует успокоить с помощью медитации. Витальное сознание локализуется в области груди и надчревья. Исследуя эту область, просветленное сознание обнаруживает здесь витальный разум – инстанцию, которая откликается на все вибрации, приходящие извне, и тем самым порождает наши чувства и желания. Молчание этого разума сделает нас неуязвимыми в духовном и даже физическом плане, поскольку, не откликаясь на враждебные вибрации, мы не позволяем врагу причинить нам вред. Эта Сила Безмолвия, по словам Ауробиндо, способна очистить нашу жизнь от трагизма, печали и озабоченности, и открыть дорогу для Истинного Витального, которое радуется любым энергетическим контактам. «Спокойствие – это очень положительное состояние; есть покой, который не является противоположностью борьбы – покой активный, заразительный и могущественный, который подчиняет и успокаивает, приводит все в порядок, и каждой вещи отводит свое место», - сказала однажды Мирра Ришар. Какие сильные и правильные слова. И откуда у этой простой индийской женщины такие мудрые мысли?
Ауробиндо считает, что успокоение витального разума может служить вполне практическим мыслям, поскольку позволяет управлять хаотическим миром внешних вибраций и оказывать реальную помощь другим людям.
Следующий этап – это раскрытие собственной психики. Ауробиндо говорит, что он начинается с того момента, когда мы обнаруживаем в мире Центральное Существо (думая, что это Всемирный Разум), и устремляемся к нему. Вот как описывает этот процесс Мирра Ришар: «Вы сидите как бы перед закрытой дверью, массивной бронзовой дверью, желая, чтобы она открылась и позволила вам войти. Для этого вы концентрируете все ваше стремление в единый луч, который начинает толкать, толкать эту дверь, ломиться в нее все сильней, с возрастающей энергией до тех пор, пока дверь внезапно не откроется и не впустит вас. И вы входите, как будто вас вытолкнули на свет».
На практике видения могут быть и другими. Не обязательно сидеть перед массивной бронзовой дверью, вы можете просто подойти к двери любого размера и цвета (как вам удобней все это представить), и просто открыть дверь, или дверь открывается сама, и тогда смело переступайте порог и выходите в мир света, радости, любви и тепла.
Ауробиндо пишет, что основной признак того, что ваши усилия увенчались успехом – это психическая радость и некий огонь, ощущаемый внутри. С раскрытием психики человек ощущает бесконечность своего бытия, и по-настоящему постигает учение о перерождениях. Основное достижение на этом этапе – это освоение сознательного выхода из собственного тела и входа в тело. Это начальный этап Интегральной Йоги, разработанный и пройденный Ауробиндо до 1907 года. В 1907 году Ауробиндо встретился с Йогом Вишну Бхаскарон Леле, который должен был дать ему наставление относительно дальнейшего продвижения в йоге. Ауробиндо сразу же заявил своему наставнику: «Я хочу практиковать йогу для работы, для действия, а не ради саньяны (отречения от мира) и Нирваны».
Последующий за этим опыт Нирваны Ауробиндо описывает следующим образом: «Я был выброшен в такое состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира – лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные собственной субстанции. Не было ни Единого, ни даже множественности – лишь абсолютное то, лишенное признаков, безотносительное, сущее, неописуемое, немыслимое, абсолютное и все же в высшей степени реальное и единственно реальное. Это не было ни ментальной реализацией, ни мимолетным озарением, блеснувшим где-то вверху – это не было абстракцией – это была позитивная, единственно позитивная реальность, которая, хотя и не будучи пространственным физическим миром, наполняла собой, заполняла, или, скорее, наводняла и затопляла эту видимость физического мира, не оставляя никакого места или пространства для иной реальности, кроме самой себя и не позволяя ничем, кроме себя, казаться реальным, позитивным или субстанциональным… Оно (это переживание) принесло невыразимый покой, изумительную тишину, необычайность освобождения и свободу».
Так Ауробиндо воспринял Нирвану. Но он не воспринял Нирвану как конечную цель своих духовных исканий. «Нирвана, - писал он позже, - не может быть внезапным завершением Пути, за которым нет ничего, подлежащего исследованию – это конец низшего Пути, пройденного через низшую природу, и одновременно, начало Высшей Эволюции». Он утверждал, что Нирвана является первой (но отнюдь не необходимой) стадией на пути к новому видению. Она освобождает нас от одного неведения, но тут же ввергает в неведение другого рода, отвлекая человека от освоения иных планов сознания. Ауробиндо представлял Вселенную как многоступенчатую шкалу планов сознания, простирающихся от пропастей чистой материи к вершинам чистого духа. Процесс эволюции человеческого сознания, его восхождения по этим бесчисленным ступеням занимал его больше всего, - если не считать борьбы за освобождение Индии. Ауробиндо твердо верил, что сам Бог поручил ему миссию освободителя родины, и его мистические исследования довольно долго сочетались с активной подпольной революционной деятельностью.
В 1908 году Ауробиндо был арестован вместе с братом по обвинению в покушении на жизнь английского судьи. Оказавшись под арестом, он усомнился в своем предназначении и в Боге, который лишил его своей защиты. Но через несколько дней он услышал внутренний голос, который сказал ему: «Жди и смотри». Спустя некоторое время он вспомнил, что за месяц до ареста слышал голос «оставить все дела, уединиться и взглянуть внутрь себя, чтобы войти в более тесное общение с Ним», но он не последовал этому призыву, поскольку был увлечен революционной деятельностью. «Мне показалось, - вспоминает Ауробиндо, - что Он вновь заговорил со мной и сказал: «Я разорвал твои путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля моя, и никогда это в промыслы мои не входило – продолжать это дело. У меня есть для тебя другое и именно ради этого я привел тебя сюда – научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе»… Я не буду говорить обо всем, что происходило со мной в течение этого времени – скажу лишь, что день за днем Он разворачивал передо мной свои чудеса. День за днем, в течение 12-ти месяцев моего заключения давал Он мне это знание».
Ауробиндо удалось достигнуть Глобального Разума – уровня, который, по его мнению, является высшим уровнем Сверхсознательного. Именно здесь он понял свое истинное предназначение: «не восстание против Британского правительства, которое может возглавить кто угодно… а восстание против всей природы Вселенной».
В 1909 году сразу же после своего освобождения Ауробиндо основал радикальный журнал «The Karma-Yogin» и продолжил свою прежнюю деятельность.
Как-то раз Ауробиндо предупредили о том, что власти собираются сослать его на Андаманские острова. В тот же день он услышал отчетливый голос, сказавший ему: «Отправляйся в Шандернагор». Он последовал этому совету. Через два месяца тот же голос направил его в Пондишери – город, находившийся во французских владениях. В Пондишери Ауробиндо встретился с французским писателем и журналистом Полем Ришаром, который посоветовал ему изложить свои идеи в письменной форме. В 1914 по 1920 году Ауробиндо создал все свои основные труды. В этот период напряженной работы он постиг несовершенство Глобального разума, который, возносясь над вещами, все же не понимает их единства и нуждается в разделении. Он увидел, что за Глобальным Разумом находится непостижимая область Супраментального, и устремился туда. В этих изысканиях ему помогала Мирра Ришар, которая впоследствии стала Матерью ашмара Ауробиндо.
Что же представляет из себя область Супраментального? Ауробиндо считал супраментальное сферой глобального сознания, неописуемой ни на одном из земных языков. Свое ощущение Супраментального он характеризовал как чувство, для которого «ничто на самом деле не является конечным: оно базируется на ощущении всего в каждом и каждого во всем: его определяющая способность не создает никаких стен ограничения. Это океаническое и эфирное чувство, в котором всякое чувственное знание и ощущение – это волна, движение, брызги или капли, которые все-таки являются при этом средоточием океана и от океана неотделимы. Тогда кажется, что в физическом зрении, в «физических глазах» есть дух и сознание, которым доступен не только физический аспект объекта, но и сама главная суть его, энергетическая вибрация, свет и сила, и духовная субстанция, из которой он создан. В то же время происходит тонкое изменение, которое открывает видения в особого рода четвертом измерении, видение, характерной чертой которого является некое проникновение внутрь, видение не только поверхности и внешней формы, но и всего того, что оживляет ее и простирается в тонком виде вокруг нее. Материальный объект предстает этому зрению чем-то отличным от того, что мы видим сейчас: не отдельным предметом на фоне или в окружении остальной природы, а неотделимой частью, и даже в тонком смысле – выражением единства всего, что мы видим. И это единство – единство тождественности с Вечным, единство Духа. Для супраментального видения материальный мир, пространство и материальные объекты перестают быть материальными в том смысле, в котором мы привыкли воспринимать их. При супраментальном видении они видятся нам как Сам Дух в образе Самого себя и Своего сознательного распространения».
Ауробиндо обнаружил, что человек является «пленником Материи – Черного Яйца». Из этого плена есть три выхода: сон, медитация и смерть. Жизненная задача человека заключается в том, чтобы преобразовать эту оболочку в ясное и живое пространство. Для этого человеку необходимо овладеть всеми планами своего Подсознательного. Эта работа сродни психоанализу: на первое место выступает изучение собственных сновидений, мечтаний, иллюзий и переживаний. Переживания человека выливаются в конкретные события. Мы живем не только физически, и наделены не только внешним разумом. Мы постоянно живем и действуем на других планах сознания, и встречаемся там с другими, воздействуя на них. И то, что мы там делаем, чувствуем, о чем думаем, имеет большое значение для нашей физической жизни, и влияет на нее, даже если мы об этом не догадываемся. Таким образом, чем мы становимся, что мы делаем и претерпеваем в физической жизни, подготавливается нами же внутри нас. Поэтому необычайно важно начать осознавать то, что происходит внутри этих сфер сознания, стать там господином и научиться чувствовать, знать и правильно общаться с теми скрытыми силами, которые влияют на нашу физическую жизнь.
Ауробиндо считает, что подсознательное – это кладовая нашего эволюционного прошлого. Здесь бы я добавила, что это и кладовая нашего эволюционного роста в настоящем и будущем. Ауробиндо верил, что человеческая душа хранить память о всех своих предыдущих воплощениях, и считал, что все эти воспоминания хранятся в тайниках подсознательного. В подсознании хранится источник любви, но оно же является и вместилищем многочисленных темных сил, которые человек преодолел в ходе своего духовного роста. Ауробиндо назвал эти силы общим именем Врага. Этот общий Враг укоренился в подсознании человечества. «Мы предвидим духовную революцию, а революция материальная – это лишь ее тень и отражение», - так считал Ауробиндо. Овладев своим Подсознательным и прорвавшись в пределы Супраментального, человек неизбежно подвергается некой психофизической трансформации, существенно расширяющей его возможности.
В чем же суть этой трансформации? Мирре Ришар говорит о ней так: «Трансформация означает то, что вся эта чисто физическая организация будет заменена точками концентрации силы, каждая из которых будет обладать своим особым типом вибраций; на смену органам придут центры сознательной энергии, активизируемые сознательной волей. Не будет ни желудка, ни сердца, ни кровообращения, ни легких; все это исчезнет, а на смену им придет игра вибраций, отражающая то, что собою символически представляют эти органы… Трансформированное тело. Таким образом, будет действовать с помощью своих подлинных центров энергии, а не их символических представителей (как прежде), которые развились в животном теле… Например, за символическим движением легких находится подлинное движение, которое дает свойство легкости, и вы выходите из-под влияния закона гравитации; и так с каждым органом. За каждым символическим движением присутствует движение подлинное».
В 1926 году Ауробиндо ушел в полное уединение. Его немногочисленные ученики считали, что достигнув сферы Супраментального, он воспринял в свое тело частицу Божественного огня Агни и теперь проходит первый этап психофизической трансформации. Однако планы Ауробиндо были значительно шире. Он хотел использовать Супраментальное для того, чтобы оказать трансформирующее воздействие на весь материальный мир. Как происходила работа на этом этапе, по-видимому, было известно только лишь Мирре Ришар. Завершилась эта работа с началом Второй Мировой войны, которую Ауробиндо воспринял как свое личное поражение. «Для того, чтобы помочь человечеству, для индивидуума, как бы велик он не был, недостаточно достичь окончательного решения индивидуального, - таков был вывод, который он сделал из этого события. – Даже если весь свет готов низойти, он не сможет закрепиться до тех пор, пока весь низший план также не будет готов воспринять давление Нисхождения».
Исходя из этого вывода, в 1940 году Ауробиндо и Мирра Ришар открывают ашрам в Пондишери. О деятельности этого ашрама существует множество хвалебных отзывов. В 50-е годы поселок Ауровиль, отпочковавшись от ашрама, приобрел славу «города будущего» и едва ли не главного детища Шри Ауробиндо. Сам же Ауробиндо не оставил на этот счет никаких записей, поскольку уже в 40-е годы практически отошел от дел своей общины, ничего не писал и не давал интервью. По мнению его последователей, это говорит о том, что его деятельность перестала давать зримые плоды, проявляющиеся в материальном планет. Многие считают, что деятельность Ауробиндо не завершилась с его смертью, а продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока не будет полностью выполнена программа глобальной эволюции, изложенная в его трудах.
Что же под глобальной эволюцией понимал сам Ауробиндо? «Мы говорим об эволюции Жизни и Материи, об эволюции разума в Материи; но эволюция – это слово, которое просто констатирует феномен, не объясняя его. Ведь, по-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна эволюционировать лишь из материальных элементов, а Разум – только из живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в Материи, а Разум – в Жизни, потому что Материя, в сущности, представляет собой форму завуалированного Сознания. Но тогда не предвидится особых возражений против того, чтобы сделать следующий шаг в этом ряду и допустить, что и само ментальное сознание может быть только формой, некой внешней частью более высоких состояний, лежащих за пределами Разума. В таком случае непобедимое стремление человек к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию вполне оправдано занимает свое четко определенное место во всей цепочке, а именно это и есть властное стремление, некий императив, с помощью которого Природа старается эволюционировать за пределы разума, причем оно представляется таким же естественным, истинным и обоснованным, как и стремление к Жизни, которым Природа наделила формы Материи, или же стремление к Разуму, которым она наделила, в свою очередь, некоторые формы жизни. «Животное – это большая лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека. Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с помощью его, теперь уже сознательного сотрудничества. Природа хочет создать сверхчеловека, бога. Или, может быть, лучше сказать, проявить Бога?»