Чёрные учителя.
Инволюционные эгрегоры известны человечеству давно, с тех пор как появились первые представления о тонком мире. В различных религиях они называются по-разному - силы зла, темные или черные силы, сатанинские или дьявольские эгрегоры, и так далее. В Каббале инволюционный эгрегор назван именем Самаэль, в отличие от эволюционного эгрегора, имеющего имя Михаэль. Во всех вероучениях эти силы противостоят Богу, и борются с Ним и с его представителями (сынами) всеми возможными средствами.
К сожалению, многие религиозные школы возлагают на силы тьмы неоправданно высокую ответственность за страдания человека. И дело не в том, что Сатана и подчиненные ему инволюционные эгрегоры от этого почувствуют себя несправедливо обиженными. А дело в том, что ответственность при этом автоматически снимается (полностью или частично) с самого человека, делая его "безоружным" перед угрозой своих собственных кармических "долгов".
Для того чтобы лучше понять сущность инволюционных эгрегоров, имеет смысл здесь коротко повторить уже знакомую нам цепочку рассуждений о происхождении сил зла в этом мире.
Никто не сомневается, что Бог могущественнее всех темных сил. Но почему Он никогда даже не сделал попытки уничтожить зло? Ответ, как обычно, появляется только после того, как вопрос удается сформулировать в корректной форме.
Наше мироздание было создано Абсолютом для реализации Его творческого замысла. И в основе этого замысла заложена идея эволюционного развития плотного мира. Не возврат плотного мира обратно в Абсолют, а именно эволюционирование в плотном состоянии. Иначе говоря, плотный мир должен развиться до абсолютного совершенства. Именно для удержания (и создания) мира в плотном состоянии Абсолют и использует свою локализующую энергию Майя.
В какой-то мере это похоже на использование камня ныряльщиком, пытающимся найти жемчуг на дне моря. Камень нужен для того, чтобы временно погрузиться в недружелюбные морские глубины, опасные для жизни человека. Но есть цель: добыть жемчуг. И ради этой цели ныряльщик идет на добровольный и осознанный риск. Ему и в голову не придет назвать камень "сатанинским" орудием, влекущим к смерти. Подобные мысли могут возникать только при отсутствии понимания смысла происходящего.
Главная задача Майи - дробить все сплошное на дискретные части, разделять то, что объединено, стягивать все нелокальное в локализованные точки. Так в недрах сознания Абсолюта возникли бесчисленные кусочки индивидуального сознания (Монады), ставшие центрированными (эгоцентрированными) "я" живых существ. Так возникли и элементарные частицы физического мира.
Особое направление усилий Майи - удержание человека в этом враждебном и агрессивном мире, заполненном страданиями и болезнями. Причем, удержание на любой из достигнутых эволюционных фаз. Человеку муладхарной фазы подбрасываются эмоции азарта смертельной схватки с врагом. Человеку манипурной фазы организуется встреча с его будущей соблазнительной секретаршей, которая "поможет" ему упасть обратно на свадхистханную фазу. И так далее.
Организация конкретных воздействий на каждого отдельного человека и на группы людей на всех тонких планах – это титаническая по масштабам работа. И возложена она на инволюционные эгрегоры. Конечно же, с человеческой точки зрения все это можно и нужно называть действием сил Тьмы. Но при этом следует учитывать, что Майя является одной из центральных энергий самого Абсолюта, и взывать к Нему, с просьбой уничтожить зло - бесперспективное занятие. Не этого Он ждет от человека.
Здесь нужно сделать одно уточнение. Майя и ее инволюционные эгрегоры всегда действуют посредством иллюзии. Когда по телевидению транслируется фильм со сценами насилия (муладхарная энергетика), то соответствующий инволюционный эгрегор старается косвенно внушить человеку (сладкую, тонизирующую) мысль, что он и сам может действовать так же. Но этот же эгрегор никогда не будет делать человеку больно или неприятно. Майя всегда притягательна.
Больно человеку станет только тогда, когда начинает работать совсем другой эгрегор - кармический. Именно кармические эгрегоры организуют расплату за грехи. Вплоть до самых жестоких и роковых событий. Весьма показательно, что люди низкого эволюционного уровня злом называют именно кармические удары, тогда как причины этих ударов (соблазнение сексом или наркотиками, использованием служебного положения или появившимися магическими способностями) злом не признаются. Люди же высоких эволюционных фаз (анахатная и выше) наоборот - предпочитают называть удары кармы знаками свыше, а истинное зло видят именно в негативном психическом воздействии соблазнов Майи.
Вообще, борьба с силами Тьмы гораздо труднее, чем с открытым противодействием кармы. В знаменитой молитве Иисуса отдельным пунктом выделены слова: "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Дело в том, что деятельность инволюционных эгрегоров проявляется не так ярко, как деятельность эволюционных. Создается впечатление, что среди черных учителей вообще нет выдающихся личностей ни среди людей, ни среди адептов в тонком мире. А их деятельность - это череда мелких "пакостей". Именно мелких, если сравнивать их с личностями и делами эволюционных эгрегоров.
Прежде всего, это обусловлено назначением Майи - дробить и разделять. Кроме того, Майя воздействует на человека посредством иллюзии, что является обманом и насилием над его свободной волей. Поэтому изначально, всякое действие черного учителя ведет к кармическому понижению его собственного эволюционного уровня. В нашей терминологии это означает понижение нелокальных способностей, то есть возможности воздействовать на большие коллективы людей или транслировать в мир нелокальные энергии.
Белые учителя.
Совсем иная ситуация складывается в работе эволюционных эгрегоров, призванных повышать эволюционный уровень (нелокальность, взаимосвязанность) всех частей и фрагментов мира. Белые учителя не используют обмана и насилия над свободной волей (по тем же причинам - не хотят кармических падений). Поэтому им и удается подняться до более высоких и ярких эволюционных вершин. Причем каждое их действие, в отличие от действий черных учителей, только увеличивает имеющийся эволюционный уровень.
Откуда же, в таком случае, появляются черные учителя высокого уровня? Большое количество черных учителей - это "павшие" белые учителя. Чудес здесь никаких нет, и чтобы набрать потенциал для влияния на большие группы людей, нужно сначала пройти определенный путь эволюционного развития. Демоны, в ведической литературе, проводили долгое время в суровых аскезах, прежде чем им удавалось достигнуть могущества. Сатана, в христианстве, сначала был лучшим учеником самого Бога.
Следует подчеркнуть, что когда мы говорим о белых или черных учителях, и об их "уровне" и "яркости", то в основном подразумеваем земных людей, через которых соответствующие эгрегоры транслируют свою энергию, но не сами эти эгрегоры, являющиеся объектами тонкого мира. Эгрегоры в любом случае действуют посредством внедрения в человека тонких энергий (в обход его воли), но кармическая ответственность эгрегоров, в связи с их ограниченной персональностью, конечно же, отличается от кармической ответственности людей.
Черные учителя приходят на Землю для разрушения. Но, как мы уже упоминали, не бывает событий с последствиями, которые можно было бы однозначно определить как полностью эволюционные или полностью инволюционные (за исключением деяний посланников Бога). В недрах инволюционного "злодейства" обязательно возникают ростки эволюционности. В конечном итоге, деятельность черных учителей ускоряет распад кристаллизующихся форм, освобождая дорогу для рождения форм более совершенных и эволюционных. Впрочем, жертвы злодеяний вряд ли согласятся с подобными рассуждениями.
Приведем, для полноты картины, описание деятельности "Темных Братьев", или, по нашей терминологии, адептов инволюционных эгрегоров (отрывок из "Писем об оккультной медитации", А. Бейли).
"Темные Братья - помните всегда - это братья, ошибающиеся и заблуждающиеся, но все же сыны одного Отца, хотя и забредшие в далекую, очень далекую страну. Их обратный путь будет очень долог, но милосердие эволюции неизбежно приведет их обратно по пути возвращения в неких отдаленных циклах. Всякий, кто слишком акцентирует конкретный ум и позволяет ему постоянно отсекать "высшее", подвергается опасности сойти на левый путь. Многие так сходят, ...но возвращаются и в будущем избегают подобных ошибок, так же как ребенок, однажды обжегшись, избегает огня. Именно человек, упорствующий, несмотря на предупреждения и боль, становится, в конце концов, братом тьмы. Эго сначала ожесточенно борется, чтобы предотвратить такое развитие Личности. Но недостаточность каузального тела (не забывайте, что наши пороки - всего лишь неверно направленные достоинства) выражается в его усеченности, когда оно переразвито в одном направлении и имеет большие провалы и пустоты там, где должны быть достоинства".
И еще одно письмо Тибетца от 4 августа 1920 г.
Опасность со стороны Темных Братьев. Думаю, я сообщил уже практически все, что можно о Братьях Тьмы, как они иногда именуются. Здесь хочу только подчеркнуть, что они не представляют для среднего учащегося никакой опасности. Только когда приближается ученичество и человек встает впереди своих собратьев, становясь инструментом Белого Братства, он привлекает внимание тех, кто пытается противодействовать. Когда благодаря медитации, направляя свое могущество и деятельность на служение, человек развивает свои проводники до точки реального достижения, его вибрации приводят в движение особого рода материю, и он учится работать с этой материей, манипулировать флюидами и контролировать строителей. При этом он вторгается во владения тех, кто работает с силами инволюции, и может вызвать их атаку на себя. Атака может быть направлена против любого из трех его проводников; есть много её видов. Я вкратце перечислю некоторые из методов, употребляемых против ученика - только они интересны для изучающего данные письма:
а) Конкретная атака на физическое тело. Все средства хороши, чтобы сделать ученика бесполезным вследствие болезни или нетрудоспособности его физического тела. Не все несчастные случаи бывают результатом кармы, так как ученик обычно более или менее изживает подобного рода карму и сравнительно свободен от такого источника помех его активной работе.
б) Другой метод - чары или окутывание ученика облаком из эмоциональной или ментальной материи, которое позволяет утаить реальность, на время скрыть истину. Изучение случаев применения чар в высшей степени интересно и показывает, как всегда тяжело даже продвинутому ученику отличать реальное от ложного, истинное от неистинного. Чары могут быть либо на эмоциональном, либо на ментальном уровнях, но обычно на первом. Один из применяемых приемов состоит в том, чтобы бросить на ученика тень мысли, свидетельствующей о слабости, разочаровании или критицизме, которым он время от времени может поддаваться. Она вырастает до угрожающих размеров, и неосторожный ученик, не сознавая, что видит всего лишь гигантские контуры своих собственных мимолетных и преходящих мыслей, поддается разочарованию, даже отчаянию, и перестает быть полезным для Великих. Другой прием - введение в его ментальную ауру внушений и идей, исходящих, якобы, от его собственного Учителя; на самом деле это тонкие внушения, которые препятствуют, а не помогают. Мудрому ученику всегда нужно отличать голос своего реального Наставника от ложных нашептываний того, кто замаскирован, и даже высокие посвященные на время вводятся в заблуждение.
Множество тонких способов используется, чтобы обмануть работника и тем самым ограничить его эффективную деятельность в миру. Поэтому всем стремящимся мудро предписывается стяжать, работать над развитием вивека или того различения, которое спасает от обмана. Если это качество скрупулезно наработано и культивируется для оценки любых больших и малых событий ежедневной жизни, риск заблуждения сводится к нулю.
(Вивека. На санскрите - различение. Самый первый шаг на пути оккультизма ... это различение между реальным и нереальным, между сущностью и явлением, между "Я" и Не-"я", между духом и материей).
в) Третий часто употребляемый прием в том, чтобы насылать на ученика плотное облако тьмы, бросать его в непроницаемую ночь и мглу, в которых он спотыкается и часто падает. То может быть черная туча эмоциональной материи, какой-то темной эмоции, которая очевидно нарушает любую стабильную вибрацию, и ввергает озадаченного учащегося во мрак отчаяния. Он чувствует, как все от него отходит; он становится жертвой разнообразных гнетущих эмоций; он считает себя всеми покинутым; он полагает, что все предыдущие усилия оказались тщетными, и остается только умереть.
В такие минуты ему очень нужен дар вивека, нужно серьезно взвесить и обдумать положение дел. Он должен напоминать себе, что тьма ничего не скрывает от внутреннего Бога и что у него есть устойчивый центр сознания, не затрагиваемый ничем, что бы ни случилось. Он должен сопротивляться до конца - конца чего? Конца окутывающего облака, момента, когда оно переходит в солнечное сияние; он должен оставить его позади и выйти на свет дня, усвоив, что ничто никогда не способно затронуть внутреннее сознание и уязвить его. Бог - внутри, что бы ни происходило снаружи. Мы очень склонны оглядываться на окружающие обстоятельства, физические, астральные или ментальные, забывая, что в сокровеннейшем центре сердца находятся наши точки касания с Универсальным Логосом.
г) Наконец (я не могу упоминать все используемые методы) таким приемом может быть погружение ученика в ментальную тьму. Тьма может быть интеллектуальной и, следовательно, более трудно рассеиваемой, так как в этом случае должно призываться могущество Эго, тогда как в предыдущих спокойного размышления низшего ума могло быть достаточно, чтобы разогнать тревогу. Здесь, в этом особом случае, ученик поступает мудро, если он не только пытается призвать свое Эго или Высшее "Я", чтобы рассеять тучу, но и призывает своего Наставника или даже Учителя на помощь, которую они могут дать.