Давным-давно на берегу индийской реки Ямуна нашли мальчика. В его шапочку был вшит огромный алмаз. Когда младенца доставили ко двору раджи, его признали сыном бога солнца, а камень — самым большим из доселе известных...
Третий глаз.
По легенде, раджа усмотрел в этом странном событии знак свыше и приказал установить удивительный камень на статую бога Шивы — на место третьего глаза, несущего просветление. Перед смертью правитель завещал, чтобы камень всегда находился там, куда он его определил: «Только Бог или женщина могут безнаказанно носить алмаз. Всем другим, кто овладеет им, будет принадлежать весь мир, но они также познают горе этого мира». За всю свою бурную историю алмаз «Кохинор» пережил множество переездов, сменил не одного хозяина, однако действительно немногим приносил счастье.
Путешествие начинается.
Уже в 1304 году, согласно летописям, алмаз находился в сокровищнице города Дели. Он перекочевал туда в результате завоевания Ала-ад-Дином Хильджи княжества Мальва, где до этого, видимо, был родовой драгоценностью раджей. Тогда его вес составлял 672 карата (по другим сведениям, 793 карата), а после огранки он потерял 290 каратов. В течение двух последующих веков о камне ничего не было слышно. Наконец появились сведения, что драгоценностью владеет Бабур. Бабур Мухаммед — личность знаменитая. Мало того что он был основателем государства Великих Моголов в Индии, да еще и потомком Тимура по отцовской линии, а по материнской, возможно, и самого Чингисхана!
В своих автобиографических записках Бабур сообщает, что в 1526 году среди множества сокровищ, принесенных в виде дани его сыну и наследнику Хумаюну, находился крупный алмаз, настолько редкий и прекрасный, что его как величайшую ценность стали передавать по наследству в династии Великих Моголов. Увы, вместе с камнем на всех членов царствующей семьи обрушились трагедии — заточения, ослепления и убийства. Так, Джахан-шах (1628—1658 гг.) сидел на троне до тех пор, пока не подрос его сын Аурангзеб. Отпрыск жаждал занять место отца. В конце концов он произвел переворот, убил своих братьев, а отца заточил в подземелье вместе с царскими сокровищами. Жизнь несчастному Джахану спас легендарный алмаз: сын не решался убить отца, боясь мести камня. Джахан просидел в темнице семь лет, но так и не отдал свое сокровище мятежному сыну. Он умер на руках дочери, не выпуская алмаз из рук. И хотя еще два века после этой истории Великие Моголы хранили свой сверкающий талисман, он все же не спас их.
Был город золотой.
В 1739 году персидский властелин Надир-шах захватил Дели. Глазам завоевателей предстали роскошные храмы, дворцы и мечети, на стенах которых сверкали тысячи сапфиров, бриллиантов, изумрудов, рубинов. В них отражались лучи солнца, и это вызывало бесподобную игру света и красок. Даже сам Надир, избалованный богатством собственного двора, потерял дар речи от такой красоты. Шах велел солдатам вырезать всех жителей Дели, а город разграбить и сжечь. Были разрушены десятки храмов и дворцов, драгоценности обозами вывозились из города. Летописцы свидетельствуют, что одними только алмазами, изумрудами и яхонтами были набиты шестьдесят больших ящиков. «Видя такие сокровища, — восклицает хроникер, — все обезумели! Персов невозможно было остановить».
Но самого Надира по-настоящему интересовал лишь один бриллиант. Шах знал, что он украшает собой «Павлиний трон» — бесценнейшее произведение индийских мастеров. Установленный в одном из залов дворца, трон имел форму и размеры, схожие с походной кроватью.
Огромный трон был весь усыпан алмазами, изумрудами, жемчугом и рубинами. Внутренняя часть балдахина, покрывающего трон, была унизана драгоценными камнями, а понизу тянулась бахрома из жемчуга. Под сводом покрывала виднелся золотой павлин с распущенным хвостом, состоящим из голубых сапфиров и камней других расцветок. Однако на месте павлиньего глаза, где раньше красовался легендарный бриллиант, зияла пустота. Надир приказал обыскать все уголки дворца — тщетно. Наконец он узнал от одной из жен в гареме Мухаммед-шаха, что тот постоянно носит камень в своем тюрбане. Так и оказалось. Когда размотали тюрбан, Надир был ослеплен блеском алмаза и только и смог воскликнуть: «Кохинор!» (В переводе с фарси — «гора света».) Так алмаз получил свое нынешнее название. Кстати, судьбе Надира не позавидуешь. Он выжил после покушения, но стал подозрительным настолько, что ослепил своего старшего сына. Раскаяние и укоры совести довели его до умопомешательства. В конце концов его убил один из военачальников.
Коварные планы.
Со временем «Кохинор» перешел по наследству эмиру Афганистана Шудже-шаху, а тот передал его правителю сикхов магарадже Ранджиту Сингху. Бриллиант был вставлен в браслет, который правитель носил на всех торжественных приемах и хранил среди сокровищ короны. Когда дни Ранджита Сингха были сочтены, придворные попытались склонить его к тому, чтобы он завещал алмаз одному из храмов. Говорят, магараджа кивком головы выразил свое согласие, однако казначей не решился на столь щедрый дар без документального соизволения владыки, и «Кохинор» остался во дворце города Лахора. Там он находился вплоть до XIX века. Последним восточным владыкой «Кохинора» стал молодой раджа Делиб Сингх, который утвердился на троне при поддержке Англии. Разумеется, англичанам мечталось завладеть ценным камнем, и они искали подходящего случая. Тот не заставил себя долго ждать. В 1848 году в Лахоре вспыхнул бунт двух сикхских полков, и драгоценности короны, включая «Кохинор», были объявлены военными трофеями англичан. Под строжайшей охраной бриллиант был переправлен на борту корабля «Медея» в Лондон.
Последнее пристанище.
3 июля 1850 года захваченные ценности были преподнесены королеве Виктории по случаю 250-й годовщины основания Ост-Индской компании. А в 1851 году алмаз предстал перед глазами подданных ее величества на Всемирной выставке. Однако сенсации не случилось: огранка «Кохинора» оставляла желать лучшего. Тогда королева вызвала из Амстердама лучшего ювелира того времени — Воорзангера, работающего на компанию «Костер». Ювелир трудился по двенадцать часов в день, работа продолжалась полтора месяца. В итоге вес алмаза сильно изменился: был 186 каратов, а стал — 108,93 карата. Зато наконец «гора света» засияла действительно по-королевски.
С тех пор «Кохинор» находится в Виндзорском замке в Лондоне. Формально он является собственностью королевской семьи. И пока на троне восседала королева Великобритании, «гора света» никому не причиняла вреда.
Ксения Проскурина.