Почему я не солипсист?
Солипсизм - это безумная уверенность в том, что кроме меня больше ничего не существует. Все остальные детали вселенной, включая других людей, являются бесплотными образами в уме одной-единственной реальной личности. Это почти все равно, что считать себя Богом, и, насколько мне известно, ни одного настоящего солипсиста вне сумасшедшего дома нет, а если таковые когда-то и встречались, их определенно считали безумцами. В таком случае, зачем мне тратить время на объяснения, почему я не солипсист?
Одна из причин состоит в том, что многие философы заявили о невозможности опровергнуть солипсизм рациональным путем; иные говорят, что убежденность в существовании других людей и внешнего мира зиждется на некой «животной вере», или что это постулат, принимаемый для удобства, а то и просто чтобы не сойти с ума. Кроме того, в последнее время вновь возродился интерес к воззрениям, которые сами по себе хотя и далеки от солипсизма, но, тем не менее, активно используют солипсистскую аргументацию. Забавно, что иногда ее берут на вооружение выдающиеся физики, занятые философским толкованием квантовой механики. Далее я попробую распутать некоторые из лингвистических хитросплетений, которые образовались в ходе издавна ведущихся дебатов по данному вопросу.
Бертран Рассел любил рассказывать, как однажды к нему пришло письмо от маститого логика, г-жи Кристины Лэдд-Фраклин, в котором она объявляла себя солипсистской. Доктрина эта казалась ей настолько неопровержимой, что она не понимала, почему другие философы не становятся солипсистами! В общем-то солипсизм, строго говоря, в самом деле неопровержим. Все мы пленники так называемой «ловушки эгоцентризма». Ведь все, что мы знаем о мире, основано на информации, полученной посредством наших чувств. Этот мир нашего опыта - целокупность всего, что мы видим, слышим, трогаем, обоняем и вкушаем - иногда называют нашим явленным, или феноменальным, миром. Ясно, что воспринято может быть только то, что мы в состоянии воспринять, испытано может быть только то, что мы в состоянии испытать. Для обозначения этого доступного нам феноменального мира Чарльз Пирс изобрел хорошее слово. Он назвал его «фанероном».
Имеются ли у нас какие-либо основания для уверенности в том, что вне нашего личного фанерона что-то существует? Давайте с самого начала признаем: повстречав солипсиста (допустим, это маловероятное событие произошло), вы не сможете доказать ему существование чего-либо вне его фанерона, если под «доказательством» подразумевать процедуры, с помощью которых доказываются теоремы в логике или математике. Более того. Как нередко указывали философы, солипсист даже самому себе доказать не сможет, что существовал до вчерашнего дня. Возможно, он со своим феноменальным миром, включая все свои воспоминания, совершил прыжок в реальность не далее как вчера. Не сможет он доказать и то, что он со своим фанероном будет существовать завтра. Таким образом, солипсизм его сводится, в конечном счете, к так называемому «солипсизму данного момента». Человек может быть уверен только в том, что «я сейчас существую», и это составляет отправную точку философии Декарта.
Не спешите, однако! Даже это сомнительно. Не исключено ведь, дорогой читатель, что вы не более чем образ в сновидении некоего бога, подобно тому как Шерлок Холмс был образом в уме сэра Артура Конан Дойла. Некоторые индусы верят, что вся вселенная, включая нас с вами, представляет собой сон Брахмы. Как только Брахма просыпается, сон исчезает. Алиса в Зазеркалье думала, что Красный Король ей снится. Но тот сам все время спал, и Алисе сообщили, что она просто «какая-то штука» из сна Красного Короля. Однажды на лекции по философии у профессора Морриса Коэна один из студентов поднял руку и спросил, - «Откуда мне знать, что я существую?» На что профессор ответил, - «А кто это спрашивает?"
Поскольку все наше знание о мире и других людях является выводом из информации, которая просачивается к нам в сознание через наши органы чувств, никакого «железного» способа для опровержения солипсизма нет. Под «железным» способом я подразумеваю строго логический подход. Невозможно опровергнуть нечто, пребывающее за пределами чистой логики и математики; даже в их пределах опровержение возможно лишь в контексте некой формальной системы с согласованными аксиомами и правилами. Примите правила и аксиомы эвклидовой геометрии, и тогда вы в самом деле сможете опровергнуть утверждение, что сумма углов треугольника больше 180-ти градусов. Хотя по сути это мало чем отличается от доказательства ложности утверждения, что в полудюжине яиц их должно быть семь штук. Тем не менее, несмотря на то, что солипсизм, строго говоря, неопровержим, никто из философов в здравом уме солипсистом не стал. Почему?
Трудно обсуждать этот вопрос, не обращаясь к его истории. Причина проста. Все возможные фундаментальные подходы по любым существенным метафизическим вопросам были так хорошо изложены и так мастерски аргументированы великими мыслителями прошлого, что на данную тему почти невозможно сказать что-то новое или как-то улучшить старые аргументы.
Аристотель придерживался точки зрения здравого смысла, которой теперь придерживается большинство философов, ученых и обычных людей, что за фанероном находится независимый от него мир «материи». Неважно, что мы понимаем под «материей». Она существовала до появления человеческих существ, и будет существовать, когда все они исчезнут. И этот внешний мир служит причиной событий во внутреннем мире наших ощущений, мире, который мы воспринимаем как наш фанерон. До Аристотеля Платон приводил аргументы в пользу существования не только такого внешнего мира (который создает тени в знаменитой платоновской аллегории пещеры), но и в пользу существования, - независимого как от материи, так и от человеческих умов, - мира универсальных идей вроде «коровости» или числа три. Для Аристотеля такие универсалии не имеют реального существования, независимого от материальной вселенной, подобно тому, как форма вазы не существует без самой вазы. В Средние Века этот вопрос принял форму спора между номинализмом и платоновским реализмом по поводу всякого рода изощренных терминологических тонкостей, которые нас в данном случае не интересуют. Для нас важно, что средневековые схоласты были «реалистами» в том смысле, что, подобно Платону и Аристотелю, верили в огромный «внешний» мир, который пребывает за пределами мира явлений, и бытие которого не нуждается в нашем восприятии.
Первый великий исторический поворот в западной философии по данному вопросу произошел в начале XVIII в. и был связан с именем епископа Беркли, ирландца англиканского вероисповедания, который провел несколько лет в Ньюпорте, штат Род Айленд, тщетно пытаясь основать христианский колледж на Бермудах. Не знаю, многим ли студентам Калифорнийского университета в Беркли известно, что их городок был назван в честь сего епископа потому, что, как нам поведал Рассел в своей «Истории западной философии», перу его принадлежит крылатая фраза «Империя берет путь на Запад». Последняя книга епископа была посвящена лечебным достоинствам дегтярной настойки, и ее можно смело ставить в один ряд с трактатом Олдоса Хаксли об исцелении зрительных расстройств методом вращения глаз.
Подшучивать над философией Беркли легко, но защищал он ее с невероятным мастерством. Я прочел множество более поздних книг по богоцентрическому идеализму, авторы которых преимущественно повторяли аргументы Беркли, излагая их не в пример хуже, чем он сам. Чтобы понять эти аргументы, следует сказать пару слов о знаменитом предшественнике Беркли, Джоне Локке.
Локк также был добрым англиканцем и, подобно ранним христианским философам, нимало не сомневался в том, что Бог сотворил материальный мир независимым от человеческих умов. Что касается природы материи, Локк (как и Кант) охотно допускал, что она трансцендентна и непознаваема. А свойства познаваемой части материи Локк разделил на два класса: первичные и вторичные. Первичные свойства не зависят от восприятия. Например, камень тверд независимо от того, касаетесь вы его или нет. Но вот цвет, вторичное качество, зависит от сложного процесса зрения. Ночью все кошки серы, а в полной темноте они даже не серы.
Не отрицая пользу этого различия, Беркли ясно понимал, что в некотором более глубоком смысле все качества вещей вторичны. Откуда нам знать, что камень тверд, если мы его не касались? На самом деле все, что мы знаем о материальных объектах, мы узнали посредством наших органов чувств. Зачем предполагать наличие таинственной непознаваемой субстанции за пределами нашего фанерона?
Надо сказать, что причину, по которой Аристотель со схоластами, а также обычные люди и ученые предполагают существование такой субстанции, объясняли множество раз задолго до того, как Беркли появился на свет. Причина в том, что это предположение - простейшая гипотеза, которая объясняет свойственные фанерону закономерности (regularities). Отвернитесь от дерева, а затем снова посмотрите на него. Оно все еще здесь. Вы ложитесь спать, просыпаетесь, а в комнате все та же мебель. Более того, наши ощущения согласуются друг с другом. Куб не только смотрится как куб, но и на ощупь таковой. Мы можем видеть, осязать, обонять яблоко и вкушать его. Положите яблоко в холодильник, достаньте его через час и откусите еще раз. Его вкус, вид, запах и текстура будут таким, как и прежде.
Все мы, - не считая солипсистов, разумеется, - верим, что другие люди существуют. Причем все они видят по существу один и тот же фанерон003. Не поразительна ли эта масса совпадений для тех, кто сомневается в существовании внешнего мира? Ведь мы ходим по тем же улицам тех же городов. Мы находим одни и те же дома на одних и тех же местах. Два человека могут увидеть в телескоп одну и ту же галактику. Более того, они видят, что она имеет одну и ту же спиралевидную структуру. Практичность гипотезы, предполагающей существование внешнего мира, который из чего-то состоит и не зависит от наших умов, настолько очевидна и так убедительно подтверждается многовековым опытом, что мы без преувеличения можем сказать: она подтверждена лучше, чем какая бы то ни была иная эмпирическая гипотеза. Польза этого постулата так велика, что усмотреть повод для сомнения в нем может лишь безумец или профессиональный метафизик.
Обратите внимание, я ничего не говорил о сущностной природе внешнего мира; речь шла лишь о том, что за фанероном кроется что-то, обусловливающее его сложные закономерности. Для самого Беркли это было несомненным. Он лишь сомневался, что это «что-то» было материальным, то есть похожим скорей на камешки, нежели на мысли.
Подобные сомнения находят серьезную поддержку со стороны современной физики. Сегодня мы знаем, что материя вовсе не похожа на камешки. Она больше похожа на чистую математику. Каждую частицу можно рассматривать как волну вероятности в абстрактном многомерном пространстве. В отличие от дерева на лужайке, она недоступна непосредственному наблюдению. Все наши представления о ее свойствах являются результатом истолкования сложных экспериментов. И что представляет собой электрон помимо этих выявленных нами свойств, сегодня никто не знает. Все, против чего возражал Беркли, это идея о том, что за нашим восприятием гор, вод и деревьев стоит некая материальная субстанция, подобная горам, водам и деревьям, - состоящая, по-видимому, из маленьких твердых частиц, как учили греческие атомисты, - и что эта субстанция существует сама по себе, без необходимости быть кем-то воспринимаемой, даже Богом. Кроме того, он не видел никаких причин, по которым Богу - разумеется, Беркли верил в ветхозаветного Иегову, сотворившего небо и землю, - следовало бы проделывать лишнюю работу, сперва создавая материю, способную к независимому существованию, а затем наделяя ее особой структурой, вызывающей появление фанерона.
В основе представлений Беркли лежало глубокое, эмоциональное отвращение к мнению, согласно которому всё может существовать без того, чтобы кто-то его воспринимал. Хотя подобное отвращение испытывают не все люди, многим, - да и мне в том числе, - оно не чуждо. Давайте попробуем понять, что оно собой представляет. Представьте вселенную, в которой нет ничего, абсолютно ничего, кроме камешка, зависшего в пространстве-времени. Нет ни богов, ни каких-либо иных существ, способных засвидетельствовать его существование. Есть только этот одинокий камешек. Не будет ли предположение о том, что такой камень существует, бессмысленным, нелепым, абсурдным, отвратным (можете употребить тут любое другое слово, которое бы выражало ваше неприятие этой идеи)? Согласно Беркли, невоспринимаемая материя - это «глупое, бездумное нечто». И если это чувство оправдано в отношении одного невоспринимаемого камешка, разве оно не будет таким и в отношении невоспринимаемых звезд и планет? Я убежден, что хитрый секрет берклианской философии заключается вовсе не в каком-то рациональном аргументе, а именно в этой смутной сильной эмоции. Сегодня мы обнаруживаем ее во взглядах физика Джона Уилера, согласно которому вселенная без тех, кто ее воспринимает, настолько «никчемна», что о ней вполне можно было бы сказать, что ее не существует.