Зона уникальных событий.
Я помню, на уроках литературы мы проходили тему, связанную с выбором названий литературных произведений. Название должно передавать основную мысль представленного текста. Видимо, и название «Елюю Черкечех» отображает сущность всей долины, находящейся в верховьях Вилюя, в районе его притока Олгуйдаха, потому, что переводиться оно, как «Долина Смерти». Уже много лет эта загадочная долина не дает покоя исследователям аномальных явлений и уфологам. Бытующие с давних времен легенды и слухи утверждают, что тут, среди сплошных болот и непроходимых чащоб, хранящих следы каких-то древних катаклизмов, затеряны огромные металлические «котлы» таинственного происхождения. При этом очень часто высказываются предположения, что «котлы» не иначе как инопланетного происхождения.
Как бы то ни было, но феномен «Елюю Черкечех» занесен во многие энциклопедии аномальных зон планеты, и события, происходящие возле якутской реки Вилюй, пока не подпадают ни под какую классификацию.
О "Долине смерти" писал еще в позапрошлом веке известный исследователь Вилюя Ричард Маак, совершивший ряд экспедиций в Вилюйский округ. Побывавший в этих краях в 1854 году, он отметил следующее: «В Сунтаре мне рассказывали, что около вершины Вилюя есть речка, называемая Алгый тимирнить (Большой котел утонул), впадающая в Вилюй. Недалеко от ее берега, в лесу, находится в земле огромный котел, сделанный из меди; из земли высовывается один только край его, так что собственная величина котла неизвестна, хотя рассказывают, что в нем находятся целые деревья…»
Так же в архиве Национальной библиотеки Республики Якутия сохранилось письмо некоего М.П. Корецкого из Владивостока. В этом письме он рассказывает следующее:
«Первый раз в 1933 году, когда мне еще было 10 лет - вместе с отцом ездил на заработки. Потом в 1939 году - уже без отца. И последний раз - в 1949 в составе группы молодых ребят.
«Долина смерти» тянется вдоль правого притока реки Вилюй. По сути - это целая цепочка долин вдоль его поймы. Все три раза я был там с проводником якутом. Шли мы туда не от хорошей жизни, а оттого, что там, в этой глуши, можно было мыть золото, не ожидая в конце сезона ограбления и пули в затылок. Что касается таинственных объектов, их там наверное много, потому что за три сезона я видел семь таких "котлов". Все они представляются мне совершенно загадочными: во-первых, размер - от шести до девяти метров в диаметре. Во-вторых, изготовлены из непонятного металла. Дело в том, что "котлы" не берет даже отточенное зубило (пробовали, и не раз). Металл не отламывается и не куется. Даже на стали молоток обязательно оставил бы заметные вмятины. А этот металл сверху покрыт еще слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Но это не окисная пленка и не накипь - её тоже ни сколоть, ни процарапать. Уходящих вглубь земли колодцев с комнатами, о которых говорится в местных легендах, мы не встречали.
Но я отметил, что растительность вокруг "котлов" аномальная - совсем не похожа на то, что растет вокруг. Она более пышная: крупнолистные лопухи, очень длинные лозы, странная трава - выше человеческого роста в полтора - два раза. В одном из "котлов" мы ночевали всей группой (6 человек). Ничего плохого не ощущали, ушли спокойно без каких-либо неприятных происшествий. Никто после серьезно не болел. Разве что у одного из моих знакомых через три месяца полностью выпали все волосы. А у меня на левой стороне головы (я на ней спал) появились три маленьких болячки размером со спичечную головку каждая. Лечил я их всю жизнь, но они до сегодняшнего дня так и не прошли.
Все наши попытки отломить хоть кусочек от странных "котлов" не увенчались успехом. Единственное, что мне удалось унести - камень. Но не простой половинка идеального шара диаметром шесть сантиметров. Он был черного цвета, не имел никаких видимых следов обработки, но был очень гладкий, словно отполированный. Я поднял его с земли внутри одного из этих котлов. Этот сувенир я привез с собой в село Самарку Чугуевского района Приморского края, где жили мои родители в 1933 году. Он лежал без дела, пока бабушка не решила отстроить дом. Понадобилось вставлять стекла в окна, а стеклореза не было во всем селе. Я попробовал царапать ребром (гранью) половинки этого каменного шара, оказалось, что он режет с удивительной красотой и легкостью. После этого моей находкой много раз пользовались как алмазом все родственники и знакомые. В 1937 году я передал камень дедушке, а его осенью арестовали и увезли в Магадан, где он прожил без суда до 1968 года и умер. Теперь никто не знает, куда подевался тот камень..."
Сам Корецкий всё же считал, что это сделал человек: котлы хоть и прочные, но не беспредельно. В своем письме Михаил Петрович подчеркивает: в 1933 году якут-проводник говорил ему, что 5-10 лет тому назад он обнаружил несколько котлов-шаров (они были абсолютно круглые), которые высоко (выше человека) выступали из земли. Они выглядели как новенькие. А позже охотник уже видел их расколотыми и разбросанными. Корецкий так же отметил, побывав у одного "котла" дважды, что тот за несколько прошедших лет заметно погрузился в землю, очевидно от веса. Выходит, эти объекты появились в "Долине смерти" не так давно, но тогда каким образом еще в 1854 году о них писал Маак, а 79 лет – мне кажется, это не тот возраст для изделия (из чего бы оно не было сделано), чтобы назвать его «новеньким», особенно если оно теряет первозданный вид всего за 5-10 лет.
Исследователь древних культур Якутии Н. Архипов тоже писал о странных объектах:
"Среди населения бассейна реки Вилюй издревле бытует предание о наличии в верховьях этой реки громадных бронзовых котлов-олгуев. Предание это заслуживает внимания, так как к этим предполагаемым районам местонахождения мифических котлов приурочено несколько речек с якутскими названиями "Олгуйдах", что означает "Котельная"..."
В 1971 году были документально засвидетельствованы современными исследователями из города Мирный А. Гутеневым и В. Михайловским показания старого охотника-эвенка, который, побывав в "Долине смерти", рассказывал им, что в районе междуречья Нюргун Боотур (Славный богатырь) и Атарадак (Шибко большая трехгранная железная острога) находится металлическая нора, в которой лежат промерзшие насквозь "шибко худые, черные одноглазые люди в железных одеждах".
Те же самые исследователи, Михайловский и Гутенев, попытались воссоздать по легендам и всем доступным данным, в том числе по главному якутскому эпосу «Олонхо», то, что происходило в далеком прошлом на территории зловещей "Долины смерти". По их мнению, все выглядело следующим образом:
«В те далекие времена, когда все началось, эту местность населяли немногочисленные кочевые тунгусы. Однажды их отдаленные соседи увидели, как её внезапно окутала непроницаемая мгла, и окрестности потряс оглушительный рев. Поднялся небывалой силы ураган, землю сотрясали мощные удары. Молнии рассекали небо во всех направлениях. Когда все стихло и мгла развеялась, перед их потрясенными взглядами открылась невиданная картина. Посреди выжженной земли сияло на солнце высокое вертикальное сооружение, видимое с расстояния многих дней пути.
На протяжении длительного времени сооружение испускало неприятные, режущие слух звуки и постепенно уменьшалось в высоте, пока вовсе не исчезло (возможно, под землей). Кто из любопытства пытался проникнуть на эту территорию, назад не возвращался.
Со временем удобренная пеплом и золой почва восстановила растительный покров. Сплошная молодая поросль привлекала к себе зверя, а за животными потянулись и кочевые охотники с соседних земель. Как оказалось, их там ожидало и прекрасное с виду жилье - высокий куполообразный "железный дом", покоящийся на многочисленных боковых опорах. Но войти в него не удалось - он был высок и гладок, не имея ни окон, ни дверей. В некоторых местах из-под земли выглядывали и другие металлические конструкции.
На месте сияющего высотного сооружения зияло огромное вертикальное "жерло". По причудливым описаниям легенд, оно состояло из трех ярусов "хохочущих бездн". В его недрах находилась якобы целая подземная страна со своим, но "ущербным" солнцем. Из жерла поднимался удушливый смрад, и поэтому близ него не селились. Со стороны было видно, как над жерлом появлялся иногда "вращающийся остров", оказавшийся затем его "захлопывающейся крышкой".
Прошли века. Некоторые конструкции погрузились в вечную мерзлоту. Почти ушел в неё и "железный дом". Стало возможным залезть на его купол, где оказался уходящий вниз винтообразный спуск. По нему можно было попасть в кольцевую галерею из множества металлических комнат, где даже в самые сильные морозы было тепло как летом. Но стоило провести там хотя бы несколько дней подряд, и человек начинал сильно болеть, а вскоре умирал.
Со временем "дом" окончательно погрузился в мерзлоту, и на поверхности осталась только "арочка" входа. "Крышка" жерла заросла мхами и выглядела как обычный булгунях (бугор над линзой льда), которых на вечной мерзлоте великое множество.
Ничто не предвещало никаких событий, но однажды произошло небольшое землетрясение, и небо пронзил тонкий "огненный смерч". На его вершине возник ослепительный огненный шар. Этот шар, сопровождаемый "четырьмя громами подряд", оставляя за собой огненный след, по пологой траектории устремился к земле и, скрывшись за горизонтом, взорвался. Кочевники были обеспокоены, но не бросили обжитых мест, благо этот "демон", не принеся им вреда, взорвался над соседним воинственным племенем.
Через несколько десятилетий история повторилась - огненный болид улетел в том же направлении и снова уничтожил только соседей. Видя, что этот "демон" как бы является их защитником, о нем стали слагать легенды, прозвав "Нюргун Боотур" ("Огненный удалец").
Но через некоторое время случилось такое, что повергло в ужас даже самые отдаленные окраины. Из жерла с оглушительным ревом и грохотом вырвался гигантский огненный болид и... взорвался прямо здесь. Произошло сильнейшее землетрясение. Некоторые сопки рассекли трещины глубиной более ста метров. После взрыва долго еще плескалось "огнереющее море", над которым парил дисковидный "вращающийся остров". Последствия взрыва распространились в радиусе более тысячи километров.
Уцелевшие по окраинам кочевые племена разбежались в разные стороны, подальше от гибельного места, но от смерти их это не спасло. Все они вымерли от какой-то странной, передающейся только по наследству, болезни. Зато они оставили после себя подробные сведения о случившемся, на основе которых сказители-олонхоуты стали слагать красивые и необычайно трагичные легенды».
И действительно, сохранилось немало легенд о том, что в «Долине смерти» находятся странные сооружения. Вот свидетельство охотника, блуждавшего в засушливый период по тайге. Попытавшись добыть льда из булгуняха — ледовой линзы, сверху обычно прикрытой землей, он начал копать, но под тонким слоем почвы обнаружил не лед, а красноватую металлическую поверхность очень большого, уходящего в мерзлоту купола. Охотник испугался и постарался скорее покинуть это место. Другой подобный случай: обнаружился край купола сантиметров в десять толщиной; на этот раз охотник тоже не стал копать дальше. По его словам, булгунях был с метр высотой и около 5-6 м. в диаметре.
Рядом с рекой Олгуйдах обнаружили вонзившуюся в землю гладкую металлическую полусферу красноватого цвета и с таким ровным краем, что «режет ноготь». Толщина ее стенки — около 2 см. Стоит она накренясь, так что под нее можно въехать верхом на олене. Ее обнаружил в 1936 году геолог, но в послевоенное время следы затерялись. В 1979 году ее попыталась отыскать небольшая археологическая экспедиция из Якутска. Проводник — старый охотник, в молодости неоднократно видевший объект, — не смог вспомнить к нему дороги, поскольку, по его словам, местность сильно изменилась.
Здесь же проходил древний эвенский кочевой путь — от Бодайбо до Анныбара и далее, до побережья Ледовитого океана. Вплоть до 1936 года на нем торговал бывший купец, некто Савинов. Между тем жители постепенно покидали эти места. Наконец, старик Савинов и его внучка Зина тоже решили переехать в Сюльдюкар. Где-то в районе междуречья Хэлдьюз («железного дома») дед привел ее к небольшой, слегка приплюснутой красноватой «арке», где за винтообразным проходом оказалось много металлических комнат. Там они и заночевали. Как уверял дед, даже в самые сильные морозы в них тепло, словно летом. Что с ним стало потом – не известно, но, видимо, ничего страшного, раз история об этом умалчивает, однако о металлических комнатах припоминали и другие старожилы ещё в послевоенные годы. Пользоваться подобным «благом» решались только самые отчаянные смельчаки, поскольку несколько ночевок в «комнатах» неминуемо приводили к сильной болезни и скорой смерти.
Один из «объектов», судя по всему, был «похоронен» при возведении плотины на реке Вилюй — немного ниже порога Эр-бийэ. По рассказу строителя Вилюйской ГЭС, когда соорудили отводной канал и осушили основное русло, в нем обнаружилась выпуклая металлическая «плешина». Вызвали начальство, но тогда было не до исследований — гнали план. Наскоро осмотрев находку и придя к выводу, что это ерунда, начальство отдало распоряжение продолжать работу.
Так же уфологам довелось познакомиться со старым охотником-эвенком, предки которого кочевали по этим местам не одну сотню лет. Кое-что он слышал и о взрывах: будто сначала из-под земли вырывается до самого неба огненный столб вместе с облаками пыли, затем пыль сгущается в плотную тучу, сквозь которую виден только ослепительный огненный шар. Это сопровождается ужасным гулом и пронзительным свистом, и после нескольких громов подряд следует ослепительная вспышка, буквально испепеляющая все вокруг, раздается оглушительный взрыв, и в радиусе более 100 км валятся деревья, рушатся и трескаются скалы!.. Потом становится очень темно и холодно, так что гаснут даже пожары, а обугленные ветки покрываются инеем.
По этому поводу существует две якутские легенды. По одной из них, этот огонь извергается демоном Уот Усуму Тонг Дуурай (преступный пришелец, продырявивший Землю, укрывшийся в дыре и уничтожающий все вокруг) и напоминаемые по своей разрушительной силе действие ядерных ракет. По второй, взятой из якутского эпоса «Олонхо», именно в этом месте один раз в сто лет происходит битва демонов нижнего мира с небесными богатырями, напоминающая картину атомных взрывов. Правда, первую легенду можно приравнять к тому же эпосу «Олонхо». Важно одно, что огненные вспышки напоминают по разрушительной силе ядерные взрывы. Действительно, в 50-е годы территория служила полигоном для ядерных испытаний, и один из взрывов неожиданно превзошел расчетные параметры в две – три тысячи раз, но об этом чуть ниже.
Есть еще один странный случай встречи с необъяснимым: в октябре 2000 года старожил города Мирного, геолог с 50-летним стажем, опытный охотник Василий Куприянович Трофимов стал свидетелем странного явления, напугавшего его до полусмерти. Заночевав на зимовье в 80 километрах от Олгуйдаха в сторону Моркоки, он проснулся оттого, что из избушки внезапно сбежала его лайка, вышел наружу и увидел в темноте, как что-то или кто-то перемещается по верхушкам деревьев. Сами деревья не прогибались, но с них полностью скашивался иней. Шагающего таким образом объекта не было видно, но он, приблизившись к зимовью, перекрыл небо так, что исчезли звезды. Утром Василий Куприянович обнаружил чистую от снега полосу по всему лесу, "покуда хватало глаз".
В целом, говорят, в долине жутко – вокруг топи, деревья мёртвые стоят. Тем более звери его не любит, пусто там – лосей нет, птицы не летают, а кто лучше животных чувствует опасность? Много людей там погибло. Тела сбрасывали в озера, оттого по «Елюю Черкечех» бродят их неприкаянные души. И если Вы все-таки решитесь лететь в Якутию на собственное исследование, вот Вам совет бывалых: хотите вернуться назад живыми-здоровыми - ничего не трогайте, рыбу не ловите, грибы-ягоды не собирайте и ничего не забирайте оттуда.