Что такое высшее состояние сознания?
Святой Павел называл его "покой, ведущий к пониманию", а Р.М.Бек называл его "космическим сознанием". В Дзен-буддизме оно имеет название сатори или кеншо, в то время как в йоге оно называется самадхи или мокша, а в Таоизме -- "абсолютным Дао". Томас Мертон чтобы описать его использовал выражение "трансцендентальное бессознательное", Абрахам Маслоу изобрел термин "пик ощущения", суфии называют это фана. Гурджиев дал ему определение "объективное сознание", а квакеры называют его "Внутренний Свет". Юнг ссылается на индивидуацию, а Бубер говорил о взаимосвязи "Я - Ты". Но каким бы ни были название этого древнего и хорошо известного явления -- просветление, освещение, освобожднние, спасение, мистический опыт -- все они связаны с состоянием сознания, радикально отличающимся от нашего обычного понимания, нашего обычного бодрствующего сознания, нашего повседневного состояния ума.
Более того, все мы единодушно называем его высшим состоянием сознания:
самотрансформирующееся восприятие полного союза человека с бесконечностью. Это состояние вне времени и пространства. Это ощущение безвременности, которая является вечностью безграничного соединения со всем мирозданием. Социально обусловленный смысл "я" какого-то индивидуума разрушается и отметается прочь новым определением "я", - "Я". В этом новом определении "я", "Я" равнозначно всему человечеству, всей жизни и всей вселенной. Обычные границы эго разрушаются, когда эго выходит за обычные пределы тела и внезапно становится единым целым со всем, "Я" сливается с тем, что Эмерсон назвал Сверхдуша (возможно это то, что Артур Кларк в своей книге "Конец Детства" называл Сверх-ум). "Я" становится отсутствием "я", Эго представляется иллюзией, его игре приходит конец. Маитраяна Упанишад дает ему такое определение: "Осознав свое собственное "я" как "Я", человек лишается "Я". Это и есть величайшая тайна".
Это новое самопонимание может придти внезапно, как это произошло со святым Павлом по дороге в Дамаск, но оно может прийти без очевидного внешнего признака внутренней трагедии. Но получаемое ощущение всегда было единым во всем мире и на протяжении всей истории. По их собственному свидетельству, -- illuminati -- просветленные люди, те, кто ощутил высшее состояние сознания -- прочувствовали глубочайший покой, мир и гармонию с другими людьми и со всем миром. Они познали вселенную, как написал Данте в конце "Божественной комедии", движимые силой Любви. Они поняли космический замысел, моральный порядок, заслоненный очевидным хаосом, звездным газом и межгалактической пылью. Это есть "бог" (Будда или Дао, или Брахма) бессчетного числа религий и философий.
Во всех случаях окутывающее себя оболочкой осознание, что "Я" и "другие" -- это едино, заставляет человека обновиться или родиться заново. Оно меняет холодное и безнадежное понятие жизни в совершенно другое, наполненное радостным смыслом. Оно меняет gestalt абсурдности существования и неизбежно дает видение мира, полное надежд, потому что человек открывает для себя основной замысел того, что раньше было бессвязным, затрудняющим восприятие и ощущения.
Наблюдения других людей за просветленными важны не меньше, чем их свидетельства. Почти всех без исключения их считали святыми, ясновидящими и пророками: Иисус, Будда, Лао Цзы, Якоб Беме, Рамакришна, Уолт Уитмен, Олдос Хаксли. Рассматриваемые обществом как святые, они демонстрировали исключительное мужество, добросердечие, сострадание, целостность и святость. И, хотя, они сохраняли все свойства человека, они были устроены особенным образом, и их можно было узнать по светящейся ауре и это оказывало мощное воздействие на многих людей. Они постоянно убеждали других готовить себя через молитву к добрым делам, познанию и медитации, чтобы получить высочайшее благословение жизни. Это благословение, которое невозможно получить силой или предвидеть, приходит всегда неожиданно. И все же они утверждают, что к нему надо стремиться, как сказал Иисус: "всем вашим сердцем и всей вашей душой, и всей вашей силой, и всем вашим умом".
Наше нормальное состояние сознания закрывает осознание нашего родства с мирозданием, нашего единства с божественным. Но если мы обычно находимся в состоянии сенсорной подавленности, то немаловажно в изучении сознания обратить внимание, что способность человека видоизменять или исправлять свои сенсорные процессы значит, что он способен как преувеличивать или усиливать их до уровня чувствительности животных, так и сдерживать их. Именно это происходит во многих ощущениях при экстазе, когда субъект становится сверхчувствительным ко всякого рода стимулам. Экстаз, ex stasis, является несущим средством для биологически и культурно организованного способа мышления и восприятия и перехода в мистический способ. При мистическом способе мышления человек возвращается к изначальному состоянию дел. Но этот возврат происходит на более высоком уровне. Он является и кругом (революция) и линейной прогрессией (эволюция): раскручивающаяся вверх спираль. Человек вновь обретает свое примитивное состояние, однако, в отличие от животных, он понимает и осознает это, он сверхосознает. Вот в чем парадокс: побеждая свою природу животного, человек становится Богом.
Когда сознание рассматривается абстрактно, оно как свет, имеет как физический, так и духовный аспект. Однако, объединение -- это конкретная реальность за, под, над и внутри всего его -- тонкая, однако настоящая, как чувствительность растения. Сознание как биохимия может быть проанализировано с позиций нейронов, -- электрохимические воздействия через синапсы и молекулярные скопления проникают сквозь мембраны. Но и они могут анализироваться вплоть до атомного уровня, а потом и субатомного уровня. Где же конец?
Клив Бакстер, человек, открывший древнее знание Индии о восприятии растений, обнаружил, что первичное восприятие (способность клетки растения и животного улавливать мысли и чувства человека и животного) проявляется в минералах, металлах и даже в трижды дистиллированной воде. Способность воспринимать сохраняется во всем. Весь космос чувствителен и (в обоих смыслах) разумен. При "окончательном" анализе, сознание можно рассматривать как взаимосвязанность со всем мирозданием или, что точнее, как фундаментальный контекст той связанности, которая делает его возможным. Грек Зенон спросил своих друзей философов: "Почему бы не допустить, что мир -- это живое и рациональное существо, с того момента как оно создает живые и рациональные сущности?" Научная основа для такого взгляда предлагается Ф.Л. Кунцем в его эссе "На принципе симметрии".
"Несомненно, сознание... это локализация в первичной области, главным образом того, откуда происходит все остальное. Как мы сказали, такое предположение требует длительного подтверждения. Хотя уже понемногу становится ясно, что определенная форма сознания сопутствует всей органической жизни, даже наиболее примитивного протоплазмического ила, и существует аккумулирующее тело доказательств, которое указывает на его присутствие ниже порога жизни".
С древних времен мысль Хинду заявляла, что Атман, глубочайший центр человека, един с Брахманом, глубочайшим центром мироздания. Теперь наука подтверждает это: я есть вселенная; я есть Универсальный Ум.
Уровни существования.
Это понятие легче осознать через метафору об уровнях существования. Попробуйте задумать мироздание, состоящее из пяти уровней. Снизу вверх они состоят из атомного, биологического, психологического, логического, социального и космического уровня. Если вы ищете ответ на этот основной вопрос: "Кто я?", все, что вы изучаете, будет растворяться в других категориях этой метафоры. Начинайте с середины. Вы изучаете психологию и очень быстро психологическое приведет вас к социальному через групповую психологию. На социальном уровне групповая психология проникает в социологию, что в свою очередь ведет к изучению религии и философии. С этого этапа вы обнаруживаете, что касаетесь смысла существования и связи человека со вселенной. И теперь, вы начинаете изучать космическое.
Углубляясь в поиск ответа на вопрос "Кто я?", вы вскоре от изучения психологии перейдете к изучению биологии и жизни. Так как вы хотите узнать себя лучше, вы начинаете изучать клеточное строение и нервные системы, и химию эмоции, восприятия, познания и памяти. Однако в стремлении понять ментальность вы вскоре опуститесь на атомный уровень и будите изучать структуру ДНК, передачу атомного излучения и квантовую теорию. Все то, что увлечет вас вниз, приведет вас к высшему уровню! Потому что субатомная физика ведет вас к изучению материи и антиматерии в масштабах космоса. Космология, это та ветвь метафизики, которая рассматривает характер вселенной как упорядоченную систему. Лежащее в основе единство всех вещей и всезнание дает вам полный круг и доказывает верность древнего оккультного высказывания: "Что вверху, то и внизу".
Природа ума.
Основная предпосылка современной психологии заключается в том, что каждому ментальному изменению, каждой мысли, желанию или ощущению соответствует определенная деятельность мозга или изменение в нем. В настоящее время признано, что и обратное утверждение верно: каждому физиологическому изменению и активности в мозге соответствует изменение в ментальной деятельности; все, что происходит внутри мозга, тем или иным образом воздействует на наше ментальное состояние.
Большинство этих ментальных изменений происходит незаметно, лишь очень сильные изменения сознательно оцениваются. Образ мысли, возникающей в уме, - это, конечно, всего лишь модель, и она не должна восприниматься буквально. Тем не менее, она является руководящей и полезной моделью, и есть подтверждение, что аналогичный процесс может происходить в мозге. Некоторые различные направления исследований показывают, что нужна 1/10 секунды для того, чтобы мозг прогенерировал сознательный опыт.
Источник мысли.
Любая мысль возникает в глубине ума как неясный импульс и по мере продвижения к поверхности он приобретает структуру. Структура мысли определяет ее значение, которое отделяет одну мысль от другой. В момент своего зарождения все мысли не имеют качества и неотличимы одна от другой, но как только они достигают сознания, каждая из них становится специфичной и дифференцированной от всех других возможных мыслей. Достигая высоких уровней сознания обычного мышления, каждая мысль становится единственным, четко определенным ощущением. Если бы пустить время вспять и проследить путь отдельного ментального переживания обратно через ранние стадии его развития, мы бы столкнулись с более мягкими уровнями ментальной деятельности. В конце концов, мы добрались бы то той точки, где мысль только начинает генерироваться, то есть до нулевой отметки ментальной активности, состояния невибрирующего сознания.
Это состояние ментального покоя можно рассматривать как полное сознание, или истинное "Я".
Любая ментальная деятельность, благодаря своей деятельности, является изменением определенного рода. Все мысли имеют определенное значение, они с чем-то связаны. Эта направленность мышления рассматривается как проявление "разума" -- то, что отдает приказ и направление к изменению. Он видит созидание и разум (в его понимании слов) в каждой мысли и на любом ее уровне. Следовательно, он доказывает, что источник, из которого возникают все мысли, должен быть полем чистого созидания и чистого разума, то есть чистым и творящим разумом.
Важно для себя прояснить разницу между "источником мысли" и "причиной мысли". Любая мысль, возникающая из глубин разума, как едва уловимый ментальный импульс и растет, пока не достигает сознания. Это справедливо для всех мыслей, независимо от того, что они значат. Это фундаментальный механизм всей ментальной деятельности, который непрерывно продолжается от рождения до смерти.
То, что заставляет мысль приобретать свое особое значение -- совсем иное явление. Все мы знаем, как какое-либо событие извне заставляет нас думать о совершенно другом. Когда мы спрашиваем себя, что вызывает мысль, мы имеем в виду какие предшествующие мысли или события дали толчок именно этой мысли. Мы могли бы сказать, что источник связан с некой средой, в которой ментальная деятельность структурируется, в то время как причина определяет особенную форму, которую принимает эта структура. Но источник, из которого они исходят, всегда один.
Идея, что ум должен контролироваться, прежде чем он придет в состояние покоя -- это всегда результат неправильного понимания функций ума. Многие замечают, как их разум бродит от одной мысли к другой, никогда не останавливается на чем-то одном, не говоря уже о полном безмолвии при постоянно меняющейся панораме мыслей и образов. И человек полагает, что это свойственно уму -- переходить от одной мысли к другой. Исходя из этой ложной предпосылки, человек приходит к убеждению, что если ум должен успокоиться, то его следует контролировать: ему необходимо запретить следовать своему естественному свойству.
В результате развивается огромное количество техник и все они стремятся контролировать ум. Некоторые из них пытаются удержать внимание на одной мысли, в то время как другие пытаются держать ум свободным ото всех мыслей. Но все они неизменно утверждают, что дисциплина и усилие -- самые важные факторы для достижения цели. Особенно приятная мысль или образ, на которой сосредоточен ум, очень быстро утомится ею, и он начнет блуждать в поисках еще более приятного ощущения. Становится очевидным, что суровая умственная дисциплина и контроль необходимы, чтобы удержать ум на избранной теме. Но как только человек попытается это сделать, то сразу же обнаруживается, что на самом деле это очень тяжело. Ощущение подтверждает аргументы и в основе техники подозревается фундаментальный изъян. То, что основной природой ума является его свойство блуждать и является этой неверной предпосылкой.
Главная сущность его не просто блуждать, а устремляться к источнику более полного удовлетворения. Когда мир вокруг меняется или когда мы утомлены, внимание перемещается в поисках полного удовлетворения. Это происходит лишь потому, что нет ничего во внешнем мире, что дало бы постоянное удовлетворение и поэтому ум находится постоянно в движении, Так значительно проще и быстрее осознать, в чем источник удовлетворения, скрытый где-то внутри, и дать возможность уму успокоиться без принуждения и контроля.
Но пока есть хоть малейший контроль и усилие, ментальная деятельность будет продолжаться и полное ментальное успокоение невозможно. Это все равно, что пытаться тянуть себя за шнурки ботинок: чем больше прикладывается сил, тем туже они затягиваются. И если человеку удается путем огромных усилий добиться чего-либо, так это от мысли о том, что ум успокоился.
Некоторые люди обладают даром тотчас же погружаться в состояние глубокой медитации, часто без предварительных знаний о ней. В таких случаях человек полагает, что этот опыт приходит во время расслабления и не делает ничего особенного, позволяя уму блуждать в соответствии с его природой.