Аджанта – святая святых искусства Древней Индии. Когда-то эти пещеры, выдолбленные в вулканическом утесе подковообразной формы, служили убежищем для более чем двух сотен буддистских монахов. А теперь они – убежище для останков того, что не пощадило время, -- потрясающего искусства живописи середины первого тысячелетия н.э. Каким удивительно изящным было искусство в эпоху династии Гуптов можно только представлять себе, рассматривая в полутьме с помощью фонарика уцелевшие фрагменты настенной росписи.
Все пещеры Аджанты украшены резьбой, скульптурами и росписями. Особенно ценны ее фрески, полностью покрывающие стены, потолки и колонны. Только в одном из подземных залов живопись занимает более 1000 м2!
Первый исследователь.
Индийские власти не торопились с изучением этого сокровища. За следующие 25 лет пещеры привлекли внимание лишь нескольких ученых да немногих групп туристов.
Первым исследователем храмов Аджанты стал английский археолог Джеймс Фергюссон. В 1843 году, потрясённый увиденным, он представил в Королевское Азиатское общество научный отчет с описанием пещер: 24 из них оказались монастырями, а 5 — храмами.
Какой неимоверный труд и какое мастерство потребовались для сооружения грандиозного комплекса в твердейшем базальте! Ученый считал, что на его создание ушло больше сил, чем на возведение пирамиды Хеопса. Великолепные росписи сохранились в 16 пещерах из 29. Но бесценный памятник разрушался под воздействием климата и по вине многочисленных «любителей» старины — и Фергюссон забил тревогу.
После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследования и зарисовки росписей.
«Все великое и малое здесь начертано».
«В этом монастыре есть большой храм, в котором находится каменное изображение Будды. На стенах нарисованы события из жизни Будды от просветления до его конечного ухода; все великое и малое здесь начертано», — писал китайский паломник-буддист Сюань Цзан, посетивший Аджанту в VII веке.
В её настенной живописи перемешались образы реальной и легендарной истории. Картины из жизни великого учителя Будды соседствуют с сюжетами из джатак — историй о его прошлых воплощениях, — c эпизодами из повседневной жизни, что протекала во дворцах и хижинах, в городах, селах, а также со сценками веселых празднеств.