Марш миллионов и противостояние на Болотной площади (окончание).
Борьба завершилась, когда кто-то в центре крикнул – Разойдитесь, человеку плохо! На 5 – 10 секунд все замерли, затем и наши и ОМОНовские линии разошлись. Я видел отпрыгивающих назад ОМОНовцев (у них есть специальное движение на этот случай). Пострадавшего я не видел, через некоторое время противостояние возобновилось, но ненадолго и не столь интенсивно.
Следующую попытку прорыва ОМОН предпринял на нашем правом фланге (на фотке слева вдоль ограды парка, которую не видно, но видно деревья слева – аллею парка). 19:30 – ОМОН предпринял ложную атаку в центре, а когда все в первой линии закричали «Цепь! Цепь! Держим цепь!», другие ОМОНовцы попытались оттеснить наш правый фланг от ограды парка.
Это им удалось, на секунды тротуар у ограды почти опустел. Я старался освободиться от соседей, т.к. мы держались сцепившись локтями. В это время я оказался уже в 3-ей линии и мог покинуть строй без ущерба, но меня инстинктивно не отпускали.
Весь эпизод занял 1 – 2 секунды, его только описывать долго. Увидев брешь справа, я попытался освободить руку. Сосед обернулся, я крикнул ему «Сзади!» или что-то подобное, он отреагировал и отпустил. Двумя прыжками я вскочил на поребрик тротуара одной ногой в неустойчивом равновесии.
Здесь ОМОНовцы, видимо, попытались утащить кого-то, т.е. перед этим обе стороны тянули на себя и разошлись, поэтому и возникла брешь. С их стороны двигался высокий ОМОНовец с занесенной дубинкой и рядом ещё один пониже, который мешал ему ударить меня. Против них стоял тощий парень в тёмной толстовке с натянутым капюшоном, и рядом подходил еще кто-то. Меня ударить ОМОНовец не мог, а до парня – не достал – дубинка опустилась в пустоту.
Если бы с этого ОМОНовца снять снаряжение, он бы оказался ненамного больше своего противника, шлем делает человека выше, а бронежилет плотнее. Передо мной стояли два русских парня, что они не поделили здесь, на Болотной площади? Почему они стоят друг против друга? Нет! Ни я, ни кто-то другой, ни президент или Лидер оппозиции и т.п. -- не может решить их проблем. Это только их задача, надеюсь в будущем они встретятся мирно и не за колючей проволокой тюрьмы.
Доля секунды и мы с соседним ОМОНовцем столкнулись, я слетел назад с тротуара, а он остановился. Но меня тут же закинули обратно, как мячик. Подкрепление с нашей стороны подоспело быстрее и этот мгновенный эпизод, в котором я единственный раз целенаправленно столкнулся со стражами порядка, завершился благополучно. Когда наша цепь выровнялась, я оказался в тылу и отошел покурить, т.к. намечалась передышка.
Примерно в 19:50, осматриваясь по сторонам, я увидел, как ОМОН зачищает Лужков мост прямо за нами. Они прошли через парк, саму Болотную площадь – это для нас там стояли заграждения, для них они же служили проходом. В это же время они окружили нас с тыла через тот же проход. Наши лидеры отдали распоряжения и позади встала вторая стенка против них. Теперь мы, от 3 000 до 10 000 человек стояли на площади в полном окружении (плотной толпе людей не сосчитать). Из новых цепей ОМОН поначалу вытащил нескольких человек, затем положение стабилизировалось. (Мы упорно стояли, как декабристы на Сенатской площади – а то уже сравнивают 6 мая с Кровавым воскресеньем, дань моде).
Действия ОМОНа активизировались у всех выходов с Болотной и с Кадашевской набережной канала. Подробностей оттуда я пока не знаю, но, вероятно, в районе активно действовало более полка ОМОНа (против нас было не менее батальона только с одной стороны – на проезжей части Болотной набережной в ряд помещается на шествии, т.е. свободно (!!) до 40 человек, а в стенке, да ещё стоящей наискось – более 50, плюс не менее 20 человек на тротуарах, да умножить на три линии ОМОНа – получается в их стенке было никак не меньше 200 человек, да ещё выстраивались позади!). Т.е сейчас против нас только на участке нашего угла Болотной активно действовало до 500 бойцов, а мы стояли! На моих последних фотках будет видно также и их число в пассивных оцеплениях, которые просто стояли всё это время.
Мы оказались в кольце, да ещё все мосты были блокированы (а Болотная – остров), и ОМОН, понятно, готовил следующую каверзу. И тут кто-то пошутил – «Не переживайте, Запад нам поможет», - сейчас шутка кажется плоской и неясной, но там мы смеялись на всю Болотную, вызвав у противника недоумение и замешательство.
20:00 я всё ещё стоял на правом фланге у тротуара. Здесь, как и раньше, мне приходилось объяснять людям, что ОМОНовцев бить нельзя – молодецки врезать по шлему может человек тренированный, и тренирующий удары специальными упражнениями и т.п. Некоторые даже удивляются, что за удар ОМОНовца, бьющего нас дубинкой, дают тот же срок, как и за сопротивление власти (3 года!).
Тут же произошел другой казус – я стоял на краю тротуара – выше, чем мои соседи на проезжей части и для создания цепи один из них буквально повис на моем плече, цепляясь _поднятой_ рукой. Пришлось объяснять, что в такой позе, если ОМОНовцы его потащат, а мы станем держать, возможен перелом ключицы и ничего более. Так же и сцепляясь локтями в цепь, люди не думают о том, что противник стараясь её разорвать, будет наваливаться всем весом именно на сцепленные локти _сверху_ (а не спереди), специально ломая руки(!!), и их будет не освободить, да ещё некоторые умудрялись засунуть для надежности сцепленные руки в карманы. У спецподразделений есть и другие приемы против стенки, например – синхронный удар плечом – когда по команде вся первая линия бьет плечом противника в грудь и т.п. Их не использовали, возможно, только потому, что некоторые в нашей первой линии были равны им.
В 20:10 ОМОН совершил на нашем участке свою последнюю и самую мерзкую провокацию. На бордюре ограды (на возвышении) у нас стояли корреспонденты, женщины в юбках – в давке в юбках опасно, и т.п. Прячась за юбками ОМОНовцы доходили до жёлтых биотуалетов и незаметно для нас накапливались за ними. В 20:10 эта сортирная рота (не менее 40 человек) вышла прямо нам в центр расположения (наглядный пример того, как жулики проникли в кремль).
Если бы у нас было централизованное руководство, мы могли либо выдавить их из нашего строя, либо организованно переместиться на другое место, и т.п. приемов много и людей было достаточно. Но, к сожалению, командиров у нас не было, силовое противостояние не было ни нашей инициативой, ни целью акции, ни нашей личной целью. К тому же практически все мы не были членами каких бы то ни было политических группировок (разумеется если говорить о серьёзных политических группах), т.е. до этого момента мы вообще не были организованы и ничего друг о друге не знали!
В течение следующих 10 минут наш прямоугольник распался сам собой на отдельные фрагменты по углам. Вероятно одна группа оказалась в «кармане» у канала – он будет виден на следующих фотках. Другие перегруппировывалась у ограды набережной для продолжения схватки. У ограды парка, как я уже говорил были женщины, пожилые, корреспонденты. Я оказался в одной из этих групп, к тому же меня вжали (хвостами) в бордюр ограды, который был здесь выше колена, так, что я не мог ни сесть, ни встать пару минут, т.е. не смог выйти в первую, или какую-то другую линию при ее формировании.
У нашей группы не было никаких шансов на продолжение сопротивления т.к. не осталось сильных мужчин для первой линии, и число людей оказалось слишком малым (впрочем по этой же причине ОМОН нас просто игнорировал). Впереди оказались как раз дедушки-коммунисты. С тротуара они не сходили, но когда ОМОНовцы несли свою жертву неправильно, они закричали – Не хватай за волосы человека! И т.п. А когда ОМОН обошелся с человеком жестоко, один из них первым бросился вперед! Возможно звёздный час коммунизма уже прошел, но и сейчас лозунг – Коммунисты, вперед! - оказался актуален. Такова наша последняя вылазка.
Мимо нас уносили людей в автозаки, провели и травмированного ОМОНовца. Крови и других следов не было видно, но с него уже сняли всё снаряжение, вероятно когда оказывали первую помощь, и было заметно, что движется он неуверенно. Вероятность травм возрастает при перестроениях групп.
Я интуитивно следил за общим движением и сразу его уловил – движение на набережной только казалось хаотическим, в действительности люди группами и поодиночке двигались обратно к малому Каменному мосту. А я ждал, вольется ли в него большое число людей, чтобы не упустить момент для безопасного отхода. У меня всё ещё был выбор, возможность переместиться к другой группе, но здесь мне нужно было подать окружающим меня людям пример / сигнал к отходу. Не следует уходить в первых рядах, но нужно так влиться в движение, чтобы самые слабые из нас не отстали от основной массы идущих и не стали жертвами случайных потасовок провоцируемых ОМОНом и ВВ.
Когда я убедился в устойчивом движении людей, вышел из толпы и взглядом показал, что можно уходить, или что я ухожу. Каждый должен был сам выбирать -- идти сейчас или оставаться на месте – я ведь тоже не знал, выпустят ли нас без схватки на мосту.
Мы поднялись на площадь перед к/т Ударник. Здесь нас ждал «почетный» караул ОМОНа – всё тот же батальон оцепления, простоявший тут уже 5 часов. (Возможно они сменялись.) И почти три часа эти защитники народа спокойно смотрели, как их товарищи ни за что ни про что мутузят оный народ! На площади валялись газеты, листовки, бутылки из под напитков, разбитые очки, бутылки и т.п. См. фото ниже.
Мы уходим, площадь после схватки и наш «почетный караул», ОМОНовцы стоят в 2, а где и в 3 шеренги, тут их сотни.
Я не ошибся в ожиданиях, командир ОМОНа обогнал меня, выбегая на видное от моста место, и скомандовал в мегафон (или по рации, но ясно слышно) – Освободите проходы для людей уходящих с площади!
Для выхода на мост освобождены проходы с обоих сторон, видны сотни людей выходящих после длительного противостояния на той стороне. Надпись на белом плакате с той стороны канала – Петербург против Путина. Выше плаката здание в зеленоватых лесах – Ростелеком. ОМОНовец с нашей стороны в центре, вероятно, тот самый, с которым я провел более получаса в начале стычки сопровождая клювы.
Продолжение оцепления на мосту. Видны автобусы у к/т Ударник – это автозаки.
На мосту в оцеплении еще не менее сотни ОМОНовцев (эти фотки с одного места в разные стороны моста).
А за мостом (в глубине на следующей фотке – здание с зелёной крышей, на них одно и то же) рядами стоят внутренние войска. Вероятно, именно эти люди полтора часа назад избивали и арестовывали женщин, убегавших здесь во время первой провокации ОМОНа (тогда я ещё этого не знал). А теперь они только шипят «враги», «вы воюете с Россией», когда мы устало выходим с Болотной с белыми лентами и приопущенными флагами. Да! Мы не оставили свою честь на болоте, мы его сушим. И наш лозунг известен – Мы придем ещё! (На фотках с общим видом видны красные пятна флагов у выходящих с Кадышевской набережной).
А схватка продолжается на противоположном берегу канала у конца здания Ростелекома. ОМОН наступает туда с нашей стороны, глазами это видно, но фото не воспроизводит. Линия противостояния в конце тени от здания (посередине на фотке, там изменяется плотность людей, т.к. с той стороны, вероятно, также выстроены линии).
И продолжается на Болотной – оттуда ушли не все. Выступ в центре заполнен людьми, в этом «кармане» они (до 2 000 человек?) простоят ещё не менее часа, (см. фотку ниже), выступ с людьми на набережной левее катера. А выше жёлтое пятно – опрокинутые биотуалеты. Там мы стояли с 18 до 20:15 часов вечера, а власти как всегда лгут, что они нас разогнали. Ага, если бы не разгоняли, то мы бы ушли на час раньше – после официального окончания в 19:00!!
По Большой Полянке я шёл прихрамывая – в давке, естественно, сдавили самое широкое место, у нас, офисных хомячков это не плечи, а таз. Ноги прошли быстро, а вот напряжённые дыхательные мышцы ныли ещё три дня.
На ходу мы обменивались в т.ч. информацией о предстоящем завтра (7.05) акции Белый город, репортаж с которой я уже сделал.
В кратком изложении я упустил многое – как ОМОНовцы, опустив дубинки к земле, бьют по ногам убегающих женщин, стремясь сбить их с ног, как они сначала изорвали на ком-то одежду, а затем и совсем её сорвали, пытаясь вытащить человека из строя и т.п. и т.д. Моя цель не описание жестокостей, а показать взаимодействие людей, сопротивление. И всё же, не забывайте, наши защитнички народа на своих тренировках отрабатывают такие вот приёмы, как этот удар в нескольких сантиметрах над землей веером. При этом люди спотыкаются о дубинки и падая получают травмы падения, а доблестные ОМОНовцы женщин и детей прилюдно не бьют.
Более подробное описание этой части событий я планирую завершить в конце следующей недели. Если потребуется, то и со схемами линий или передвижения подразделений и дополнительными фотографиями взятыми из сети. У меня большая часть фоток просто не вышла, т.к. не было возможности стоять спокойно, а сотик у меня тормозной и все получилось смазано.
Похожая фотосессия с этого же участка противостояния есть здесь -
http://www.freetowns.ru/ru/news/struggl … on_marsh_3
и там она не одна. Следует учитывать, что многие фотки в сессиях оказались «не на своем месте» - перемешаны по времени съёмки. Фото первых событий оказываются в середине и в конце сессий и т.п. Вероятно они смешались при загрузке в интернет, но возможно и по другим причинам.
6.05.2012 Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Элличка.