История загадочной страны, в которую могли проникнуть только «те, чьи помыслы безупречно чисты», и тайна её местонахождения до сих пор будоражит воображение и манит исследователей. Упоминание о Шамбале, святой земле высочайшей мудрости и блаженного счастья, можно встретить в научных трудах востоковедов и в дневниках путешественников по азиатским просторам, в теософских трудах и в древних буддийских книгах Тибета. О Шамбале спорят мистики, много пишут последователи Н. Рериха, говорят известные религиозные деятели. В очерке «Шамбала Сияющая» в поэтической форме изложены основные сведения о Шамбале известные Н. Рериху: «Когда Вы читаете много книг о Шамбале, частично переведённых на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что всё может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на этой самой земле и в этом воплощении».
Древние мудрецы говорили, что поиски сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Буддисты говорят, что Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека. Считается, что Шамбала – единственная из Чистых стран, которая доступна для посещения, это не запретная страна, но попасть в неё могут лишь те, кого позвали. Она может восприниматься и современными людьми, готовыми для восприятия. Этому способствует медитация в пустынной местности в уединении, которое с древних времен является необходимой частью мистического обучения, посещение буддийских святынь и изучение калачакры-тантры. Без глубокого знания калачакры-тантры попасть в Шамбалу невозможно.
Как получить ответы, чтобы найти дорогу в Шамбалу, и где её искать – в Тибете, в Гоби, на горах или в пустыне? Отвечают: «Путь Шамбалы укажет Вам дорогу, когда начнете искать, двери откроются». Ещё ламы говорят: «Мы не считаем возможным дискутировать на темы наших убеждений. Если вы хотите, чтобы Шамбала была, мы это подтвердим. Если хотите, чтобы её не было, мы подтвердим это также. Ваши убеждения – это ваши убеждения, мы согласимся с ними в любой трактовке. Но если вы изучаете нашу историю, обучаетесь в нашем учебном заведении, будьте любезны, принимать то, что говорим мы. Либо прекратите процесс обучения в нашей школе».
Наиболее удачное определение Шамбалы, на мой взгляд, приводится в книге А.И. Клизовского: «Шамбала – самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность».
Следующая цитата взята из энциклопедии мистических терминов: «Шамбала – мифическая страна, впервые описанная в «Калачакра-тантре»; находится севернее реки Сита в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. Шамбалой управляют цари-жрецы; она является центром мистического учения Калачакры и, возможно, тайным центром всего мира. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала – своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества».
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дает следующее определение: «Шамбала – место, расположенное где-то на этой планете, она также – место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира». В другой беседе Далай-лама XIV о Шамбале упомянул следующими словами: «Недаром считается, что в горной местности – не обязательно в Гималаях – расположена обитель Шамбалы. Не исключено, что Шамбала находится на территории вашей страны (России), сказал однажды в беседе со мной Его Святейшество Далай-лама XIV. Так как карта была под рукой, добавил: «Где-то здесь». То ли случайно. То ли преднамеренно он указал на район Саянских гор».
В буддийской иконографии широко распространены изображения Калакинов -- правителей Шамбалы. Подобные танки имеются в музеях Китая, Монголии, Бурятии (датируются XVIII-XX вв).
Из интервью Далай-ламы XIV в Бодхгайе в 1985 г.: «Мне кажется, что мандала Калачакры каким-то образом связана с образом царства, общества или сообщества. И хотя никто не знает, где находится Шамбала, это место, по-видимому, всё же существует. Несмотря на то, что обычные люди не могут его видеть или каким-то образом с ним общаться, через некоторое время мы, возможно, узнаем, как этого достичь. Согласно священным текстам, царство Шамбалы в конечном итоге само установит контакт с нашим миром. В двух словах, мандала Калачакры не похожа на все остальные мандалы. Другие тантрические практики предназначены для отдельной личности. Однако калачакра, по всей видимости, связана с идеей общества, общества в его глобальной целостности. Возможно, именно поэтому, когда лама дает посвящение Калачакры, многие ограничения снимаются. Польза от этого заключается в следующем: даже если некоторые из последователей и не обладают должной подготовкой, всё равно каким-то образом с Шамбалой устанавливается связь – через тех, кто получил это посвящение. Впоследствии, когда Шамбала войдет в контакт с земным сообществом, это может дать положительный результат. Однако я и сам не совсем ясно понимаю этот момент. Это всего лишь моё личное мнение…
Те, для кого уже открыты двери Шамбалы, действительно могут оказаться там благодаря кармической связи с этим местом, но должны хорошо понимать, что Шамбала не является географическим образованием, которое мы сможем найти с помощью указателей. Можно лишь сказать, что это чистая страна в человеческом мире, и пока нет духовной заслуги и действительной кармической связи, невозможно там оказаться».
Как утверждает панчен-лама VI в своем «Пути в Шамбалу», «легендарная страна Шамбала является в действительности тремя совершенно разными вещами: йогическим символом состояния достижения калачакры, чистой землей и реальным физическим местом.
Именно роль Шамбалы как чистой земли в наибольшей мере покорила сердца жителей Центральной Азии. В сознании и опытнейших йогов, и простых пастухов Шамбала остается превосходнейшим местом, где люди с чистым сердцем и положительной кармой могут родиться снова в счастье и просветлении…
Таким образом, на одном уровне Шамбала является (или являлась) обычной страной, населенной людьми; но на другом уровне – это чистая земля, занимающая тоже пространство, что и мирская Шамбала, но существующая на совершенно другой эфирной частоте. С обитателями этого измерения могут вступить в контакт приверженцы чистой кармы из этого мира, а с созданием соответствующих условий мистические герои Шамбалы появятся и помогут одолеть силы зла».
Археолог и видный востоковед А. Стейн: «В представлении тибетцев Шамбала – прибежище богов и просветлённых – некого разряда суперлюдей, наделенных особыми знаниями, и более всего в магии. Эта идея, по-видимому, послужила причиной появления оккультной традиции и популярного представления европейцев о Тибете, как о месте обитания бессмертных мудрецов, хранящих главные тайны мира».
Американский практик Калачакры и переводчик трудов Далай-ламы XIV Александр Берзин посвятил проблеме Шамбалы специальную статью «Ошибочные зарубежные мифы о Шамбале». О местоположении Шамбалы он пишет: «Хотя такое место в мире, которое представляет Шамбалу, и может существовать, оно не является реальной землей из некого мифа. Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире. Тем не менее, она является миром человеческим, в котором всё благоприятно для духовной практики, а в особенности для Калачакры. Мастера медитации написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторить миллионы мантр и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, – прежде всего духовное путешествие.
В первой главе калачакры представлены расчёты длины кратчайшего дня зимы в шести регионах. Базируясь на них, Шамбала может быть идентифицирована с регионом, окружающим гору Кайлас – гору в Юго-Западном Тибете, священную как для индусов, так и для буддистов. Это имеет смысл, поскольку, по тибетской этимологии, Шамбала означает местопребывание блаженства, синоним как для индуистского бога Шивы, так для образа Будды Херуки. В индуизме гора Кайлас рассматривается как резиденция Шивы, а в буддизме – как главная резиденция Херуки».
Интересно привести перечень эпитетов, которыми в различных письменных источниках награждается Шамбала: это и «Страна бессмертных», «Царство магов», «Страна Великих Мастеров», «Потаённый центр мира», «Оазис космической культуры», «Наследие исчезнувшей цивилизации», «Шарнир времени», «Страна Великого Белого Братства», «Обитель света – затерянный рай на земле», «Мир гармонии и совершенства, где все человеческие мечты становятся явью», «Запрещенная территория в центре Гоби», «Хорошо организованная община мудрецов в сердце Азии».
Большинство ведущих учёных-востоковедов в настоящее время склонны отождествить земную Шамбалу с внутренней страной Шангшунга – Олмолунгрингом в Западном Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайласа и озера Манасаровар. Другой версии придерживаются последователи теософского движения: существует множество повторяющихся свидетельств в различных письменных источниках о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако по-прежнему остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных учёных и писателей XIX–XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым островом, Шамбалой или Агарти.
Среди известных людей, разделяющих это утверждение, такие имена, как: основательница теософского общества Е. Блаватская, теософы Р. Штайнер и А. Безант, писатель Ф. Оссендовский, путешественники Н. Рерих, махатма Кут-Хуми, американский ясновидящий Эдгар Кейси, германские учёные Эскард и К. Хаусхофер (общество Туле). Вопрос о первоисточниках, на знание которых опирались эти авторы, остается неразрешимой загадкой для современных исследователей и не подтверждается научными исследованиями. Третье распространённое утверждение: Шамбала недоступна в физическом мире, её местонахождение в тонком мире непрерывно меняется и зависит от духовных поисков человека. Для тех, кто желает добра – это райское место, для тех, кто стремится к власти – это средоточие тёмных сил. Гималайские йоги и тибетские учителя бона, хорошо знакомые с географией и Традицией Тибета, единодушно заявляют, что никакой земной Шамбалы больше нет, она исчезла и переместилась на небо, но существует тайное место, где она располагалась раньше. Эта местность была всегда известной среди посвященных лам.
Гардже Кхантрул Ринпоче посвятил Шамбале небольшую специальную работу «География и история Шамбалы». Он пишет: «Учение калачакра остается без повреждений в стране Шамбала со времени, когда оно было дано Буддой и до сих пор. Даже в будущем оно будет очень процветать. То, каким образом эта страна стала известна как Шамбала, заключается в следующем. Там жил член клана Шакьев по имени Шамбала, который контролировал этот регион и поэтому, страна получила его имя. Слово Шамбала по-тибетски означает «[То что] держалось Источником Счастья». «Источник Счастья» есть другое имя Шивы и, таким образом, Шамбала – «Страна [которая] держалась Шивой».
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» упоминается «деревня Шамбала, прекрасная обитель браминов», где согласно пророчеству появится дважды рожденный по имени Калика. Известные тибетологи считают, что под Шамбалой подразумевается какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии. Среди этих учёных такие авторитетные имена, как Ю.Н. Рерих (Шамбала, это – Шанг-Шунг-ги-юл, в Западном Тибете), итальянский профессор тибетолог Дж. Туччи (Шамбала расположена близ реки Сита). По версии Дж. Туччи – это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан, в Китайском Туркестане, по версии Б. Кузнецова – р. Сита, это река Брахмапутра, по версии американца Эдвина Бернбаума автора книги «Путь к Шамбале» под рекой Сита может подразумеваться Амударья или Сырдарья. В конце этого текста – обоснование, что река Сита, вероятнее всего индо-тибетская река Сатледж. А. Стейн (Шамбала – это страна Олмолунгринг, вблизи горы Кайласа, в Западном Тибете (Шангшунг). Старший брат Далай-ламы XIV Д. Норбу также полагает, что Шамбалой в древности была страна Шангшунг.
Н. Рерих в очерке «Шамбала сияющая» сообщает о «Том Месте, которое находится к северу от Кайласа…», по его мнению, там находится Шамбала. Шестой панчен-лама говорит: «К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбала, с драгоценным камнем – городом Калапой – в центре». У хотонов (мусульман-туркенстанцев), проживающих на северо-западе Монголии в Кобдском округе по поверью душа покойного отправлялась в радостную область Шамбалу, лежащую на дальнем западе. Подобные представления о местонахождении на западе «земли обетованной», где спасаются святые и перерождаются праведники широко распространены и в Китае. Во многих описаниях Шамбалы подчеркивается местоположение Шамбалы среди чрезвычайно высоких гор, севернее Индии, соответственно западнее Монголии и Китая. В буддийских тантрических текстах в перечне соседних мест силы рядом с Шамбалой часто упоминается страна богов – Уддияна, священные гималайские вершины Шамбу и гора Кайлас, т.е. область совпадающая с территорией современного Западного Тибета или близкая к ней.
В исторических тибетских летописях есть упоминания о стране Шамбала, расположенной севернее Индии: «дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырёх месяцев пути» от среднего течения Ганга. По современным меркам за четыре месяца пути можно легко от Ганга дойти до полярных областей в России, но в древности путь был значительно труднее, и путешественники могли реально пройти только значительно меньшие расстояние (12–18 км в день по горным тропам), север был для них практически недосягаемой землей. Всего вероятнее, эта трудная дорога в четыре месяца требовалась, чтобы перевалить через Гималайский хребет и дойти до Западного Тибета, в лучшем случае добраться до Уддияны в Пакистане. Или, что вероятнее всего, включала в себя также время отдыха и остановки для поклонения буддийским святыням по дороге.
В своих работах Ю.Н. Рерих подчеркивает, что Шамбала реально существовала: «Вообще, поиск дороги в Шамбалу и духовное общение с её владыкой были всегда предметом особого почитания и рвения в среде тибетских аскетов и святых. Множество устных преданий и легенд накопилось в течение столетий вокруг этой проблемы, скрывая за собой её истинное значение». Ю.Н. Рерих неоднократно в своих работах возвращался к проблеме Шамбалы. Подробное описание тибетских источников по этому вопросу приводится в работе Ю.Н. Рериха «К изучению Калачакры». На тибетском языке насчитывается несколько тысяч текстов по калачакре, большинство из которых до сих пор не переведено на европейские языки.
Американский исследователь мифа о Шамбале Э. Бернбаум в книге «Путь в Шамбалу» даёт следующее описание: «Обитатели царства живут в мире и гармонии, свободные от голода и болезней. Их никогда не постигает неурожай, и их пища является здоровой и питательной. Все они здоровые, красивые и носят тюрбаны и изящные мантии из белой ткани. Говорят они на священном языке санскрите. Каждый обладает большими богатствами в виде золота и драгоценных камней, но они не нужны им. Законы Шамбалы мягкие и справедливые – физических наказаний в виде побоев или заключения нет. Согласно ламе Гардже Кхамтрул Ринпоче «в этой стране нет даже признаков недобродетели или зла. Слова «война» и «вражда» неизвестны. Счастье и радость там могут соперничать с теми, какими обладают боги.
В книге гималайского мудреца Шри Свами Рами, выросшего в Гималаях и определенно знающего о Шамбале не по пересказам. говорится: «Многие иностранцы отправляются в Гималаи на поиски Шамбалы, но эта страна, на самом деле не существует. Миф о Шамбале основан на существовании двух древних горных монастырей, затерянных в Гималаях. Эти монастыри, устроенные в пещерах, упоминаются в наших традиционных священных текстах и используются с очень давних пор для медитаций и духовной аскезы. Один из них расположен на горе Кинчанчанга на высоте 14000 футов, а другой, в котором я жил, находится в глубине Гималаев на границе Тибета и Гархвала. В этом пещерном монастыре может с удобством разместиться большое количество практикующих. Он расположен на высоте 11 000–12 000 футов над уровнем моря. Очень немногие были в этом месте. Монастырь всё ещё существует, и в нём хранится много манускриптов, написанных на санскрите, тибетском языке и Садхья Баша». Садхья Баша – это «птичий язык», язык Богов…
Хотя многие тибетцы считают Шамбалу небесами, где живут боги, большинство лам считают её чистой землей, особым раем, предназначенным для тех, кто находится на пути в нирвану. Согласно текстам это царство обеспечивает такие условия, в которых можно сделать наиболее возможным прогресс на пути к просветлению. Всякий, кто достигнет Шамбалы или родится там, уже не может упасть в более низкое состояние существования и достигнет нирваны либо в этой жизни, либо очень скоро после неё. Ламы добавляют, что Шамбала – единственная из чистых земель, которая существует на земле».
У китайцев существуют легенды о Бессмертных, местонахождение которых с расширением географических представлений всё дальше перемещалось на запад. Китайский мудрец Лао Цзы, основатель даосизма в конце своей жизни отправился в горы Куньлунь, где, как считалось, находился китайский рай. Долина Бессмертных, имеющая схожие черты с Шамбалой, по легендам находилась на восточном краю гор Куньлуня.
Современная танка Шамбалы. Китай.
Представления людей о скрытых горами чудодейственных долинах широко распространены среди народов, проживающих в горах. По многолетним наблюдениям жителей особые свойства местности в такой долине укрепляли здоровье, продлевали жизнь и способствовали успехам в медитации. Некоторые из подобных мифов распространились по всему миру, как, например, легенда о таинственной тибетской долине Шангри-ла, скрытой неприступными горами Гималаев и Куньлуня от глаз людей, в священной долине, где люди живут, не зная болезней и не старясь, многие десятилетия. Особые свойства подобных горных долин могут объясняться, в частности, регулярным употреблением местными жителями воды, из уникальных по своим свойствам бьющих там источников, которые были известны под названием «воды долголетия» или «источники, которые дают долгую жизнь».
Есть такая «Северная Шамбала» и в Восточном Саяне – чудодейственная долина ста источников на Шумаке. Сила лечебных вод шумакских аршанов столь велика и разнообразна, что даже безнадежно больные получают здесь шанс на выздоровление, незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях, уходит обратно без них. Так и закрепилось за долиной Шумака второе название – долина ста источников или источники от ста болезней.
Скрытые от людей места, изолированные от воздействия цивилизации горные долины, своеобразные природные резерваты, где сохраняется первозданная природа, обладают оздоравливающим воздействием на людей, в представлении которых подобные затерянные долины, где человек испытывает глубокое чувство умиротворенности и защищенности от бед внешнего мира, обладают свойствами райского сада, утраченного земного Эдема. На земле осталось очень немного таких затерянных территорий, где еще не ступала нога человека. Найти подобную, уединенную долину, как Шангри-ла – мечта любого путешественника и учёного. Открытие удивительных мест в труднодоступных местах на земле происходит и в наши дни.
Описание сказочных затерянных долин с пышной тропической растительностью, куда нет дорог и чрезвычайно трудно пройти через заснеженные перевалы, можно услышать в Гималаях и Куньлуне. О том что, такие долины существуют в действительности, можно прочитать у многих путешествующих по Крыше мира. В поисках Шамбалы американец Э. Бернбаум в 1976 г. отправился по следам легенды в долину Кхембалунг – скрытую долину возле горы Эверест и обнаружил там, среди вечных снегов долину с красивым лесом из сосен и рододендронов, не похожую ни на одну из виденных им ранее в Гималаях. По его словам: «Я никогда не ожидал найти место, столь совершенно соответствующее моей мечте о скрытой долине. Придя в это место, я коснулся скрытого источника внутри себя, я почувствовал, что это та скрытая долина, которую я искал». Другую долину с легендарным водопадом описывает английский исследователь Иан Бакер в своей книге «Сердце мира», совершивший в 2004 г. путешествие в неизведанное сердце самого глубокого ущелья земли и открывшего водопад, как он считает – ворота к мистическому раю – происхождение мифа Шангри-Ла.
По мнению тибетских лам, подобные долины обладают невидимой силой. Свойства местности таковы, – говорят они, что если вы будете медитировать в этом месте, то достигните нирваны в этой жизни. Особые свойства местности слабеют, если всякий может прийти сюда. Только в закрытых для посещения, священных местах сохраняется связь с ясностью ума и успехами в медитации.
Легенды о скрытых долинах относятся к тибетским преданиям о терма, или скрытых сокровищах – хранилищах духовных учений. В скрытую долину невозможно попасть раньше срока – дорогу преграждают скалы и непроходимые высокие перевалы. Когда скрытую долину в назначенное время удается открыть, она становится видима другим, и те, у кого хорошая карма, могут туда отправиться. Но если в долине будет много посетителей, особые свойства местности теряются и долина превращается в обычное место, доступное для всех желающих.
"Интересная газета".
Георгий Бореев "Пришельцы из Шамбалы".
Сергей Волков.
http://planeta.moy.su/blog/shambala_zag … 04-10-1629