Источником жизни во Вселенной является Огонь, или Всеначальная энергия Космоса – энергия самая тончайшая, самая совершенная – психическая энергия высшего качества. И эта энергия является источником жизни всех микрокосмов, слагающих Макрокосм, в том числе и микрокосма человека. В микрокосме психическая энергия дифференцируется в соответствии со степенью развития сознания, так образуются все те энергии и силы, которые присущи тому или иному человеку. Каждый индивидуальный микрокосм обладает своим неповторимым набором энергий.
Каждый микрокосм обладает тем или иным качеством психической энергии в целом. Можно выделить три вида проявления психической энергии. Один вид характерен для медиумов, второй – для людей, обладающих выраженными свойствами психизма, и третий вид проявляется у медиаторов.
Медиумы – это посредники между мирами (видимым, земным и невидимым, надземным). Энергообмен человека с пространством осуществляется через эктоплазму, которая представляет собой тончайшее вещество, подлежащее эфирному состоянию материи – нечто среднее между тонким и плотным существом человека. Эктоплазму имеют все люди, и её выделение вызывается мыслями. Все люди могут посредством эктоплазмы сообщаться с пространственными энергиями, могут создать контакт с невидимым миром и его обитателями. Иными словами, все потенциально являются медиумами.
Однако в реальной жизни такой контакт осуществляется далеко не всеми. Проще всего это могут делать люди, обладающие ярко выраженными медиумистическими способностями. Именно таких людей и принято называть медиумами. Когда в организме имеется слабая связь между физическим и тонким телом, тонкое тело может легко выделяться из физического. И особенно легко выделяются тонкие флюиды, наиболее приближенные по свойствам к физическому телу. К таким флюидам и относится эктоплазма. Именно лёгкое и часто непроизвольное выделение эктоплазмы отличает медиумов от обычных людей. И такое частое выделение не может не сказаться на всем существе человека. Так, Е. П. Блаватская пишет, что медиум – это человек, чья душа содержит в себе "высокий процент астрального света".
Психическая энергия, которая присуща всем Мирам, прежде всего сочетается с веществом эктоплазмы. «Эктоплазма есть хранилище психической энергии» (АУМ, 465). Поэтому состояние эктоплазмы зависит от состояния психической энергии, которое обуславливается качеством мыслей. Эктоплазма может быть загрязнена нечистыми мыслями и, напротив, эктоплазма может проводить самые тончайшие энергии духа. Любое психическое состояние человека, по закону созвучия, через эктоплазму вызывает магнитное привлечение к его ауре тонких сущностей различных видов и степеней, точно соответствующих природе этого состояния.
Медиумами могут быть люди с самым разным состоянием сознания, духовными накоплениями, мировоззрением и отношением к жизни. Сила медиумистического дара не зависит от духовности. Но качества психической энергии у людей настолько разнятся в зависимости от степени их духовного развития, что принято по этому признаку делить медиумов на собственно медиумов и медиаторов.
Так, людей с медиумистическими способностями и обычным уровнем сознания называют медиумами, а людей с медиумистическими способностями и высокой духовностью, тончайшие энергии сознания которых слиты в едином синтезе, называют медиаторами. Такое сочетание физического дара с высокими духовными накоплениями очень ценно для изучения тонких энергий и правильного их применения в жизни людей.
Вот что пишет Е.И. Рерих в одном из писем к Б.Н. Абрамову:
«Медиатор может достичь многих ступеней Йоги, и медиум при страстном очищении своего нравственного существа и устремлении к развитию и истинному знанию может стать медиатором. Ведь все духовные достижения разнятся именно по качеству и по степени напряжения».
Сложно определить границу между медиумом и медиатором. На границе эти состояния сливаются воедино. Но в срединном, наиболее распространенном состоянии медиумистических проявлений, медиум очень отличается от медиатора. Нельзя путать духовную чуткость человека-медиатора с бездуховностью медиума. Чем более утонченной энергетикой обладает человек, чем больше у него высоких духовных накоплений, тем меньше эктоплазмы требуется для общения с Тонким Миром. У такого человека тонкие духовные энергии привлекают по созвучию обитателей Высших сфер, и именно эти энергии участвуют в пространственном энергообмене. Так, у медиаторов эктоплазма при общении почти не выделяется, у Высоких Йогов не выделяется совсем. Поэтому как медиаторы, так и Йоги могут не обладать медиумизмом – он им просто не нужен.
При современном состоянии сознания человечества медиаторы по сравнению с медиумами составляют ничтожное меньшинство. Поэтому, как пишет Е. П. Блаватская, «в целом медиумистика крайне опасна; беспорядочные психические эксперименты могут привести в лучшем случае к непреднамеренному обману окружающих, а первой жертвой этого обмана становится сам медиум... Потоки Астрального Света часто побуждают человека к убийству, пьянству, распущенности, и, как говорит Элифас Леви, “слепые силы, пробужденные к жизни в Свете, могут увлечь за собой” недостаточно чистые души, потому что многие грехи и заблуждения оказываются перенесенными на эти световые потоки» (Е. П. Блаватская, «Черная магия в науке»). Если медиум обладает низким сознанием, он по созвучию привлекает низших сущностей астрального плана. В силу медиумистических свойств организма такой контакт бывает очень часто, и человек постепенно полностью подпадает под влияние тонкоматериальных существ низших сфер Тонкого Мира, называемых в народе «бесами». Именно низкое состояние сознания и слабая воля приводят медиума к одержанию.
«Проникновение в низшие слои Тонкого Мира есть явление, доступное как медиумам, так и животным. Ведь животные гораздо больше нашего чуют, видят и слышат… По своему строению медиум от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля медиума легко подчиняется одержателям, которыми кишат низшие слои Тонкого Мира, и, конечно, опасность в том, что медиум не сознает своего подчинения» (П1, 80).
Конечно, мало кто из людей согласится общаться с бесами и прочей нечистью. Все стремятся получить Высшее Откровение, узнать будущее и другие тайны жизни у самых мудрых «мира того», как говорится -- из «первых рук». Медиумы общаются с такими духами, но даже не подозревают, что эти духи в основном являются искусными персонификаторами. Они выдают себя за тех, с кем желает общаться медиум, лишь бы контакт состоялся. «Силы тьмы напрягают все уловки, чтобы остаться в земных сферах» (МО2, 64), - поясняет Учение. Недостаток распознавания не позволяет медиуму верно оценить качество таких контактов. По существу «медиумизм есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов» (АЙ, 228).
Существуют различные трактовки природы медиумизма. Приведем мнение Мэнли Холла, описывающего в своей работе «Оккультная анатомия человека» разницу между ясновидящим и медиумом.
Ясновидящий – это тот, кто в результате длительной духовной работы и самоусовершенствования поднял энергию Кундалини в мозг и ростом своим заслужил право зрения невидимых миров с помощью «третьего глаза». Медиумами же не становятся – ими родятся. Медиумизм – это врожденное свойство организма, но у многих он пребывает в спящем состоянии. Ясновидящий может стать таковым после долгих лет, иногда жизней, проведенных в самоподготовлении, самосовершенствовании. С другой стороны, медиум, сидя в темной комнате или при помощи схожих методов, может получить результаты через несколько дней.
Мэнли Холл объясняет природу медиумизма следующим образом:
Медиум пользуется солнечным сплетением как зеркалом, и картины, отпечатываемые в невидимых эфирах, отражаются на его чувствительных нервах. Через селезенку, которая является входом в эфирное тело, медиум позволяет развоплощенным сущностям входить в его духовное строение, и результатом этого являются голоса и другие спиритические проявления. Автоматическое письмо достигается таким образом, что эфирной руке, находящегося вовне существа, позволяют временно контролировать физическую руку медиума. Это невозможно до тех пор, пока медиум не удалит свой эфирный двойник из своей руки, потому что две вещи не могут одновременно занимать одно и то же место. Периодическое разъединение жизненных сил в физической руке очень вредно и часто заканчивается параличом.
Феномен медиумизма Мэнли Холл сравнивает со следующим явлением. Групповые духи, которые управляют судьбой животных царств, делают это при помощи картин, которые они бросают на солнечное сплетение животных, потому что животное не имеет самосознающего ума. В результате вместо того, чтобы думать при помощи собственного мозга, животное думает мозгом группового духа, к которому оно привязано невидимой магнетической нитью. Эти нити проводят свои впечатления и фотографируют их на симпатической нервной системе. Не имея собственной воли, животное не способно бороться с этими приказаниями и подчиняется им безусловно. Отсюда ясно, почему лишь полностью отключив сознательную волю, медиум может добиться наибольшего эффекта. Потому первое указание, которое дается будущему медиуму, гласит: «Изгоните все мысли из своей головы».
Открывая себя импульсам через область солнечного сплетения и выключая волю, медиум тем самым подвергает себя опасности одержания. Кроме того, медиум нередко опасен для окружающих. Так, в Гранях Агни Йоги сказано, что «медиумистические натуры часто бывают настоящими вампирами» (Г7, 460).
Медиумизм для человека ненормален, это есть возвращение в пройденные этапы развития, атавизм, доставшийся человеку от царства животных. И, напротив, ясновидение есть естественный результат развития духовной природы человека, его эволюция. Медиумизм – это свойство организма, обостренная чувствительность физической природы, приближающая человека к миру животных. Ясновидение же есть противоположный полюс медиумизма. Ясновидение свидетельствует о высоком духовном развитии, приближающем человека к Богоподобию.
Медиумизм присущ многим людям, но обычно он никак не проявляется, словно пребывает в спящем состоянии. При определенных условиях он может быть развит, и тогда человек становится медиумом. Но есть люди, которые с детства являются выраженными медиумами, либо становятся таковыми в силу определенных обстоятельств. Так, бывали случаи, когда болезнь, или травма, или удар молнии пробуждали в человеке медиумистические способности. К таким же результатам приводили упражнения Хатха Йоги и различные механические приемы развития жизненной силы и паранормальных способностей. Но даже если организм человека не склонен к медиумизму, такие упражнения все равно дадут свои результаты. И особенность этих результатов заключается в следующем. Механические приемы воздействия на тонкую природу человека имеют дело лишь с низшей природой человека и могут развить лишь низшие психические силы и привести к низшему психизму. О подобном явлении рассказывает Мэнли Холл в книге «Целительство».
«Речь здесь пойдет о ничем не примечательном человеке, работавшем водопроводчиком, который вознамерился развить свое духовное восприятие с помощью “хрустального шара”.
Впервые Уильям Джетти услышал голоса, когда четвёртый раз сидел перед своим “хрустальным шаром”. Вначале он испытал глубокое волнение, ощутив в себе новую способность воспринимать звуки, находившиеся вне обычных пределов слышимости. Но довольно скоро духи уже начали раздражать его своей непрестанной болтовней. Голоса, казалось, исходили прямо из воздуха, и, судя по разности тонов, там были и женские и мужские, причем ему удалось различить среди них, по крайней мере, дюжину разных духов.
Ко мне на прием Уильям Джетти явился уже в весьма плачевном состоянии. Ни днем, ни ночью у него не было покоя; словно сложившееся вокруг него пространство теперь вечно кишело какими-то тварями, которые шептали, хихикали, стенали и визжали ему в уши. Одни голоса отвратительны и полны ненависти, другие звучали нежно и с мольбой. Недавно голоса приказали вконец перепуганному Джетти покончить жизнь самоубийством, а потом как всегда мерзко завыли, закатываясь в приступе жуткого смеха, и сообщили ему, что он сходит с ума. И даже рассказывая мне свою печальную историю, Джетти все еще слышал раскаты дьявольского хохота духов».
Понятие психизма Е. И. Рерих разъясняет следующим образом: «Слово “psyche” греческого происхождения и первоначально оно означало только Жизненное Дыхание или животную душу (именно, как нечто принадлежащее и миру животному). В следующем своем превращении оно стало означать уже душу рациональную (душу человека) и в третьем, конечном — высшую, духовную, синтетическую сущность (венец человека). Так вот, под психизмом и на Востоке, и на Западе подразумеваются именно проявления низших степеней этой энергии, так ярко выявляющиеся в медиумах или же в психиках, как называют их на Западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в том, так и в другом случае, высокая психическая энергия отсутствует, ибо она может проявляться лишь в том случае, когда высшие центры открыты и огненно трансмутировались».
«Область психическая - продолжает Е. И. Рерих - очень обширна и вмещает бесконечное разнообразие проявлений - от самых высоких до самых низших. Всё, что не носит на себе печать духовности, всё, что не имеет отношения к высшему плану - плану Высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом. Все достижения посредством механических упражнений относятся к области низшего психизма, ибо они никогда не могут дать открытия высших центров, не говоря уже об огненной трансмутации их. Все попытки приводили к сумасшествию. Именно особенность организма, в случае медиумов, и нарушенное равновесие, в случае психиков, задерживают правильное развитие высших центров, иногда даже совершенно парализуя их» (П1, 80).
Некоторые люди временами имеют довольно ясные предчувствия, вещие сны, прозрения и астральные видения. Они считают такие явления выражением чувствознания. На самом деле это по большей части есть проявления психизма. Но видения психика отражают реальный Тонкий Мир с огромными искажениями, как бы в кривом зеркале, и такой психик получает ложную информацию о том плане Бытия, к которому он прикоснулся. То же самое и с голосами Тонкого Мира.
«Психизм не есть духовное развитие… Слабые духовно психисты являются лакомым блюдом для сатанистов» (П1, 70). Психизм и медиумизм отвращают человека от Высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность человека меняется. При этом вся трудность заключается в очищении сознания, а без него человек не отличает огненного состояния духовности от психизма и пополняет собой ряды служителей тьмы. И именно в наше время – время развития психической энергии – особенно надо предостеречь от ужасов психизма, ибо он принимает размеры истинного бедствия.
«Темные силы в своем желании нарушить светлое начинание войдут в храм с формулами Учения на устах и, усыпив этим недоверие, начнут соблазнять безумцев возможностью ускоренного развития психической энергии» (П1, 59). Е. И. Рерих добавляет, что существует немало книг, содержащих указания по развитию ясновидения и прочих высших способностей, но поскольку ничто механическое не может быть положено в основу истинной эволюции, или продвижения, то все эти упражнения способствуют лишь выявлению медиумистических способностей и развитию низшего психизма. Концентрации на каком-либо одном центре, предписываемые в подобных книгах, губительны для человека. Ибо концентрация стимулирует этот центр за счет прочих центров и, таким образом, ввергает в хаос всю схему их поляризации. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы.
Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо простое открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Высшего Учителя недоступно правильное открытие центров, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии и, особенно, при огненной трансмутации центров. В книгах Учения Агни Йоги даны все ступени подготовки организма и воспитания духовности, при которой лишь может начаться открытие центров, и мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который примет нас под своё наблюдение и допустит до следующей ступени.
«Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для раздражения нервных центров, но, в лучшем случае, достигнем лишь жалкого психизма или же разовьем медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии, и, таким образом, легко можем стать добычей любого одержателя» (П1, 80), - заключает Е.И.Рерих.
Из книги "Исцеление души".