Здесь я намеренно показал колеи максимально различающиеся между собой. Для более полного представления о них, думаю, нелишне, будет привести следующие данные. Максимальная глубина колей – до 0.7 м., в среднем 0.2-0.4 м. Ширина отдельной колеи от 10 до 30-40 см., в среднем 15-20 см. Поперечный профиль колей иногда правильный U-образный (Фото 1), но чаще смазанный V-образный (Фото 5). Протяжённость в пределах выявленных участков – десятки, редко, первые сотни метров. Расстояние между осями колей, по моим замерам у различных пар колеблется от 1.35 м. до 1.55 м. Есть данные о том, что по результатам многочисленных замеров в среднем это расстояние равно 1.41 м.
В ориентации колей по странам света и приуроченности их к определенным элементам рельефа - закономерностей не выявлено. Они располагаются и на вершинах возвышенностей, и на склонах на всём интервале высот: от минус 1-2 м., - на побережье залива St. Georges, где они уходят под воду (см.Фото 8), до + 253м в районе скал Дингли.
А вот о приуроченности к определённым геологическим образованиям говорить можно: почти везде колеи распространены в полях развития т.н. «коралловых» известняков, выделяемых местной геологической службой.
«Следы телег» на участках могут встречаться как по одиночке, так и группами. По отношению друг к другу пары колей могут сближаться, идти рядом параллельно друг другу (Фото 3) или пересекаться под углом (Фото 2, Фото 10). Очень часто, колеи по пути своего следования пропадают и опять появляются через некоторое расстояние.
Много тысяч, а может быть и миллионов лет тому назад, на том месте, где сейчас возвышаются скалистые берега Мальты и Гозо, над поверхностью моря стали появляться группы низменных островков, окруженных мелководьем. Их очертания совсем не напоминали современные и сложены они были не скалами, а мягкими, как глина карбонатными илами, точно такими же, какие лежат сейчас на дне моря вокруг Мальты. Со временем, в процессе поднятия, острова стали увеличиваться в размерах и соединяться. Проливы их разделяющие, стали исчезать, постепенно превращаясь в заливы и лагуны. Позднее, часть из них, полностью отделилась от моря и, в условиях более влажного, чем сейчас, климата, сначала превратились в пресноводные озера, а затем и в болота.
А теперь давайте поразмышляем, какой транспорт, оставляющий следы в виде колей, мог быть у людей живущих в таких условиях?
Мне представляется, наиболее вероятными два варианта. Первый - что это были лодки, по типу египетских, - из тростника, который в изобилии мог расти в таких болотистых местностях. Но от них, никаких следов на земле, как их не таскай, не останется. И второй вариант - что это было что-то подобное плотам.
Но плот устройство не слишком удобное. Им тяжело управлять. Под парусом он может ходить только по ветру. При длительном хранении в воде, намокает, и поэтому его требуется постоянно вытаскивать на берег для просушки, а это тяжело.
Опыт северных народов свидетельствует, что для перемещения по заболоченным, покрытым мхом тундрам, сани - оптимальный транспорт даже летом. Скольжение полозьев по мху или траве не хуже, чем зимой по снегу.
Рисунок 1 - Возможная конструкция саней.
Использование телег, мне кажется, наименее вероятным. Во-первых, потому, что в продольном профиле колей не встречаются углубления, повторяющие форму колеса, что должно быть в местах, где телега останавливалась или двигалась рывками. Во-вторых, телега, в отличие от саней, гораздо более требовательна к качеству пути. На болотах телеги бессмысленны - для телег нужны дороги. Предполагать же наличие дорог на той стадии социального развития, на которой находилось мальтийское общество, вряд ли правильно. В них просто не могло быть потребности, которая впервые появляется только в эпоху ранних государств с централизованной властью и экономикой. Неслучайно, даже позднее, при строительстве храмов и пещер, древние мальтийцы не сделали к ним подъездов. Всё, видимо, ограничилось тропинками. И, в-третьих – колеи нигде не меняют курс резко, как это могут делать одноосные повозки. Везде радиус поворота составляет не менее одного - двух десятков метров. Конечно, так могли себя вести и примитивные двухосные телеги, у которых передняя ось не поворачивается. Но трудно представить, что, додумавшись до тяжелых четырёхколёсных телег, люди не создали и не использовали самых простых в изготовлении и легких в движении – двухколёсных.
В большинстве случаев направление колей однозначно подтверждает предположение о переселении, - они идут с гор в низины, иногда спускаясь по склонам серпантином, как например, на участке Naxxar Tat Tagra (Фото 13). Но, иногда, напрямик к воде из-за образовавшихся обрывов не спуститься (уч-к Ta Cenc), и тогда колеи идут вдоль них или в сторону, противоположенную от берега, в обход, к месту возможного спуска.
Фото 13 - Cart-ruts спускающиеся серпантином со склона на участке San Pawl tat Tagra Naxxar (фото by Daniel Cilia from “Malta prehistory and temples” by David H. Trump).
Красным цветом показаны уступы.
Голубым - направления движения саней.
Помните, мы упоминали о рядовых и главных дорогах, изображенных на фото 3 и фото 6 соответственно. Отличие их обусловлено тем, что рядовые колеи образовались от разового протаскивания «саней», а по главным их прошло много. Чем обусловлено существование первых и вторых? На мой взгляд, дело в следующем: если проложенную колею использовать второй и третий раз, несмотря на то, что экономятся усилия по прокладке самой колеи, каждые последующие сани или плоты будут погружаются в ил все глубже и глубже. И настанет момент, когда какие-то из них начнут «садиться на брюхо». Тогда усилия по их волочению резко возрастут. Поэтому люди обычно старались не использовать старый след и шли параллельно ему. Именно этим обусловлено совершенно непонятное до сего дня исследователям наличие многих параллельных и сближённых колей. В то же время, если преодолеть этот момент, и один и тот же путь использовать несколько раз, то грязь ногами людей и санями размешается и станет более жидкой, а значит и более проходимой. А если сани ещё тащатся с вершины склона вниз, как на Clapham Junction, то каждый проход проталкивает грязь вниз по колее, тем самым, уменьшая её количество и облегчая движение последующим.
Внимательные читатели, наверное, заметили, что на представленных многочисленных снимках колей на поверхности известняков почвенного покрова почти нет. Есть только скудная растительность, которая локализуется в основном в ямках и понижениях заполненных глиной. Из этого следует, что климатические условия Мальты в последнее время, были таковы, что почвенный слой, образующийся за счёт отмирающих частей растений, практически не развивался. Оно и понятно, в условиях пустынного климата растительность развивается очень слабо. И поэтому, процессы переработки и окисления отмершего растительного материала стали опережать его накопление. А это значит, что если даже некогда поверхность известняков была покрыта почвенным слоем, оставшимся, например, от более влажных, богатых растительностью периодов, то в существующих засушливых условиях он будет деградировать и через какое-то время исчезнет полностью. Всю органическую составляющую почвы микроорганизмы просто съедят, - превратят в углекислый газ. Она, как бы, испарится.
Именно это и произошло за прошедшие тысячи лет с покровом озёрного ила на Мальте и Гозо. Этот слой, почти весь состоящий из растительных остатков исчез, а рассеянные в нём глина, песок и обломки пород опустились на поверхность некогда подстилавшего его карбонатного ила, превратившегося потом в известняки.
Всё это в полной мере применимо и к почвенному слою, развитому тогда на суше. Он также деградировал, но в нём было много глины и потому «выгорание» органической составляющей не привело к обнажению подстилающих известняков, и поэтому было не так заметно.
Процесс этот совсем не уникален. То же самое произошло с почвами в Сахаре и других пустынях, и продолжает происходить сейчас в степях и саваннах, везде, где не хватает влаги для достаточного воспроизводства растительной массы. Но это всё происходило потом, спустя сотни или тысячи лет после катастрофы.
Исходя из нарисованной нами картины, у читателей может возникнуть справедливый вопрос - «Но ведь тогда на поверхности известняка вместе с колеями, должны остаться следы тех людей, которые тащили эти плоты-сани; или они куда-то исчезли?» Нет, не исчезли. Они здесь же, просто их никто не воспринимал как следы. И это не удивительно, ведь качество отпечатков таково, что никому не приходило в голову, догадаться, что это. Положение усугублялось ещё и общим направлением мыслей исследователей, ориентированным на происхождение колей вследствие механического выдалбливания или истирания твёрдого известняка. Даже если бы нашли что-то похожее на отпечаток ноги, то объяснили бы это игрой природы, выветриванием или растворением.
Фото 14 - Следы людей (?) с участка San Guan.
Фото 15 - Следы людей (?) с участка San Gua.
Фото 16 - Следы людей (?) с участка San Pawl tat-Tagra, Naxxar.
Фото 17 - Следы людей (?) с участка San Pawl tat-Tagra, Naxxar.