ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Самопознание » Воздействие музыки на человека.


Воздействие музыки на человека.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s3.uploads.ru/Mhmo3.jpg

Шелест листвы, шум дубрав, треск сломанной ветки, звон капели, плеск волн, журчание ручья, завывание ветра, раскаты грома, грохот падающих камней, гомон птиц, стрекотанье насекомых, скрип, свист, жужжание, звериный рёв, рычание, шипение, крики, голоса людей, неясные шорохи... Звуки идут отовсюду: от далёких и близких предметов, от живых и неживых, от движущихся и неподвижных. Они поднимаются из глубины океана и из недр земли, опускаются с небес.

Мир наполнен звуками разной силы. Они постоянно окружают человека, вторгаясь в его жизнь задолго до рождения. Ибо плод в утробе матери тоже слышит. Более того, звуки воздействуют и на совершенно глухих людей.

Несмотря на то, что 80 процентов информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, слух гораздо сильнее, чем зрение, действует на эмоции. Недаром человек выражает своё состояние звуками: грозный окрик, громкое рыдание, нежные напевы...

«По мнению мыслителей Востока, существует пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем – опьянение благосостоянием; третье – опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвёртое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звёздам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.»

Хазрат Инайят Хан.

Звуки оказывают на человека различное воздействие – гармонизирующее, оздоровительное, разрушительное, вдохновляющее, успокаивающее, раздражающее и т.д. Во всех верованиях, культах, религиях звук всегда играл особую роль. Звук – это очень серьёзная составляющая нашей жизни. Об этом и поговорим.

Звук изначально играл важную роль в древних верованиях и религиях. И со временем звук, а вслед за ним и музыка превратились в своего рода универсальный человеческий язык: язык инициаций в обрядах перехода, путеводитель по лабиринтам расширяющегося сознания и путеводную нить к глубокому исцелению и духовной реализации. Люди верили в могущество звука, в то, что звуки могут укрощать диких зверей, сдвигать скалы, преграждать путь воде, вызывать дождь – словом, творить чудеса.

И что интересно – во многом они были правы.

Об удивительном эффекте, который древнейший вид искусства производит на человека, мудрецы знали тысячелетия назад. К примеру, врачеватель Абу Али ибн Сина, известный европейцам под именем Авиценна, утверждал, что музыка может способствовать исцелению наряду с правильным питанием и смехом. Учитывая то, что музыка воздействует на нервную систему, от которой во многом зависит здоровье человека, слова древнего мудреца представляются справедливыми даже современным учёным.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания определённых музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.

Наблюдения и практика наглядно демонстрировали благоприятное воздействие некоторых звуков на организм. В Китае, Индии, Древнем Египте и ряде других стран, врачи и жрецы, философы и музыканты издавна использовали звуки для врачевания.

До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей.

В Индии на раненую руку или ногу надевали холщовый мешок,  в него помещали целебные травы и маленькие колокольчики. Когда больной шевелился, колокольчики производили мелодичный звон – и кровоточащие раны заживали быстрее. В древнеиндийских медицинских трактатах встречаются описания методов очищения кожи посредством воздействия звуков. Сначала кожу натирали специально приготовленными маслами, смешанными с целебными травами и песком. Затем человека оставляли на много часов в комнате, где всё это время звучала музыка. Звуки воздействовали своими колебаниями на кожу человека, масло постепенно высыхало. В результате происходило отделение  нездоровых частиц кожи.

Звук церковных колоколов влияет на психическое и физическое здоровье человека. Звук басовых, низкочастотных колоколов успокаивает, а высокочастотных – повышает тонус, поднимает настроение, улучшает общее самочувствие. Во времена «моровых поветрий» звонили в высокочастотные колокола, и этот звук, замечено, способствовал затуханию эпидемий.

Существует много терапевтических способов использования звуков: пение, декламация, ритмические движения под музыку с целью вызвать глубокие эмоции.  Хотя звукотерапия и имеет много различных направлений, это разделение весьма условно. Так, лечение отдельными звуками близко и к пению, и к музыке, и к словотерапии, и к рифмотерапии.

В первых музыкально-эстетических системах были очёнь чётко выверены и зафиксированы каноны, по которым не только строились рифмоформулы и религиозные песнопения, но  и использовались  инструменты, тональности и лады, интервалы и звуки. Были установлены таинственные и вместе с тем тщательно подсчитанные числовые отношения и символические связи.

Так, китайская цитра чин (цзин) делалась длиной в 3,66 фута – от 366 дней в году, с пятью струнами – от пяти стихий, гриф инструмента делился на 12 частей – по числу месяцев в году. Пять струн также соответствовали числу известных тогда планет. Гладкая поверхность инструмента уподоблялась поверхности Земли, считавшейся плоской,  полукруглая – небесному своду.

http://s2.uploads.ru/bVINT.jpg

Люди были убеждены, что музыка тесно связана с законами природы. В древних культурах она воспринималась как эхо или резонанс космической музыки, подчиняющейся Божественным законам. Космическая и музыкальная теории развивались на параллельных принципах,  по которым разрабатывались и изготавливались музыкальные инструменты,  сочинялась и исполнялась музыка. Человечество, после соответствующей настройки, могло бы петь в созвучии со звёздами в поисках вселенской гармонии. Более того, согласно воззрениям древних, музыка властна не только над людьми, её власть распространяется на весь окружающий мир.

Индусы верили, что существуют напевы, способные вызвать мрак и огонь, дождь и засуху, счастье и несчастье. И чтобы обрести власть над силами природы, людьми и самими богами, музыканты и мыслители Древней Индии систематизировали сотни звуков, жестов, движений, ритмов, танцевальных фигур – по их воздействию на человека и природу. Точной интонации придавалось первостепенное значение.

Интересно античное представление о музыке. Люди той эпохи верили, что весь мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так с её помощью устанавливается единство мира и человека – созвучие, симфония. Как и индусы, древние греки верили, что коль скоро по этим законам живёт весь мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны. И поэтому легендарный Амфион укрощает зверей своими пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены.

Лира была образом Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу и печали. Высокие – небу, лету, добру и веселью. Поскольку высокое соотносилось с быстрым, а низкое с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме.

http://s2.uploads.ru/c9nXS.jpg

Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и звучать. Примечательно, что современные радиотелескопы доносят до нас не изображения, а различные звуки из самых отдалённых областей Космоса.

0

2

Как составная часть музыка была введена в медицинскую практику в IX веке арабскими врачами. По их мнению, музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. После того как труды великого мыслителя Востока Авиценны (980–1037) постепенно проникали в западные страны, эти положения стали достоянием врачей.

Уже в XIII веке музыка считалась  средством, замедляющим процесс старения. Первым на эту «отсрочку» при помощи музыки указал английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), объяснявший, что числовой строй музыки родствен гармонии, присущей человеку.

Особое значение как целебное средство, музыка приобрела при лечении психических заболеваний. Немецкий учёный-музыкант иезуит Атанасиус Кирхер в 1684 году писал, что музыка открывает отдушины на теле человека, через которые выходят злые, болезнетворные духи, её психотерапевтические возможности заключаются в том, что она – посредник между музыкой сфер (musica mundala) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana): музыка приводит их в соответствие друг с другом.

Любопытны музыкальные рекомендации Кирхера. Устанавливая различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им той или иной музыки, он отмечал: «Меланхолики любят серьёзную, не прерывающуюся грустную мелодию. Сангвиники, благодаря своей лёгкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают женские голоса». Тут действовал принцип  «подобное производит подобное». Он и определял выбор и характер музыкального произведения для лечения и инструмента, на котором оно должно исполняться. Такой подход сохранялся на протяжении довольно длительного времени. Не потерял он своей актуальности и в наши дни. Так, установлено, что игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Благотворное влияние на почки оказывает звук трубы. Тонизирующим эффектом обладает мажорная и достаточно громкая музыка. Мелодии, вызывающие радость, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Энергичная музыка активизирует физиологические процессы.Успокаивающе действует минорная музыка – медленная, спокойная, тихая.

Немецкий теоретик музыки Маттесон писал: «Назначение музыки первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладостном покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить её... Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюблёнными, даже бешеными... каковые музыкальные секреты в наши дни утрачены».

Мощное воздействие звука на организм привлекло к себе внимание специалистов самых разных направлений. И в настоящее время в официальной медицине появилась новая отрасль – звуковая терапия. В определённой степени она перекликается с методами врачевания предшествующих веков, но лишена их мистического налёта и в современном исполнении способна поистине творить чудеса.

Так, в конце ХХ века в американской клинике врача-исследователя Шерри Эдвардс произошёл уникальный случай исцеления больного. Пациент, получивший тяжёлое отравление цинком, умирал: у него наблюдался паралич, важнейшие органы перестали функционировать. И тогда был применён биоакустический метод. Было решено в течение 15 минут воздействовать на почти умирающего больного записью звуковой частоты, которая соответствовала здоровому состоянию его тела. Неожиданно приборы показали, что жизненные характеристики пациента начали быстро улучшаться, а затем стабилизировались. Магнитофон выключили. Через минуту состояние больного вновь резко ухудшилось. Снова включили запись звуков – и показатели здоровья стали улучшаться. Продолжительное воздействие звука помогло вывести из организма весь избыточный цинк.

«Порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиняющаяся некоторому строю и ритму, приведённая в согласие сама с собой, себе созвучная.»

Святой Григорий Нисский, православный богослов IV века.

Примерно в это же время во Франции медик Николь Ла Вуа разработал свой «звуковой» метод лечения заболеваний. Он записывает на плёнку звуки определённой частоты, которые при воспроизведении стимулируют энергетические уровни биополя человека. Примечательно, что для выявления необходимой частоты, Николь Ла Вуа использует образцы речи человека. Теоретическое обоснование его метода сводится к следующему: найдя с помощью голоса главную частоту «души» больного, воздействовать её вибрациями на кристаллические структуры организма, приводя их в нормальное состояние.

А вот шотландский учёный Максвелл очень долго применял  музыку для лечения следующих заболеваний: паралич, эпилепсия, водянка, импотенция и разные виды простуды.

Возьмем, например, Томаса Джефферсона человека, который написал американцам их знаменитую Декларацию Независимости. Так вот, он не мог писать её без музыки, когда подходящая формулировка вертелась в уме, но не приходила в совершенном словосочетании, ему помогала игра на скрипке. Таким образом президент более успешно доставал информацию из своего сознания.

http://s3.uploads.ru/GUBWe.jpg

Мало кто знает, что в школе Альберт Эйнштейн не был способным учеником. Его учителя просили родителей забрать его домой, ведь он был “слишком глуп для образования”. А вот мать юного гения была с ними не согласна. Она не следовала чужим советам, а просто купила мальчику скрипку. Так, что смело можно сказать, что в случае с Эйнштейном, музыка была ключом, открывающим двери в просторы ума. Уитроу, друг Альберта, говорил, что все свои уравнения и задачи он решал только путем импровизации на скрипке.

Если говорить о реакции человека на музыку, нельзя забывать такой важный элемент, как ритм. Он присутствует в любом музыкальном произведении, заставляет нас танцевать, выбивать что-то ногами или колотить пальцами. Не все, как профессиональные музыканты, могут слышать малейшие изменения частоты, но все их ощущают. В самом человеческом организме много ритмических процессов: сердцебиение, дыхание, ходьба и т. д. Учёные как-то провели эксперимент о пользе музыки в восприятии. Мальчика, страдающего аутизмом не могли научить завязывать шнурки на ботинках, пока эту задачу не наложили на музыкальное сопровождение, именно такой метод помог ему правильно организовать свои движения в пространстве.

http://s3.uploads.ru/OmG61.jpg

Давным-давно доказано, что два человека не могут испытывать одинаковые эмоции, слушая одно и то же произведение. Первые миссионеры, попав в Африку, считали, что у местных просто нет чувства ритма. Когда они слышали бой барабанов, им казалось, что музыканты не попадают в такт, хотя, на самом деле они просто не слышали ещё такого сложного размера. Полиритмия, которая широко используется в африканской музыке была совсем не понятной миссионерам.

Классическая музыка эпохи барокко успокаивает сердцебиение и пульс, тело расслабляется, а ум легче сконцентрировать. Её влияние на амплитуду и частоту мозговых волн можно легко проследить с помощью обычной электроэнцефалограммы. Способность музыки влиять на память интригует многих учёных. В моменты, когда человек воспринимает информацию, у него задействовано левое полушарие мозга, а когда он слушает музыку — на правое. А если тонизируете их оба одновременно, способность к обучаемости увеличивается минимум в пять раз.

Болгарский психолог Георгий Лозанов определял, в какой степени музыка влияет на процесс обучения. Учёный использовал медленную музыку барокко с ритмическим размером 60-64 и доказал, что под её воздействием информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Он взял команду студентов и ставил им слова и фразы на иностранном языке с интервалом четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту. Первые же результаты показали, что они усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день.

Все мы любим, слушать музыку, у каждого есть свой любимый стиль, исполнитель, песня. Вкусы у всех разные. На вопрос «Почему Вы любите слушать музыку?» большинство ответят, что просто нравится, некоторые отдыхают, слушаю музыку, некоторые поднимают настроение таким способом. Но на самом деле причина гораздо глубже…

Вначале нам поможет разобраться физика. Человеческий мозг не приветствует высокочастотные звуки, это может объяснить популярность попсы и клубной музыки, их звуки низкочастотные. Но нужно ещё учитывать пристрастия людей к музыке, интерес каждого индивидуален.

Так же, высокочастотные звуки большинству людей не дают возможность полюбить классическую музыку.  Хотя классика положительно влияет на организм, многие всё равно чувствуют дискомфорт при долгом прослушивании этой музыки. Дело в том, что звуки, используемые в классике, имеют длину волны большую, чем наш мозг способен уловить. Но в США, чтобы переселенцы на уроках лучше усваивали язык, включают Моцарта, оказывается, это действует. Даже есть такой эффект, называется он «Эффект Моцарта».

http://s2.uploads.ru/8j6HP.jpg

Особенным стилем обладает Джаз. Считается, что люди играющие джаз – очень творческие и неординарные личности. Такие люди могут нестандартно мыслить и обладают большой степенью внутренней свободы.

0

3

В середине ХХ века широкое распространение получила теория аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека.

Известный американский специалист по акустике и лингвистике, психиатр Питер Освальд отмечает: «Каждый звук в природе представляет собой относительно сложное физическое явление, к которому следует подходить с точки зрения продолжительности во времени от начала колебаний до их прекращения, плюс необходимо учитывать точную форму волн, частоту и интенсивность колебательных компонентов. Мало того, что порог слышимости может смещаться в процессе слушания, но даже ещё до начала звучания уровень этого порога у различных слушателей может быть различным в зависимости от сосредоточенности их внимания или состояния ожидания...».

Постепенно границы применения музыкальной терапии расширялись: от бытовых неврозов и тяжких психических расстройств, функциональных заболеваний нервной системы, тревожности, депрессии, заикания, энуреза, церебрального паралича, заболеваний, имеющих психосоматический компонент, таких, как язвенная болезнь, гипертония, астма, сексуальные расстройства и многих других.

Было установлено, что музыкотерапия способствует более быстрому восстановлению речи больных после инсульта, возвращению памяти после тяжких поражений мозга. С помощью музыки снимают боли и выводят из послеродовой депрессии. А английский врач Деминг установил, что сопровождение обычного лечения прослушиванием музыки Бетховена и Моцарта ускоряет рубцевание раны. В свою очередь, исследования американских и чешских учёных доказали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие своё имя, преображаются, услышав музыку своей молодости: к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.

Примечательно, что врач-психоаналитик получает представление о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке: психическое и эмоциональное состояние больного спонтанно и легко выражается в музыке с помощью голоса или инструмента.

В настоящее время музыколечение, или музыкальная терапия, в более или менее широких масштабах применяется практически во всех странах.

Существует несколько школ.

В шведской, основателем которой считается А.Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса. Она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетипа» К.Юнга, А.Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональное соотношение звуков, дающих эффект обертонов.

В американском направлении музыкальной терапии её лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы объяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американское направление музыкальной терапии разработало обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия.

Врачи университетской клиники Мюнхена, например, успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

Абсолютных противопоказаний для лечения музыкой нет. А здоровым людям музыка помогает снять стресс, расслабиться,  даёт дополнительную энергию, гармонизирует чувства, отношения с окружающими.

http://s2.uploads.ru/nE6jH.jpg

Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.






ht tp://via-midgard.info/index.php?do=away&url=olegalexandrov.ru/?p=457

http://econet.ru/articles/250-muzyka-v-zhizni-cheloveka

0

4

Мне нравится, что Вы даете весь материал сразу, так легче воспринимать и усваивать! Благодарю!

+1

5

Алла мне тоже удобнее читать сразу весь материал, не кусочками  8-) А если кто по частям предпочитает, то всегда для себя наметит, сколько хватит для одного чтения...

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Самопознание » Воздействие музыки на человека.