Есть в ламаизме – тибетском варианте буддизма, одна очень важная, весьма интересная традиция – построение мандал. Само слово «мандала» восходит к санскритскому, что означает – круг, диск, и представляет собой геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной – «карта космоса».
Типичная форма – внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
До недавнего времени мандалы, возведенные из разноцветных песчинок дворцы просветленных существ, можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Они являлись обязательным атрибутом в основном закрытых буддийских церемоний. Однако сегодня, желая сохранить эту уникальную традицию тибетской песочной живописи, Далай-Лама выбрал те мандалы, которые странствующие монахи могут строить для светской публики в разных странах мира.
И здесь речь не идет о популяризации эзотерических учений: основная цель монахов лежит в контексте принципов так называемой «Колесницы бодхисаттв» – принести пользу как можно большему числу живых существ. Ведь известно, что одного взгляда на мандалу достаточно, чтобы очиститься от болезней и негативных наклонностей, а также накопить «заслугу» – тот положительный потенциал, который способствует дальнейшему духовному росту.
Изучению ритуалов, предусматривающих построение мандал, они посвящают долгие годы. Ламы запоминают внешний вид десятков мандал в мельчайших деталях – рисунок из толченого мрамора должен быть выполнен в точном соответствии с древними текстами.
Они работают очень внимательно и осторожно, ведь чем чище их мотивация, чем совершенней их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведется взглянуть на мандалу. Как бы вы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, – она дарит вам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на её построение.
В первый день монахи проводят красивую церемонию очищения пространства и наносят контуры мандалы, а затем, день за днём, песчинка за песчинкой, кропотливо трудятся над созданием рукотворного хрупкого чуда, поражающего красотой и совершенством форм.
Каждый день начинается и заканчивается ритуалами с обертонным пением и тибетскими инструментами, которые неизменно притягивают множество зрителей. Созерцание сооружения мандалы – процесс медитативный. Кто-то заходит на пару минут, кто-то на пару часов, чтобы увидеть, как цветок мандалы раскрывается прямо на глазах, ощутить покой и безграничную мудрость будд. Монахи с радостью отвечают на любые вопросы о значении и символике мандалы, монашеских искусствах, учёбе и жизни в монастыре.
По завершении строительства мандала разрушается.
Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого подчеркнуть один из основных постулатов буддизма – идею непостоянства всего сущего. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание этого дворца, – говорят ламы, – неважно, что в результате получилась песочная картина невероятной красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение.
Ритуал разрушения мандалы – это редкая возможность задуматься о мимолетности бытия. Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию».
Песок, благословлённый многодневными ритуалами, затем в красивой процессии со звучанием тибетских длинных труб и медных тарелок относится к реке или озеру и подносится в дар духам воды с просьбой распространить благословение по всему миру.
Мандала способна трансформироваться во множество геометрических форм во всех трех измерениях.
Монахи использовали Мандалу для медитации, так как бесконечное изменение её соответствовало основной идее востока – вечности духа.