http://s2.uploads.ru/wolAg.jpg

                                   1. Исходная позиция: остановка внутреннего диалога.

Попытки остановить внутренний диалог рано или поздно вызывают специфические ощущения, подобные кинестетическим или псевдокинестетическим. Для этого используют все доступные практику способы, начиная с классической походки Силы, деконцентрации внимания, неделания, и заканчивая сканирующим созерцанием сложных и неупорядоченных структур в визуальном поле — падающий снег, плывущие облака, текущая вода, опавшие листья, и т.п.

Иными словами, мы начинаем чувствовать, осязать внутри своего тела или в непосредственной близости от него явления, которые с трудом поддаются описанию. Ими могут быть характерные онемения или покалывания, вибрации, прохладные волны, движущиеся по телу в определенном порядке.

Этот измененный кинестетический и проприоцептивный фон чаще всего проявляет себя в области межбровья и затылка, в районе горлового центра (основания шеи), постепенно распространяясь на грудь и проекцию передней части тела, которая приблизительно соответствует плотному энергетическому полю, образующему фронтальную пластину кокона.

Поскольку эти ощущения прочно связаны с динамикой внутреннего диалога и часто являются показателем того, насколько глубоко удалось его замедлить либо приостановить, мы вполне можем опираться на них как на «ресурсное состояние». То есть, произвольно вызывая эти ощущения, концентрируя на них внимание, мы можем приостанавливать внутренний диалог в любых условиях. Как только практик обретает эту способность, он становится в значительной степени свободным от внешних условий и не нуждается более в походке Силы или особой обстановке для созерцания.

Остановка или ощутимое замедление внутреннего диалога оказываются доступны и в оживленном центре крупного города с его обилием сенсорных и энергетических помех, и во время любой механической работы, а также в других неблагоприятных условиях.

Лично я нахожу наиболее эффективным сосредоточение на области затылка ближе к основанию черепа. Здесь часто возникает чувство характерного «онемения», как будто «замерзания» — более точные формулировки ощущений мне так и не удалось подобрать. Можно лишь заметить, что совокупность этих неопределимых ощущений связана с:

(а) переживанием так называемого «утопления» точки взгляда в район затылка,

(б) слушанием внутреннего звука.

Первый эффект (а) развивается в результате некоторой тренировки по приобретению навыка деконцентрации визуального внимания. Соответственно он требует накопления опыта в исполнении походки Силы или неделания паттерна «фигура — фон». Впрочем, нередко тот же эффект наблюдается и при использовании классической концентративной медитации. В некоторых традициях медитации мы сталкиваемся с описанием схожих явлений. Обычно о них говорят: «отойти вглубь себя», «обнаружить наблюдателя внутри себя» и т.п.

Второй эффект неизбежно возникает при работе с аудиальным (слуховым) неделанием, когда мы пытаемся услышать «фон», тишину, паузу между звуками. Здесь «фигура» и «фон» меняются местами. Любые звуки теряют смысл, перестают узнаваться и воспринимаются как перцептивный и семантический «фон», а тишина, наоборот, превращается в «фигуру», наполняясь как бы безмолвным звуком, перерастающим в белый шум, тонкий свист, затем — снижающийся вибрирующий тон.

В техниках йогического толка это — результат концентрации внимания на точке в центре черепа, между ушами.

Таким образом, первый этап процедуры заключается в замедлении и приостановке внутреннего диалога.

Для этого рекомендуется принять комфортное положение, сидя или лежа на спине — в зависимости от того, насколько быстро вы засыпаете. Если вы не устали и чувствуете, что не заснете в ближайшие полчаса, можно лечь на спину. Если боитесь уснуть, сядьте в удобное кресло, в котором можно хорошо расслабиться.

Закройте глаза. Дышите ровно и спокойно. Максимально расслабьте лицо, шею, плечи, руки, грудь и брюшную полость. Пусть ваше внимание погрузится в затылок и почувствует то специфическое ощущение, о котором написано выше.

После того, как появится характерное онемение в основании черепа (которое нередко сопровождается «безмолвным звуком» или неслышимым свистом в ушах), хорошо сосредоточьтесь на этих ощущениях. Если получится проделать всё это надлежащим образом, внутренний диалог сначала замедлится, а затем начнет приостанавливаться.

В полной остановке внутреннего диалога нет необходимости. Дело в том, что полная остановка ВД в этих условиях приводит к быстрому, иногда мгновенному засыпанию. Вы либо переходите в состояние глубокого сна без сновидений, либо — в лучшем случае — входите во внимание сновидения и продолжаете работать с осознанием уже на новом, сновидческом уровне.

Для успешного проведения данной процедуры надо оставаться на самом краю первого внимания, достаточно удалившись от его повседневного автоматического режима, и в то же время не переходить в другую позицию сборки, где произвольное делание будет хоть и более масштабным, но значительно менее контролируемым.

                                                2. Чувствительность фронтальной пластины.

После того, как ваше внимание обрело качественную фиксацию в области затылка, сосредоточьтесь на той связи, что существует между затылком и полем, расположенным перед туловищем.

Обычно собранная в районе затылка кинестетика воспринимается как некий «центр», из которого мы вглядываемся в темноту перед собой. Если глаза открыты, ощущение взгляда «из затылка» может пропасть, транслируя себя в специфически измененную чувствительность. И в том, и в другом случае мы склонны описывать этот процесс, как формирование «луча внимания», опускающегося из основания черепа вперед и вниз. Однажды замеченный, этот «луч» становится всё сильнее, постепенно превращаясь в скелетную опору для восприятия измененной схемы тела.

В данной ситуации восприятия рекомендуется использовать известную технику «экран». Для этого надо сделать следующее:

(а) закрыть глаза;

(б) разместить перед лицом и телом воображаемый экран.

Он может быть плоским или выпуклым, подобно стенке пузыря. Поскольку изначально «экран» является имагинацией, то есть фиктивной структурой, его точная форма нас не интересует. Задача практика не в том, чтобы ощутить реальность, а в том, чтобы максимально усилить внимание и оживить работу каналов энергообмена в передней части кокона;

(в) осуществить последовательно проецирование внимания из главных центров энергообмена на воображаемый «экран». Иными словами, сосредоточить всю свою чувствительность на расстоянии 20 — 40 см от поверхности физического тела.

Как правило, в этом состоянии легко почувствовать, где именно проекции ощущения (псевдокинестетики) осуществляются наиболее гармонично. Разумеется, окончательная форма «экрана» индивидуальна, зависит как от энергетической конституции, так и от актуального состояния человека в момент работы — от его тонуса (бодрость — усталость), от его психического состояния и от устойчивости (натренированности) внимания.

Чаще всего проекции располагаются под углом вниз. Ближе всего к поверхности физического тела находится проекция межбровья, чуть дальше — горлового центра, ещё дальше — проекция солнечного сплетения. Наконец, дальше всех оказывается проекция пупочного центра.
Судя по тому, как легко происходит это делание, оно, скорее всего, в какой-то форме отражает полевую реальность нашей психоэнергетики.

После того, как основные перечисленные точки-проекции определили форму «экрана», задача состоит в том, чтобы перенести всю доступную осознанию чувствительность на него и, таким образом, заполнить «пробелы» между точками-проекциями.

Чтобы заполнить «пробелы» между точками-проекциями, вам придется совершить специфическое усилие внимания — плавно «пройти» по поверхности «экрана», перенося все свои ощущения с поверхности физического тела на экран.

Если ваш внутренний диалог значительно замедлился, на этом этапе могут возникнуть неожиданные синестезии и спонтанные визуализации. Например, экран может вдруг осветиться белым светом, даже приобрести цвет (чаще всего розовый, палевый или желтый), могут послышаться странные звуки (шорох, щелчки), на которые тело будет реагировать, как на легкие электрические разряды.

Эти явления не должны вас пугать.

Независимо от того, появились или нет эти феномены восприятия, приступайте к следующему этапу процедуры.

                                                        3. Схемы дыхания энергетического тела.

Напомню, что описанная выше работа с внутренним диалогом и вниманием происходит на фоне спокойного и ритмичного дыхания.

Как уже много раз было сказано, дыхание физического тела есть прямая тональная трансляция нашего энергообмена с внешним полем. Потому дыхание и используется практически во всех технологиях управления энергетическим телом, начиная с древнейших — йогических, даосских, практик мистического иудаизма и христианства, у гностиков, каббалистов, суфиев и мн. др., заканчивая современными разработками в области психоэнергетической Трансформации.

В данной процедуре дыхание используется как катализатор перестройки ряда энергетических процессов, протекающих внутри человеческого кокона и в непосредственной близости от него. Более того, дыхание становится носителем нашего внимания. Мы опираемся на поток сенсорных сигналов, сопровождающих каждый вдох и каждый выдох организма, чтобы фиксировать движение внимания по определенной, относительно стабильной траектории.

За годы практических экспериментов с деланием энергетического тела я нашел оптимальный способ использования дыхания. Этот процесс можно рассматривать как один из приемов «выковывания» энергетического тела. Он состоит из четырёх дыхательных циклов:

1) При вдохе внимание сфокусировано на поглощении энергии через центр межбровья. Выдох сопровождается излучением энергии через солнечное сплетение.

2) При втором вдохе мы впитываем энергию внешнего поля через пупочный канал («просвет»), а выдыхаем, сосредоточившись на излучении горлового центра (основание шеи).

3) Третий вдох сопровождается втягиванием энергии через солнечное сплетение, а последующий выдох — «излучением» через межбровье.

4) Четвертый вдох происходит вместе с поглощением энергии через горловой центр, тогда как выдох сопровождается излучением из «просвета».

Это очень похоже на йогическое «дыхание чакрами». Важное отличие состоит в иной перцептивной и психологической установке, а также в определённом порядке манипулирования каналами, о чем стоит сказать отдельно.

Каждый вдох и каждый выдох здесь сопровождаются разными возбуждениями полей энергетического тела, нарушая равновесие кокона, приобретенное им в состоянии привычного функционирования первого внимания.

Последовательность возбуждений (излучения и поглощения) подобраны так, чтобы в результате практики не возникало «перекосов» в энергообмене. В конечном итоге движения полей уравновешивают друг друга, в результате чего энергетическое тело не деформируется, а равномерно уплотняется. Его чувствительность возрастает вместе с повышенной готовностью принимать энергию всей поверхностью фронтальной пластины.

Что это дает?

При регулярном использовании этого метода давление полей на переднюю часть кокона провоцирует начало поиска новой перцептивной позиции, поскольку значительный массив метаболизма оказывается сдвинутым по отношению к привычным координатам «дневного» тела. Точка сборки, и до того зафиксированная слабо, начинает свой дрейф вглубь, внутренний диалог замедляется ещё больше, вплоть до приостановки.

Если внутренний диалог остановится полностью, дальнейшее делание энергетического тела станет невозможным.

В этот момент с равной вероятностью могут произойти два события:

1) мгновенное (подобно распрямлению «энергетической пружины») возвращение в исходное состояние восприятия, и

2) такое же резкое смещение точки сборки, которое ведет либо к погружению в сон без сновидений (если тонус энергетики невысок), либо к включению внимания сновидения.

Пока же давление полей на фронтальную часть кокона не достигло критической силы, дыхание с фиксацией внимания на перечисленных энергетических каналах продолжает повышать плотность полей, тренируя и закаляя полевые структуры, отвечающие за сохранность и качественное функционирование энергетического обмена на поверхности ЭТ.

Эффективность приведенной здесь схемы дыхания связана, на мой взгляд, с естественным воздействием поглощения и излучения энергии на разных уровнях. Можно сказать, что в каждом дыхательном цикле содержится полярность, и включение этого контура подобно включению электрической цепи.

Так, в первом цикле на вдохе активизируется центр межбровья, что вызывает характерную отрешённость, а затем, на выдохе, солнечное сплетение — центр, отвечающий за эмоциональность и общее телесное реагирование.

Во втором цикле на вдохе возбуждается область «просвета», что, по сути, обозначает поглощение Силы, а на выдохе — горловой центр, связанный с разговором и рационализацией, а потому воплощающий слабость.

В третьем цикле на вдохе возбуждённый центр эмоций и телесной чувствительности (солнечное сплетение) уравновешивается излучающей активностью межбровья (бесчувственность и отрешённость).

Наконец, в четвёртом цикле слабость горлового центра уравновешивается силой центра пупа.

Выковывая энергетическое тело при помощи этой техники, практик повторяет и повторяет данную схему дыхания, пока не почувствует, что все фронтальное поле «дышит и чувствует». Здесь могут возникать ощущения неопределенного покалывания то ли внутри, то ли снаружи тела, возможны даже непроизвольные вздрагивания, а главное — возникает явное ощущение некой наполненности энергией.

Эта стадия длится не менее пятнадцати минут. При отсутствии описанного эффекта можно продлить практику до 20-25 минут, после чего переходим к следующему:

                                                        4. Вертикальное скольжение.

Если все предыдущие этапы были проделаны тщательно, этот очень легок в исполнении. Суть его сводится к тому, чтобы окончательно сделать поверхность фронтальной пластины, зафиксировать её конструирующим вниманием.

Для этого также используется дыхание.

При каждом вдохе внимание плавно скользит по уже почти ощущаемому «экрану» поверхности энергетического тела снизу вверх, начиная примерно от колен и до макушки головы. При выдохе происходит противоположное: луч внимания скользит сверху вниз — от точки над головой до проекции пупка («просвет») и ещё ниже, пока внимание не ослабеет.

К этому времени практик обычно устает, и дыхание его делается неровным, прерывистым. Обратите на это внимание — стремитесь удержать ритм.

Фаза «вертикального скольжения» длится недолго — приблизительно пять минут.

                                                                   5. «Пузырь энергии».

Заключительная остановка внутреннего диалога.

Движение внимания надо остановить резко.

Если это удалось сделать правильно, вы почувствуете вибрацию и колыхание окружающих вас эманации. Надо вновь перенести внимание внутрь головы, в ту «онемевшую часть» затылка, с которой начиналось исполнение данной техники. В этом пространстве надо «оцепенеть». Остановившееся внимание погрузит вас в специфическое безмолвие, которое может восприниматься как равномерный гул или легкая вибрация.

Если сенситивность энергетического тела достаточно расторможена, вы почувствуете себя чем-то, весьма напоминающим «пузырь энергии».

Оставайтесь в этом «пузыре», поддерживая полное расслабление. Пусть ваше внимание отдохнет от совершённой работы. Это что-то вроде беспредметного созерцания. Его главные черты — остановившийся внутренний диалог, избыток аморфных ощущений во всём объёме энергетического тела, характерная «рассеянность» внимания, которое продолжает пульсировать, но уже не имеет никаких содержаний делания.

Описанная процедура дает оптимальный эффект, если выполняется непосредственно перед засыпанием. Особенно если не приходится вставать и менять позу. Вы спокойно ждете момента засыпания, оставаясь в позиции замедленного внутреннего диалога, в то время как тело усваивает оживившиеся потоки энергии.

Надо иметь в виду, что описанное делание энергетического тела может вызвать общее перевозбуждение и, как следствие, бессонницу. Поэтому я не советую использовать эту процедуру каждый вечер. Вполне достаточно на первых порах использовать её два-три раза в неделю — желательно в те дни, когда следующее утро обещает быть относительно спокойным.

Если же вы занимались деланием днём, то по завершении работы надо выходить из состояния очень плавно и неторопливо, стремясь сохранить хоть часть сделанных ощущений. При необходимости можно избавиться от следов делания, умывшись прохладной водой или приняв душ, что еще лучше.

У этого делания множество последствий и различных эффектов.

Наиболее очевидным эффектом является включение внимания сновидения, а также обострение чувствительности к самым разным энергетическим феноменам. Яркость восприятия и сила реактивности возрастает.

Конечно, у этого эффекта (положительного, если исходить из задачи нагуализма) есть и обратная сторона. Вместе с чувствительностью можно возрасти раздражительность. Вместе с включением внимания сновидения могут возникнуть приступы иррациональной тревожности и даже страха.
С описанным деланием (как, впрочем, и со всяким иным) надо обращаться очень осторожно, внимательно выслеживая возникающие эффекты и приостанавливая занятия в случае неконтролируемого смещения восприятия и самоощущения.

Чтобы компенсировать возникшую неустойчивость, надо вновь и вновь обращаться к безупречности — в первую очередь, к работе со страхом смерти и жалостью к себе.


Алексей Ксендзюк "По ту сторону сновидения".

Предупреждение: не пользоваться упражнением начинающим, т.к. для подобной работы нужны некоторые навыки, и никакие упражнения накачивания энергией не отменяют работу над собой, иначе последствия могут быть плачевными. (Н.Я.)