В последнее время устное наследие наших предков всё больше привлекает внимание исследователей прошлого. За персонажами и сюжетами преданий древности они пытаются разглядеть реальные прототипы и события в истории человечества. Иногда это получается: археологи время от времени обнаруживают остатки культур и целых городов, о которых непосредственно упоминается в мифах и легендах. В этих случаях интерес к конкретному содержанию древних сказаний вспыхивает с новой силой.
Однако скептиков намного больше...
И это кажется вполне логичным: разве возможно иначе как сказку воспринимать мифы и легенды, буквально пронизанные описанием сюжетов и героев, которые очень далеки от обыденной реальности. Маги и волшебники, переделывающие мир по собственной прихоти; карлики и гиганты; животные, обладающие разумом и человеческой речью, и многое-многое другое - все это, с точки зрения здравого смысла, можно считать в лучшем случае лишь аллегорией, а в худшем - бредом воспаленного воображения.
Пожалуй, одним из самых экзотических персонажей древних мифов, заставляющим относиться к ним как к сказкам, является Дракон (или Змей): такое сочетание внешних данных и способностей кажется невозможным встретить в реальной жизни.
Но так ли уже невероятно далеки мифы о Драконах от действительных событий древней истории?.. Мы попробуем в этом усомниться...
Начнем немного издалека...
Известно, что наши предки практически повсеместно почитали змей.
“...из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеёй на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске...” (А.Элфорд, “Боги нового тысячелетия”).
“Столь же большим почётом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей - коброй. Символ крылатой змеи был характерен для глиняной посуды местного производства” (там же).
“...в Тибете священные трубы монахов украшены изображениями змей. А в Непале, в местности, называемой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся “Спящий Вишну” - она лежит в водном бассейне на ложе из змей” (там же).
В Ираке “К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочевников-иезидов... иезиды считают змей самой могущественной в мире силой - носителем как добра, так и зла” (там же).
В Бахрейне обнаружены тысячи могильных курганов с забальзамированными останками змей. Возраст могильников - 4 тысячи лет.
“В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время” (там же).
В Северной Америке также змея - ключевая фигура в верованиях местных индейцев. Изображения змей доминируют в искусстве индейцев целого ряда племён и т.д. и т.п.
В принципе, почитание и даже поклонение каким-либо животным является нормой для примитивных племен древних (да иногда и современных) людей. Это считается общепризнанным. Но из всех животных змея обладает весьма существенным отличием: почитание змеи тесно связано в древней культуре с символизацией в ней не непосредственно змеи обыкновенной, а некоего иного существа - Змея или Змия (отличие которого от обычной змеи мы будем подчеркивать заглавной буквой).
К образу Змея тесно примыкает другой персонаж мифов - Дракон. Их образы в древних сказаниях настолько тесно переплетены, что по сути - речь идет об одном и том же. Хотя Змей иногда напоминает привычную нам змею, но чаще всего резко от неё отличается, приближаясь к Дракону, который уже имеет мало внешнего (а тем более - внутреннего) сходства со змеёй обыкновенной.
Ещё Е.Блаватская отмечала, что за разнообразием ролей Змея-Дракона, фигурирующего под множественными именами в разных мифах, явно скрывается одна и та же сущность.
“Начиная от Шеша, тысячеглавого Змия, на котором покоится Вишну, и до Пифона, оракула Дракона-змия, все они указывают на тайный смысл мифа. В Индии мы находим этот факт упомянутым в самых ранних Пуранах. Дети Сураса суть мощные “Драконы”. В Вайю Пуране “Драконы” - Сураса из Вишну-Пураны заменены Данавами, потомками Дану от Мудреца Кашияпы, а так как эти Данава были великанами или титанами, сражавшимися против Богов, то они явлены, таким образом, как тождественные “Драконам” и “Змиям” Мудрости” (Е.Блаватская, “Тайная доктрина”).
В некоторых случаях Змей-Дракон символизирует те или иные элементы мироздания:
“...говоря иносказательно, Астральный Свет, Млечный Путь, а также Путь Солнца к тропикам Рака и Козерога, так же как и Циклы Сидерального или Тропического Года, всегда назывались “Змиями” в мистической и аллегорической терминологии Адептов” (там же).
“В Зодиаке индусов Дракон изображается на Древе, у подножья которого Дева, Канья-Дурга, одна из самых древних Богинь, восседает на Льве, влекущем солнечную колесницу” (там же).
“Среди христианских гностиков, называемых наазениянами, или почитателями Змия, он был Вторым Лицом Троицы, Сыном. Его символом было созвездие Дракона” (там же).
Но чаще всего Змей-Дракон выступает в мифах как живое существо:
“Животные с костями, драконы глубин и летающие Сарпа добавлены были к пресмыкающимся. Те, которые пресмыкались на земле, получили крылья. Те, о длинной шее, обитавшие в водах, стали прародителями птиц поднебесных” (“Книга Дзиан”).
“В Египте и Халдее существовали многочисленные катакомбы, некоторые из них на очень большом протяжении. Наиболее известные среди них были подземные святилища в Фивах и Мемфисе. Первые начинались на западной стороне Нила и простирались по направлению к Ливанской пустыне и были известны как катакомбы или проходы Змиев” (Е.Блаватская, “Тайная доктрина”).
“В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своём путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, “un agujero de colubra”; и что он был допущен туда, потому что сам он был “Сыном Змей” или “Змием”” (там же).
“Китайцы, одна из наиболее древних народностей... сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками “Змиев”... Трон Императора называется “Местопребыванием Дракона”, и его одежды вышиты изображениями драконов. Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо. Говоря о “Жёлтом Драконе”, как о главе прочих, Дуань-инту говорит: “Мудрость Его и добродетель неизмеримы... он проходит одиноким и не живёт в скопищах (он аскет)... Он странствует в местах диких за пределами небес. Он приходит и уходит, выполняя указ; в надлежащие времена, если существует совершенство, он выявляется, если нет, он остается (невидимым)”” (там же).
Это живое существо (т.е. Змей-Дракон) в мифах ведет весьма активную и разнообразную деятельность:
“Шеша [Змей]... по преданию, передал своё астрономическое знание Гарге, древнейшему астроному Индии, сумевшему умилостивить его и потому познавшему всё, что касается Планет, так же, как и способы чтения предзнаменований” (там же).
“в Вендидаде... укусы [Змея] превратили прекрасную вечную весну Айрьяна Ваэджо в зиму, порождающую болезни и смерть...” (там же).
В финской эпической поэме “Калевала” дано происхождение Змия Зла; он родился из слюны Сюойятер, а Принцип Зла, Хизи, одарил его душой. В поэме описывается борьба между этими двумя - “тварью Зла”, Змием, или Колдуном, и Ахти-Драконом, или белым магом Лемминкейнен.
“...все божества [славян] участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем...” (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, “Тайны богов и религий”).
Часто в мифах отличие змеи от всего остального животного мира подчеркивается непосредственной связью как её самой, так и Змея-Дракона с наиболее древними человекоподобными богами:
“...Коацекоалькос означает “Святилище Змеи”. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, “борта которых блестели подобно змеиной коже”” (Г.Хэнкок, “Следы богов”).
По легендам индейцев Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.
Согласно же египетской “Книге мертвых” жилище бога Осириса “покоилось на воде”, а его стены были сделаны из “живых змей”.
“Особый интерес представляла собой корона [египетского бога] Атефа. В её состав входил уриус, царский символ в виде змеи; в Мексике эту роль играло изображение гремучей змеи, в Египте - кобра, готовая к нападению” (там же).
“В некоторых мифах, которые приводятся в сборнике древних религиозных текстов майя “Книги Чилам-Балама”, сообщается, что первыми жителями Юкатана были “Люди Змеи”. Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, “Змеёй Востока” - великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых”” (там же).