Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Giordano Bruno.
Предания о первозмеях, змеелюдях, демонах-змеях встречаются практически у всех живущих на Земле народов.
Языческие мифы говорят о том, что змеи предшествовали всем богам и правителям Вселенной. Не удивительно, что существовала вера в то, что спаситель, на которого возлагались надежды язычников, был «семенем змеи». Именно так было в Греции - первое упоминание о Бахусе гласило о том, что он появился в результате связи его матери с отцом богов, явившимся к ней в виде «пятнистой змеи». Пересказывать все подобные случаи из истории многочисленных религий займет слишком много времени и букв, но все они написаны как под кальку, архетипичны.
Знаем, что слово «сэр», производное от слова «змея». Традиции эти идут от того времени, когда правителю было необходимо заручится особым титулом, который доказывал бы его принадлежность к «семени змеи». Так, когда Александр Македонский был объявлен богом, его мать Олимпия провозгласила, что он был сыном не её мужа - царя Филиппа, а сыном Зевса, который явился к ней в виде змеи. Точно так же и Юлий Цезарь называл себя сыном Аполлона, который ради его рождения принял форму змеи. Любопытно, не правда ли.
Слева статуэтка Сераписа, найденная в Афганистане. Дубина, которую он придерживает правой рукой – демократизатор, инструмент примитивный, но надежный. В левой руке «чаша», на голове «ступа». Змея, неизменный атрибут бога, здесь обозначена на левой ноге, обвивая голень. Справа – Асклепий. Ноги прикрыты хитоном, змея переползла на дубину, чаша в левой руке осталась.
Возможно, утверждение будет тривиальным, но нет сомнений, что титул Повелителя Бездны Энки «Серапси», который через тысячелетия стал именем бога, Сераписом, у греков трансформировался в Асклепия. Или Асклепий стал его ипостасью, отделенной сущностью Энки, который таким образом попытался проявить себя на поверхности физического мира.
Асклепия отождествляют с египетским Имхотепом, также как и его греческий аналог, занимавшимся врачеванием. У исследователей нет сомнений, что Асклепий это Серапис. Посмотрим на эти три картинки ниже, для того, чтобы в этом убедиться. Атрибуты бога те же самые, разве что «корзинка» (её можно видеть отчётливо на двух крайних изображениях) теперь находится не на голове, а на земле. Теперь это не ведёрко, и даже не корзинка, а скорее оплетённое яйцо, выступающее из земли. Или стилизованная, гранёная «шишка», которую мы могли видеть на изображениях кадуцея Гермеса. Та шишка, которая упала с кадуцея на рельефе Зервана. Посох напоминает кадуцей Гермеса, но всегда упирается в землю. В отдельных изображениях змей (змея) присутствует возле ног, в большинстве – переползает на посох, тирс, поднимаясь по нему вверх.
Не слишком запутанным получается детектив? Если после всех этих сложных трансформаций и метаморфоз с заменой имён и псевдонимов, как в многосерийном шпионском фильме, я сейчас скажу, что Асклепий и есть Гермес, вы очень удивитесь?
Однако это так. Гермес Трисмегист и Асклепий – одно лицо. Это следует хотя бы из диалога Гермеса и Асклепия, где Гермес как бы отвечает своему «ученику» Асклепию на его вопросы. Подобная форма изложения концептуальных положений философии часто присутствует в античных текстах. Впрочем, воды, которой философы разбавляют свои произведения, в текстах Гермеса нет. Тем тексты и были интересны. Информация плотно посажена, каждая фраза, написанная простым и доступным языком, несёт смысловую нагрузку - стиль близок к научной статье, только без зауми научных терминов, которые в те времена ещё не существовали. Ради примера отвлечёмся, чтобы почувствовать красоту изложения:
«Мир есть полый шар, имеющий в себе самом причину своего качества, невидимый в своей целости; … Шар сей кажется видимым только посредством отдельных отражений идеальных форм, как будто нарисованных на его поверхности; он видится в образах, но в действительности он всегда невидим сам по себе. … Образы мы называем идеями, потому что это видимые формы».
Современным научным языком, примерно то же самое, звучит более коряво:
«В случае запутанных состояний редуцированные матрицы плотности обладают ненулевой квантовой энтропией, в то время как энтропия чистого состояния составной квантовой системы равна нулю. Это свидетельствует о том, что флуктуации отдельных частей системы взаимосвязаны. При этом степень их корреляции тем больше, чем более случайными они являются по отдельности, поскольку флуктуации в обеих независимо рассматриваемых частях составной системы обусловлены единым источником - чисто квантовыми флуктуациями в составной системе. Можно сказать, что чисто квантовые флуктуации, отвечающие чистому запутанному состоянию составной квантовой системы, при независимом рассмотрении отдельных частей системы переходят в классические флуктуации соответствующих частичных распределений вероятности (т.е. частичных матриц плотности) и описываются энтропией этих распределений».
Мера квантовой запутанности чистых состояний. С.И.Доронин. Квантовая Магия, том 1, стр. 1123.
Немного религий предоставляют теории, получившие продолжение в науке – с другой стороны, наука практически не допускает существование какого-либо «Творца» и описывает причину возникновения мира и нашего существования чередой чисто случайных совпадений. Но чем больше наука изучает «материальный» мир, тем более он становится похожим на «идеальный». Всё это вместе складывается в славную головоломку.
И тот, и другой отрывок написан по-русски, но в разной терминологии. И то и другое сложно для восприятия человеку без должной подготовки. Язык – явление многофункциональное. Выработка особого языка для передачи информации и позволяющего адекватно описывать происходящее в определенных терминах нужна для понимания как можно большего числа людей в этой информации заинтересованных. Но чем больше языков – тем меньше понимания. Слово имеет ограниченную область применения. Графический знак-пиктограмма является универсальным «термином», понятным большинству интуитивно. И если что-то в древности изображали - это, первоначально, несло строго определённое значение. Особенно, если это было изображение богов и их атрибутов.
«Асклепий» содержит описание творения мира и иерархии богов, и в частности то, что человек может творить богов из изваяний, в которые можно заключать души демонов посредством церемоний. Само по себе заключение «сущности» в камне интересно как таковое, недаром появились запреты на изготовление «каменных идолов» и «богов литых», а потом и вовсе был наложен строгий запрет на изображения в иудаизме и исламе. Что интересно, запреты появились намного раньше победы авраамических религий над «язычеством».
Запреты на изображения были и в Египте и Риме. При этом, большинство тех скульптур, которые можно было уничтожить – уничтожалось. Например, Эхнатон запретил любые изображения, кроме собственных, но после его смерти, когда его город Ахетатон покинули и он превратился в руины, стали говорить о его преступлениях и восстановили то, что было разрушено по его приказу. На протяжении тысячелетий это происходило многократно и носило циклический характер. Таким образом в новоделы постепенно вносились неизбежные ошибки, которые закреплялись следующими поколениями жрецов и ваятелей.
Поэтому древние изображения – большая редкость. Большинство их существуют в обломках, которые постоянно находят археологи. Ваяли скульптуры из прочнейших материалов – и если от них остались рожки да ножки с копытами – этому явно не время было причиной.
Герметическое учение, к которому первые Отцы Церкви относились благосклонно, было в «Тёмные Века» так же забыто, поскольку до того было тщательно разбито на мелкие осколки. Процесс восстановления его из отдельных фрагментов начался в период Возрождения. Можно много чего красивого наговорить о начале Ренессанса и его причинах, что и было сделано в тысячах иллюстрированных и обстоятельно толстых диссертаций учёных на эту тему, которые вы легко найдете в библиотеках. Можно расплывчато считать его начало XIV-XV веками. Но, я думаю, что не погрешу от истины, и не обижу «коллег», назвав точную дату. Это 1463 год. Тогда агент, посланный Козимо Медичи в Египет, вернулся во Флоренцию с набором из 14 герметических трактатов, известным теперь как Corpus Hermeticum. Событие было настолько значимым, что Козимо даже приказал своему учёному, Марсилио Фичино, отказаться от эпического перевода с греческого полного собрания сочинений Платона, чтобы сконцентрироваться на переводе работ Гермеса, которые в свою очередь повлияли на всё искусство - от Леонардо до Шекспира и положили основание современной науке.
Принято считать, что преследовали Галилея, и Джордано Бруно сожгли на костре как еретика за то, что они высказывали ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями, что не понравилось закосневшим в догме инквизиторам. Типа: Science vs. Religion. На деле было гораздо серьёзней: столкнулись две идеологии. Галилей, Бруно, Коперник начитались подрывной литературы, нахватались экстремистской идей, вроде того что человек вовсе не сосуд греховный, несчастное существо, полностью зависящее от милости Божией (и от служителей Церкви, конечно) для его спасения, а следуя герметической пословице «Magnum miraculum est homo», (Человек есть великое чудо), имеет неограниченный потенциал в развитии. Для многих европейцев того времени было откровением, что и женщины были включены в это «великое чудо». И именно эта уверенность в себе лежала в основе интеллектуальной смелости, определяющей эпоху Возрождения.
Все те процессы реванша Гермеса в войне за умонастроение сегодня отчего-то стыдливо замалчиваются историками, не упоминаясь вовсе. Это все равно, что писать историю ХХ-го века, игнорируя при этом социализм.
Еретиком Бруно был объявлен вовсе не за его «научные открытия», вроде утверждений о том, что вселенная бесконечна и развитие идеи гелиоконцентризма Коперника, которые явно были почерпнуты им из герметических книг (что он называл подтверждением, найденным в древних источниках), а за основание тайного общества «Giordanisti», в котором он готовил реформу католической церкви. Giordanisti. Слухи о том, естественно, не могли быть не замечены Ватиканом. Бруно считал, что герметизмом представлена истинная религия, концентрированная мудрость древнего Египта, которая была искажена и в этом виде принята христианами. Но герметические книги предсказывали, что «истинная религия» будет восстановлена в мире за один день, и Бруно считал, что это произойдет в его время. Он твёрдо верил, что это повлечет за собой не менее радикальную реформу католической церкви. Если не полную её замену.
Долго ли Бруно мог неприкрыто носить эту бомбу подмышкой? Как вообще ему дозволялось свободно путешествовать по Европе с таким счастьем? Нам рисуют Бруно как скромного монаха-доминиканца, но его лично знали, принимали и поддерживали Елизавета I, Генрих III Французский, и даже император Священной Римской империи Рудольф II. Это давало ему некоторую иллюзию, что подобное покровительство как-то иначе повлияет на то, что в таких обстоятельствах было неизбежным. Но, человек предполагает, а итог всем теперь известен – большой костёр.