Кто помогал нам организовывать наши ранние общества? Кто настолько заботился о нашем окончательном развитии, что зашифровал необходимые научные знания символами и сказаниями нашей мифологии? Мы знаем, что многие из древнейших источников считают этих учителей богами, и человек, живший до начала нашей эры, воспринимал их именно так. Однако современные догонские жрецы настаивают, что это были не боги — они называли себя посланцами бога. Как бы ни обстояло дело, существует несколько простых наблюдений, рассказывающих об этих учителях с некоторой степенью определённости. Они много знают о науке — возможно, больше, чем наши учёные сегодня. Кем бы они ни были, они демонстрируют абсолютное стремление помочь нам. В конце концов, они проделали огромную работу по зашифровке и сохранению своих посланий способом, который был тщательно просчитан с точки зрения сохранности информации; судя по всему, предполагалось, что однажды она будет обнаружена и расшифрована.
Древние мифы о сотворении Мира.
Истории Сотворения мира — одни из самых ранних религиозных памятников древних народов. Вероятно, поначалу они принадлежали к устной традиции и их стали записывать по мере развития общества. В некоторых случаях, как в шумерской культуре, подробных мифов не сохранилось. Однако в нерелигиозных текстах существуют многочисленные упоминания об участвовавших в Создании мира богах, их действиях и приметах, что делает возможным воссоздание оригинального повествования. Любая культура со временем развивается, часто претерпевая изменения в различных регионах, и иногда учёные сталкиваются более чем с одной легендой о Сотворении мира или версиями одной и той же легенды, бытующими в определённом обществе.
Самые старые мифы включают в себя на удивление постоянный набор тем. Если мы взглянем на темы, представленные в религиозных рассказах догонов, то обнаружим, что их можно разделить на две отдельные истории, которые я называю внешней и внутренней. В Древнем Египте и у современных догонов будущие жрецы в первую очередь знакомились с внешней историей, а затем постепенно узнавали и внутреннюю, в которой раскрываются глубинные учения. Догоны говорят, что одной из целей такого подхода является искажение или сокрытие религиозных тайн от всех, кроме самых преданных.
Внешняя история включает все или некоторые из следующих элементов. Во-первых, из вод хаоса сам собой рождается бог. Догоны называют его единственным истинным богом — Аммой. Соответствующий египетский бог известен как Амон, а аналогичная шумерская богиня по имени Намму носит титул Ама-Ту-Ан-Ки, то есть «мать, давшая жизнь небу и земле». Этот «самозародившийся» бог или богиня создает несколько пар богоподобных созданий — обычно восемь. В традиции Гелиополя эта восьмёрка называется огдоадой и включает в себя Шу и Тефнут, Геба и Нут, Исиду и Осириса, Сета и Нефтиду. Члены этих четырёх пар либо делятся на мужчин и женщин, либо воспринимаются как противоположности, например тьма и свет, день и ночь.
Затем образуются звёзды, планеты, Земля и Луна. После этого либо первый бог, либо один из богов, появившихся позже, создает мужчину и женщину, обычно из глины. В некоторых культурах восьмёрка божеств принимает форму предков человека — как восемь догонских предков и восемь Ануннаков у шумеров. Не раз встречается упоминание о том, что эти предки передают людям знания, необходимые для развития общества. Иногда они основывают первые человеческие племена, порождая восемьдесят потомков (в некоторых традициях, например в исламе, сорок пар близнецов). Наиболее почитаемые или старейшие из этих предков имеют имя, похожее на Леве (как в мифах викингов), Лебе (в мифах догонов) или Леви (название иудейского рода).
Внутренняя история обычно включает в себя подробности о сотворении Вселенной. Чаще всего не сформированная Вселенная описывается как яйцо — догоны называют это яйцом Аммы, — содержащее в себе все семена или символы мира. В одних культурах эти символы представлены в виде букв алфавита, в других — просто считаются семенами грядущего мира. Отдельные детали варьируются в разных культурах. К примеру, в гермопольской космогонии яйцо создают несколько пар змей и лягушек. В культуре догонов Амма сначала сотворил яйцо, а затем парные семена или символы. Обычно некая неизвестная воля заставляет космическое яйцо раскрыться — догоны называют это открытием глаз Аммы, — освобождая вихрь, формирующий вращающиеся галактики планет и звёзд.
В этих сказаниях заключены основные принципы — содержащихся в наиболее древних мифах многих мировых культур, — которые догоны довольно чётко определяют. Первым является принцип парности — он появляется в мифологии догонов с самых первых моментов творения. С точки зрения догонов, Вселенная состоит из двух творений, одно из которых мы видим, другое же от наших глаз скрыто. Во внешней истории первым действием бога Аммы является формирование идеальной пары близнецов, которых догоны называют Номмо. Каждый акт созидания, который следует за этим, порождает пары. Тот же принцип можно увидеть в ведущих египетских традициях Гелиополя и Гермополя, где самые первые из возникших богоподобных созданий появлялись парно.
Вторым принципом, связанным с парностью, является деление на мужских и женских персонажей (как, например, мужское и женское божества Идзанаги и Идзанами в Японии). У многих народов этот принцип выражен в виде самозародившегося бога андрогинной природы (египетский Атум или индуистский бог Шива, одновременно являющийся и мужчиной, и женщиной), за которым следует появление четырёх пар мужских и женских богов и богинь (египетская огдоада). Иногда этот принцип выражен в парах противоположностей, таких как порядок и хаос (изначальная пара, созданная китайским богом Пан-Ку), или положительное и отрицательное, воплощённое в китайской концепции инь — ян.
Два этих принципа — парности и противоположности — присутствуют практически во всех аспектах догонской культуры. К примеру, в обычае догонов разбивать свои деревни и районы на пары, называя их верхними и нижними. То же мы видим в традиционном делении Древнего Египта на две области — Верхний Египет и Нижний Египет. Знамена этих областей были разных цветов — красного и белого, — считавшихся в египетской культуре противоположными. Те же цвета для догонов символизируют успех в скотоводстве и в сельском хозяйстве соответственно. Выбор этих символических цветов в Древнем Египте (если он соответствует их использованию у догонов) может говорить о возможном разделении труда. Это напоминает и о современной догонской культуре, где любой земельный надел распределяется между теми, кто возделывает угодья, и теми, кто изготавливает инструменты и орудия для их обработки. Кузнецы получают свою долю от урожая, но сами не имеют права его выращивать.
Помимо этих основных принципов в догонской истории существуют центральные символы, всюду возникающие в ранних мифах о Сотворении мира. Первый символ — это спираль; она появляется в самых разных контекстах и обнаруживается даже в мифологии австралийских аборигенов. Мы видим её в образе бараньих рогов, змей, которые двигаются волнообразно, а отдыхают — скрутившись. Образ змеи — возможно, наиболее распространённый и устойчивый в мифологических системах мира. Символ спирали присутствует во многих древних рассказах о вихрях и бурях.
Символом, который так же важен, как и спираль, является вода. В древней мифологии первый бог обычно возникает из древних вод или вод хаоса. Многие важнейшие боги в мифах по всему миру сами представляют воду (например, египетский бог Атум, Номмо догонов и древний бог Опочтли мексиканского народа чичимеков). Слово «номмо» в догонском языке означает «вода». Шумерский бог Энки символизировал земные воды, а его двойник Энлиль — воздух, представляемый как нечто текучее, что заполняет пространство между небом и землей.
Ещё одним важным, центральным символом в древнейших мифологических системах является глина, которая также появляется во многих сюжетах. В истории догонов планеты в виде глиняных шариков вылетают и пространство при раскрытии яйца Аммы, а солнце сравнивается с глиняным горшком, нагретым до высокой температуры. Во многих мифах говорится, что первые мужчина и женщина были созданы из глины. Следы этого сюжета можно видеть в греческом мифе о Прометее, вылепившем из глины человечество, и в японских мифах, утверждающих, что человек был создан из глины. Та же древняя связь с глиной и водой обнаруживается и в религии Древнего Египта, например в слове пип, обозначавшем древние воды. Изображающие это слово иероглифы представлены в виде» трех глиняных горшков и трёх волнистых линий. Это указывает на то, что образ глиняного горшка мог быть частью египетских представлений о происхождении мира:
В древнейших космогониях часто подчёркиваются значимость чисел «2» и «8». К примеру, догоны говорят, что Номмо — это идеальная пара близнецов, а солнце окружено медной спиралью из восьми витков. Оригинальная египетская огдоада состояла из восьми богов, а у шумеров поначалу было восемь Ануннаков.
Нумерология, как элемент ранних религий, встречается в ближневосточных культурах Халдеи и Вавилона или в ведической традиции Индии, а в распределении и значении чисел у многих культур наблюдается заметное сходство. К примеру, одним из признаков самых древних религий является то, что первые десять чисел представлены первыми десятью буквами алфавита, а число «10» считается идеальным (так было у греков, этрусков и древних иудеев). Название буквы, представляющей десятку, часто считается именем бога. Даже сегодня мы видим остаточные явления этой символической связи в испанском языке, где слово dios означает «Бог», а слово diez — «десять». Ещё одно подтверждение тому можно обнаружить в самом названии иудаизма, связанного, вероятно, с десятой буквой еврейского алфавита yud. У догонов особое значение имеют и другие числа: «3» является числом мужчины, «4» — женщины, «7» — число личности и знатока языка, «8» — число самого языка, «9» — число вождя клана. Отголоски этих числовых распределений заметны и во множестве других культур. Например, в древнеегипетском искусстве число «9» часто встречается в изображениях фараона, означая, возможно, вождя, как и у догонов.
Существует очевидное сходство в основах мифологических космогоний догонов, древних египтян и древних шумеров. Это сходство отражено в именах, последовательности действий, поступках и формах Богов и богинь, появившихся из воды. Наглядным будет следующее сравнение:
Многочисленные общие черты между богами Египта и Месопотамии были замечены Уоллисом Баджем. В книге «Боги египтян» он ищет глубинные причины, объясняющие сходство.
Удивительно обнаружить такие совпадения между первобытными богами Шумера и Египта, особенно если учесть то, что подобное сходство не может быть результатом заимствования. Вряд ли писцы Ашшурбанипала позаимствовали египетскую систему или что учёные времен Сети I скопировали идеи учёных Вавилона или Ассирии, а потому мы приходим к заключению, что первобытные боги и шумеров, и древних египтян происходят из некоего общего, невероятно древнего источника. Сходство между двумя группами богов кажется слишком явным, чтобы являться простой случайностью.
Некоторые уважаемые учёные, такие, как французский историк Николас Грималь, также видят связь между древнеегипетской религией и современной мифологией догонов. О некоторых соответствиях Грималь пишет в книге «История Древнего Египта».
Анубис напоминает кровосмесительного шакала в роли Прометея, существовавшего до Номмо у народа догонов в Мали, чья космогония также связана с восьмеркой изначальных божеств. Существуют и другие африканские связи с Египтом: Амон, к примеру, напоминает золотого небесного барана, чьё чело украшено рогами и тыквенным сосудом, подобным солнечному диску; Осирис похож на Лебе, чьё воскресение символизирует рост проса; и, наконец, у каждого человека есть душа и жизненная сущность… У египтян они называются ба и ка.
Во многих древних религиях три первых бога и богини в той или иной форме представляют воду, воздух и землю. Однако символика, связанная с этими сущностями, часто оказывается весьма непростой. Обычно богиня воздуха символизирует влагу, атмосферу или жидкость. Бог земли часто представлен в виде земных вод. По не совсем понятным причинам вода настойчиво вторгается в символику ранних богов и богинь, усложняя наше понимание их ролей. Описание первых бога и богини, создавших сами себя, характеризуется некоторой расплывчатостью и зачастую содержит небольшое количество характеристик. В целом женское божество первой пары близнецов связано с воздухом, атмосферой, бурями, ткачеством и речью. Мужское божество часто отождествляется с бараном, козлом или другим рогатым животным и относится к гончарному или кузнечному ремеслу. У египтян есть Хнум — бог с головой барана, создавший животных, и Пта — творец неба и земли, которому у греков соответствует Гефест — бог-кузнец.
Существует и тип богини, связь которой с Сотворением мира кажется менее ясной. Многие ранние культуры чтят богиню-мать, считая её самым древним божеством, породившим всех остальных богов. В космогонии догонов не упоминается о какой-то конкретной богине, выступающей в этой роли (хотя слово дада, также являющееся именем паука, плетущего сеть, означает «мать»), а вот шумеры отводят это место Намму — богине с титулом Ама-Ту-Ан-Ки. Этот титул указывает на возможное родство с догонским Аммой и шумерским Энки (Ан-Ки); кроме того, существует очевидная связь между Номмо догонов и Намму шумеров. В египетской мифологии есть мать-богиня Нет (более известная как Нейт). Один из самых древних египетских храмов, построенный первым царем Египта, посвящен богине Нейт — возможно, первоначально ливийской богине, — считавшейся матерью бесчисленного сонма египетских богов.
Ещё одна важнейшая концепция ранних религий связана со сторонами света — севером, югом, востоком и западом. Многие символы древних религий связаны с этими четырьмя направлениям. Они воплощаются в четырёх углах еврейского таллита, которые собирают вместе в руке, что символизирует единство Бога. Это делается на утренней службе перед чтением Шма — стихов, занимающих одно из центральных мест в иудаизме. Хорошо известно, что важнейшие сооружения древности, такие, как Великая пирамида, тщательно соотносились с четырьмя сторонами света. (При строительстве многих других сооружений нередко ориентировались на звёзды.) Тем же принципам следовали строители ступ, или чортенов, — древних святилищ Индии и Азии. В некоторых мифологических системах, например у американских индейцев навахо, небеса опираются на четыре огромных столба или колонны, каждая из которых соотносится с одной из четырёх сторон света.
Другой концепцией, которая чётко определяется в религии догонов и постоянно встречается в других ранних религиях, является Слово. Догоны использовали это понятие не только буквально, обозначая им речь и язык, но и образно — в этом случае оно означало владение каким-либо мастерством или знание какой-либо идеи. К примеру, в мифологии догонов понятие одежды, воплощенное в первой юбке из волокон, представляет Первое Слово, а мастерство ткачества — Второе. В этих примерах идея Слова может восприниматься образно, подразумевая наставление в данном ремесле. Отсюда в догонской мифологии представление о словах, вплетённых в ткань. Эта идея воплощается в истории, согласно которой пары дыхания Номмо впитались в волокна первой юбки. Если данные символы взяты из той же системы, что и символы египетской религии, то их можно рассматривать как предшественниц позднейшей христианской символики, где есть Слово Божье и духовенство.
Поскольку подобные сюжеты, символы и идеи очень часто появляются в древних мифологиях, это делает их центральным объектом любого сравнительного анализа. Мифы догонов о Сотворении мира играют здесь важную роль благодаря своей доступности.