Необязательное вступление – можно не читать.
Первая версия рассказа написана в 1976 г. и выдержала 20 прочтений за 2 недели. После этого школьная тетрадка в 48-листов истрепалась и рассказ переписан заново. В первой версии описаны только действия пилота, вторая часть с переговорами базовых служб относится к 1982 г., но и тогда он не заносился в компьютер, здесь он фактически написан заново. Идея рассказа появилась после прочтения романа А. Кларка – Лунная пыль. Главный герой выведен под влиянием Рассказов о пилоте Пирксе С. Лема, рассказ так и назывался – Патруль. Совпадение отдельных элементов с последней частью Лунной радуги С. Павлова удивительно, т.к. совпадает к тому же и по времени написания, но чисто случайно.
В 21-ом веке человечество попыталось открыть тайну гравитации. Ведущие державы: Япония, Россия, США долго экспериментировали, порой казалось успех близок, но ни экспериментального, ни промышленного образца антигравитатора так и не создали.
Тем временем появились новые технологии. Пассивные реакторы, в которых ядерное топливо поджигалось лучом нейтронного лазера. Это позволяло использовать в реакторе любую докритическую массу, причем не только урана, годилось любое радиоактивное вещество, т.е. в нем возможно сжигать уран как уголь – по килограмму. Поскольку в реакторе не набиралось критической массы, отсутствовала избыточная радиация и опасность взрыва.
Следом оказались рассекречены Рейлганы – электромагнитные пушки. На их основе создали стартовые – посадочные катапульты для космических кораблей. Если ранее для вывода корабля на орбиту требовались сотни тонн топлива получаемого из нефти, то для разгона стартовой катапультой горючего не требовалось вовсе.
Наконец, в начале 22 века на мысе Канаверал НАСА построил первую 1000-тонную катапульту. С нее началась новая эра космонавтики – в пространство вышли корабли на которых люди могли жить и работать годами. Количество астронавтов одновременно живущих вне Земли быстро перевалило за сотню. Разумеется возникли и новые проблемы.
Наш герой – Тайке Астерсон относится к младшему поколению, пришедшему в Космофлот позже первых экспедиций, в которых люди соприкоснулись с неведомыми ранее явлениями ближнего космоса.
(* далее в скобках со звездочкой даны подстрочные примечания.)
(* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. все они прошли медицинскую комиссию, стройны как на подбор и одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны в разной степени изношенные)
При чтении нужно учесть, что переговоры ведутся на английском языке, а в рассказе приведен адаптированный перевод на русский язык, то же касается надписей и сообщений программно-аппаратных комплексов и систем.
Знакомство (вступление).
Если посмотреть на Землю сверху, между ней и Луной вращаются две орбитальные станции – «Земля – Орбитальная» - космические ворота планеты и ее пара «Земля-Транзит-2» (* бывшая ОКС «Мир») – исполняющая часть функций первой, когда та оказывается в противостоянии с Луной. Космопорт второй станции стал базой Патрульного отряда, когда в ближнем космосе стали работать сотни людей и, для их обслуживания, потребовались спасатели, пожарные, курьеры, и другие службы. Но нужда в них возникала эпизодически, поэтому их функции свалились на одну службу названную патрульной.
Тайке, пилоту второго класса Патрульного отряда не хотелось лететь на Луну, не смотря на то, что диспетчер Огенс пообещал приятную пассажирку.
Айтане Веллини оказалась симпатичной девушкой, она еще не привыкла к необходимости замедлять движения при пониженной гравитации и вела себя словно оставалась на Земле. (* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. они одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны).
В лунном скафандре, представляющем собой набор толстенных фибровых гофров, даже очень симпатичная фотомодель выглядит так же, как тот же Огенс в том же скафандре или как сардина в консервной банке. А сквозь светофильтры шлема, защищающие глаза от ионизирующих космических лучей, лицо все-равно увидеть невозможно, остается только пафос – в ближайшие три часа в скафандре справа сидит не начальство озабоченное очередными неполадками, а светлоокое диво. Ага, диво тоже начальство, только озабоченное инспекцией отряда лунологов, а не астронавтов.
Вылет не сложился сразу – манометр кислородного баллона пассажирского места показал пустоту. Пустота могла простираться на сколько угодно километров вокруг орбитальной станции, но для дыхания нужен запас кислорода под давлением не менее 50 атмосфер. Огенс принес тестовый манометр – в баллоне оказались таки требуемые атмосферы, тем не менее его следовало заменить, неисправность встроенного манометра не позволяла контролировать остаток кислорода. На замену и последующую проверку стартовой готовности корабля ушло более получаса.
Дама устала ждать их в диспетчерской, пафосно именуемой Центром управления полетами, и прогуливалась в галерее, являющей заодно приемную Центра, комнату отдыха диспетчеров и патрульных, кухню-столовую, а также исполняющую другие хозяйственные функции. На звонок она отозвалась, следующим актом стало переодевание – прежде чем надеть на нее скафандр, пришлось снять свой, объяснить ей как им пользоваться и зачем его надевать перед рейсом.
Затем посадка в корабль напоминающий бронетранспортер. Представьте себе салон обычной маршрутки 22 века, установленный в металлической цистерне диаметром три метра и длиной около шести. От мелких метеоритов и прочего космического мусора ее защищают двойные стенки с внешним слоем из высокотехнологичных ферросплавов, стоящих почти как драгоценные камни взятые по весу. Они же экранируют от магнитных полей при взлете – посадке с электромагнитной катапульты. Поверхность корабля серовато-бордового оттенка от присадки марганца, на солнце она блестит словно облитая вишневым вареньем. На ней нанесены надписи – номер и название судна и фирма изготовитель:
«X503 – Литтл Клауд – OTRAC Inc»
Внутри маршрутка, как водится, разделена на двухместный пилотский отсек и шестиместный пассажирский, за ними место под груз, автоматику, двигатели.
К рабочему модулю на магнитных амортизаторах пристыкован технический – с более тонкими стенками, в нем нет мест для экипажа, только горючее, реактор, двигатели. (* Двигатели есть в обоих модулях это не описка).
Общая длина корабля из двух модулей 12 метров. При вылетах в дальние рейсы между ними располагают третий подобный модуль – танк с горючим и грузовой трюм.
В пилотском отсеке теснотища, в полный рост может выпрямиться только дюймовочка или мальчик-с-пальчик. В космосе везде теснотища – каждый метр приходится защищать от вакуума, излучений и метеоритов многослойными и многотонными стенками.
Пилотские кресла рассчитаны под скафандры, без них пилоты утонут, для компенсации размеров скафандра регулирется форма и положение кресел и пультов.
Пульт управления первого пилота похож на планшетный компьютер размерами экрана 90 на 120 сантиметров. Он вогнут «ракушкой», его нижняя часть почти горизонтальна и исполняет функции стола. На ней расположен джойстик и несколько клавиш. Далее поверхность экрана плавно загибается вверх и дальняя сторона почти вертикальна, как экран компьютера или телевизора стоящий на столе. Дополнительно, верхние и нижние углы можно изогнуть в желаемую сторону, как вовнутрь, так и наружу. Пульт второго пилота отличается более простым джойстиком.
Переднюю стенку занимают обзорные экраны, на них по умолчанию выводится изображение с камер наружного наблюдения и схема траектории полета с параметрами текущей орбиты. В боковые поверхности салона встроены системы жизнеобеспечения, связи, энергоснабжения.
Вылет задержался едва ли не на час, пока Тайке вырулил в створ стартовой катапульты. Теперь ему окончательно расхотелось лететь. Если бы предчувствия брались в расчет руководством, его бы оставили на базе, но ощущения возникающие у пилота перед стартовой перегрузкой никем не учитывались.
- Борт X5-03 – Литтл Клауд, пилот – Тайке Астерсон, маршрут – Земля-Транзит-2 – Луна-17. К старту готов! – произнес он установленную фразу.
- Земля-Транзит-2, диспетчер Огенс Свенсон. Старт разрешаю!
- Запуск главного реактора, - а через две минуты, - реактор в штатном режиме.
Корабль втягивается в створ и, набирая скорость, несется по направляющим сквозь плазменные кольца ускорителя. В конце пробежки направляющие расходятся подобно лепесткам астры, провожая корабль в рейс, как маленькую пчелку несущую мёд.
- Спокойной плазмы, Тайке!
* * *
Через минуту он в пространстве, база быстро превращается в кружочек на экране заднего вида и вскоре исчезнет совсем. Сомнения забыты, начинается привычная работа – проверка систем корабля.
Полетный контроль осуществляет Автоматическая навигационная система (* Автонавигатор, автонав – т.с. автопилот). На долю пилота остается смотреть и комментировать ее действия для пассажирки, а в некоторых случаях для диспетчера порта – Огенса, а точнее – для истории, т.к. переговоры, бортовое видео и данные телеметрии не только передаются на базу, но и записываются.
- Синий крестик-визир в центре обзорного экрана – направление полета. Красная точка рядом с ним – положение главной (продольной) оси дюзы маршевого двигателя. Если за десять секунд работы двигателя на минимальной тяге точка отклоняется, значит центр массы корабля не лежит на оси. Тогда автонавигатор юстирует его положение смещением специальных грузов в разные стороны от оси.
А теперь включаются двигатели системы ориентации (* двигатели поворота) и корабль вращается вокруг оси. Если момент инерции не соосен, ось вращения расходится с главной осью и вновь отклоняется красная точка. Расхождение корректируют те же грузики смещением в продольном направлении по диагоналям, до достижения соосности.
Сейчас корабль кувыркается. Если заносит нос или корму, то вся система грузов перемещается в противоположном направлении, компенсируя отклонение. Так достигается балансировка массы, обеспечивающая прямолинейное движение корабля при работе маршевого двигателя.
При расхождении центра массы с осью тяги, корабль при разгоне и торможении отклоняется в сторону смещения центра, а обнаружить отклонение пилоту не просто, т.к. в пустоте нет визуальных ориентиров.
Тайке указывает на правую стенку:
- Здесь усредненные данные радиации, давления и температуры в салоне и множество других, пока они зеленые и не пищат можно снять защитный шлем. Снимаем, если ты не испытываешь дискомфорта без него.
- По-моему, дискомфорт можно испытать в шлеме. А как его снять?
Тайке показывает как откинуть и захлопнуть шлем, объясняет как открыть блистер (* т.с. стекло только не хрупкое) подшлемника. Глядя на него, Айтане отвоевывает подвижность у скафандра, накрепко примагниченного к креслу второго пилота, осваивается, спрашивает назначение экранов и приборов. Тем временем Автонавигатор вычисляет положение корабля по оптическим ориентирам – Солнцу, Земле и Марсу, демонстрируя их вид в телескоп.
- Отклонение велико для полета по автонавигатору, но в малых кораблях почти всегда летит пилот, - комментирует результат Тайке.
- А другие корабли летают без пилотов?
- Да, большинство – без пилотов: балкеры (* грузовики), зонды, модули будущих орбитальных станций летают на автонаве, пилоты управляют ими дистанционно с орбитальной станции, а иногда и с Земли.
- Сейчас включается маршевый двигатель. Двадцать минут будет неудобно, тяга создает притяжение назад и ощущение полета «лежа на спине», - сообщает Тайке, но ничего не делает, кораблем управляет Автонавигатор. (* при выключенном двигателе в корабле невесомость, а при включении инерция создает притяжение назад, а не вниз.)
- Необычно, а звезды посмотреть можно?
Тайке показывает как управлять изображением на обзорном экране. Осмотр звездной панорамы занимает пассажирку на некоторое время.
Орбитальная станция ушла с экранов назад. Кораблик, пойманной сетью рыбкой, повис в прозрачной черноте космоса. Ни на одном экране не наблюдалось ни малейшего движения, несмотря на скорость полета более двух километров в секунду, или в пять раз быстрее пули. Каждые десять секунд по экранам пробегали декоративные молнии, призванные оторвать пилотов от гипнотизирующей взгляд черноты пространства.
- Смотреть часами скринсейвер – твоя работа? Наверное утомительно, постоянно одно и тоже? – насмешливо спрашивает Айтане.
- Не постоянно, через десять минут картинка сменится – змейка поползет или кошечка пробежит.
- А джойстик такой необычный ради имиджа или в нем скрыто нечто особенное?
- Да, в нем механический интерфейс управления.
- Как это?
- Снизу подведен трос к гироскопу и второй к двигателю. Если при аварии отключится электричество, первым можно управлять гироскопом и ориентировать корабль, а вторым – регулировать тягу.
- Тайке, а правда, пассажирский корабль на орбитальной станции разделяется и летит в разные стороны?
- Да, и не только пассажирские корабли. Также и балкеры состоят из пяти мест под стандартные контейнеры, немногим большие чем наш корабль. Первый, ведущий модуль похож на наш кораблик, только в два раза больше. В нем каюты экипажа. Он полностью автономный, может летать отделяясь от остальных. Каждый из четырех модулей в кормовой связке можно сделать автономным, и назначить ему собственный маршрут. На станциях Земле-Орбитальной или Транзитной проводят техническое освидетельствование корабля после перегрузок при старте с Земли, далее автономные модули ускоряются по индивидуальным маршрутам. Тот в котором ты прилетела сюда, идет к Луне на час впереди нас.
- А его можно увидеть?
- Да, войди в сеть и набери свое имя. В панели инструментов выбери Автонав и перейди в Обсервер. Там обычный веб-интерфейс.
- Вау!
Через минуту Айтане рассматривает маленький одинокий кораблик ползущий по экрану куда-то по своим делам в непроглядной темноте. Затем переключается на другие объекты карты.
- Тайке, пока ты не занят, ответь мне на несколько вопросов?
- На Земле их задают постоянно, спрашивай.
Сначала Айтане поинтересовалась его планами и видами на участие в межпланетных экспедициях, а потом перешла к главному:
- На Землю приходят слухи о таинственных Ночном коктейле, Серой гнили, Золотой флеши и других экзотических материях космоса. Официально их считают плодами пилотских суеверий.
- Извини, о них не говорят в полете, их упоминание считается дурным предзнаменованием.
- Да, я так и думала, а на Земле пилоты отвечают, что они ничего подобного отродясь не встречали и впервые слышат эти термины.
- На Земле комиссии космофлота формируют экипажи, поэтому те кто хочет вернуться в космос молчат, т.к. суеверных могут отбраковать первыми. Айтане, может найдутся другие вопросы для обсуждения в полете.
- Один момент! Ты сказал – первыми отбраковывают тех у кого есть опыт контакта с этими явлениями? Я не ослышалась?
- Да, на этом веками стоит цивилизация, но довольно, меняем тему!
- Ты настолько суеверен или у тебя тоже предчувствие?
- Предчувствие?! – они секунду смотрели друг на друга. Суеверия стали быстро обретать плоть, Айтане казалось, что она видит как Серая гниль разливает по стаканчикам Ночной коктейль в стробоскопическом свете Золотой флеши.