Все, наверное, знают о Вольных Каменщиках. Им предшествовали Дионисийские Архитекторы, которые появились около 1000 лет до Р.X. Возможно, что и до них был кто-то, может египетские жрецы? Может Дионисийские Архитекторы приложили руку к строительству мегасооружений? Ведь перуанские и камбоджийские постройки официально датируют временем существования общества Дионисийских Архитекторов.
"Наиболее почитаемым братством ремесленников в древнем мире были Дионисийские Архитекторы. Эта организация состояла исключительно из посвященных в культ Вакха-Диониса, которые отдали себя науке строительства и искусству украшения. Обладающие, по общему убеждению, секретами и священным знанием архитектоники, его члены облачались доверием – им поручалось проектирование и возведение общественных зданий и монументов. Превосходнейшее качество их работы возносило членов гильдии до высочайшего положения: они рассматривались как мастера-обустроители Земли."
Дионисийские Архитекторы столь тщательно хранили секреты своего ремесла, что только небольшие фрагменты остались от их эзотерического учения. Джон А. Вайс таким образом суммирует скудные сведения относительно этого ордена:
«Они появились не позднее 1000 лет до Р. X. и, появившись, пользовались привилегиями и иммунитетом. У них были специальные знаки для распознавания друг друга, и они были связаны узами, известными только им самим. Богатый член ордена был обязан помогать бедному члену. Они были организованы в коммуны, управлявшиеся Мастерами или Начальниками, такие коммуны назывались гхнпйкйбй (связанными или соединенными домами). Ежегодно они давали грандиозный фестиваль, и пользовались они огромным уважением. Их церемонии считались священными. Согласно легенде, Соломон но предложению Хирама, царя Тира, использовал их для возведения храмов и дворцов. Они также принимали участие в возведении храма Дианы Эфесской. У них были средства сообщения со всем известным тогда миром, и от них, без сомнения, произошли гильдии Странствующих Масонов (Строителей-Каменщиков), ставших известными в Средние Века».
(«Обелиск и Масонство»).
Братство Дионисийских Архитекторов распространилось по всему региону Малой Азии и достигло даже Египта и Индии. Они утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию. Наиболее значительные здания и сооружения в Константинополе, Афинах, Родосе и Риме были воздвигнуты этими вдохновенными ремесленниками. Одним из наиболее блестящих их представителей был Витрувий, великий архитектор, известный как автор «Десяти книг об архитектуре». В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию, лежащую в основе Дионисийской концепции принципов симметрии, выводимых из пропорций, установленных Природой между частями и членами человеческого тела, только применимых к архитектуре.
Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например, описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же образом каждая комната, через которую проходил посвященный в Мистерии, имела свою акустику. Так, в одном зале голос жреца усиливался до такой степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос утихал и смягчался так, что звучал как серебряный колокольчик. В некоторых подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря на то, что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного голоса. Однако пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его вздох превращается в рев.
Высшим устремлением Дионисийских Архитекторов считалось строительство сооружений, которые бы создавали впечатления, созвучные тем, которые вкладывались строителем в идею при сооружении здания. Вместе с пифагорейцами они разделяли веру в то, что некоторая комбинация из прямых и кривых линий может создать определенное умственное и эмоциональное состояние. Они поэтому преследовали цель построения зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Вселенная. Они, может быть, даже верили, что таким образом сооруженное здание – поскольку при этом оно не будет противоречить природе – не будет и подвержено разрушительному влиянию времени. Как логическое следствие подобного философского подхода, такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с Космосом, станет также и оракулом. Некоторые ранние работы по магической философии намекают на то, что Ковчег Завета имел характер оракула из-за специально приготовленных в его недрах комнат. По форме и размерам эти помещения были специально приспособлены и настроены на вибрации невидимого мира, подхватывали и усиливали голоса веков, запечатленные вечно существующей субстанцией астрального света.
"Согласно легенде, Соломон по предложению Хирама, царя Тира, использовал их (Дионисийских Архитекторов) для возведения храмов и дворцов."
Цитируется по: Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – М.-С.-Пб.: Эксмо-Terra Fantastica, 2003. – С. 815-821.
"Когда строился храм (Соломона), на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его."(Библия 3-я Царств, глава 6).
В учении масонства развитие личности идет по 3 ступеням – материальность (поступки), интеллект (мысли), духовность (чувства). Они также представляют собой действие на низшей ступени, чувства на центральной и ум на высшей. Объединение всех трех позволяет получить Пламенный Треугольник, символизирующий Отца, Сына и Святой дух, в центре треугольника будет Бог. Треугольник изображается объятый пламенем – душой или духовным солнцем, рождающим жизнь применительно к внешнему миру и рождающим Божественное применительно к внутреннему миру человека. В некоторых более поздних течениях масонства треугольник подменяется пирамидой. Иногда в центре треугольника изображается глаз, символизирующий Знание.
По учению Масонов, злоупотребление ментальной, физической и духовной силами ведет к потере Священного слова. Основная цель Ордена – строительство Всемирного Храма человечества. Окончательная цель развития личности – воссоединение духа с Царем Солнцем.
В Масонстве существует несколько кругов посвящения в зависимости от чистоты помыслов и готовности ученика. На определенном этапе он получал звание Мастера и облачался в голубые с золотом одежды.
Позднее масонство из-за утери большинства знаний переняло учение Западной Каббалы и западного оккультизма, сформировало множество течений с различной идеологией, с различным числом иерархических уровней, зачастую утеряв основную цель Ордена.
Описывая общество ионийских ремесленников, Жозеф Да Коста говорит о Дионисийских ритуалах, обнаруживающих свое происхождение в астрономии.
Согласно этому автору, инициированные этого ордена координировали строительное искусство с астрономическими принципами. В различных документах, имеющих дело с возникновением архитектуры, мы находим намёки на то, что величественные здания, воздвигнутые посвященными мастерами, были основаны на геометрических структурах, заимствованных в звёздном небе. Таким образом, храм мог быть спланирован согласно созвездию Пегаса или же созвездию Весов. Дионисийцы разработали особый код, которым они могли сообщаться во тьме, а символы и терминология их гильдии произошли по большей части от элементов архитектуры.
Интересным обстоятельством является то, что, будучи язычниками по своим философским принципам, эти Дионисийские ремесленники принимали участие в возведении ранних христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут на себе символы этих просвещенных строителей. Строительные инструменты: циркуль, угольник, линейку, деревянный молоток можно увидеть вырезанными на барельефах над входами церквей Старого Света или искусно изображенными на фресках, иногда они вложены в руки святых и пророков, чьи скульптуры стоят в нишах. Великая тайна заключается в древних порталах собора Нотр Дам, которые были разрушены во время Французской революции. В этих порталах было много резных и изображений розенкрейцеровских и масонских эмблем, и кроме того, согласно записям алхимиков, изучавших эти барельефы, на них были запечатлены секретные процессы превращения металлов.
Римские Коллегии искусных архитекторов были, судя по всему, частью большей ионийской организации, а принципы и структура их были практически теми же, что и во всей организации. Есть подозрение, что Дионисийцы сильнейшим образом повлияли на раннюю исламскую культуру, потому что часть их символизма нашла путь к Мистериям дервишей. Одно время Дионисийцы называли себя Сынами Соломона, и одним из самых важных их символов была Печать Соломона – два налегающих друг на друга треугольника. Этот мотив часто повторяется в мусульманских мечетях. Рыцари Тамплиеры, которые обвинялись во всём и вся, как говорят, имели контакты с Дионисийскими Архитекторами и принесли их символику и доктрины в средневековую Европу. Но Масонство больше всего обязано Дионисийскому культу огромным количеством символов и ритуалов, заимствованных из архитектурной науки. От этих древних и просвещенных ремесленников воспринято наследство незавершенного Храма Цивилизации – громадной невидимой структуры, над которой инициированные строители непрерывно трудились со времен основания их братства. Это могучее сооружение, которое разрушается время от времени и вновь восстанавливается, но фундамент которого остается нетронутым, является истинным Вечным Домом, символом которого был храм у подножия горы Мория.
Помимо оперативного аспекта этого ордена, Дионисийские Архитекторы имели спекулятивный философский код. Человеческое общество они рассматривали как грубый и необработанный камень, добытый из каменоломни Природы. Этот грубый блок является истинным объектом приложения труда искусных каменотесов, которые полируют, ровняют его и превращают в прекрасное произведение искусства. Как мистики освобождают свои души от уз материи, как философы находят величайшую радость в глубинах мысли, так и мастера-ремесленники получают свободу от Круговорота Жизни и Смерти, научившись стучать своими молотками в унисон с силами Космоса. Они почитают Божество под личиной Великого Архитектора и Мастера Ремесленника, который добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает их во вселенные. Дионисийцы утверждали конструктивность высшим выражением души и, настраивая себя в унисон с видимыми конструктивными природными процессами, идущими вокруг них, верили, что бессмертие может быть достигнуто на этом пути. Таким образом, они мечтали стать частью творческих сил Природы.
Цитируется по: Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – М.-С.-Пб.: Эксмо-Terra Fantastica, 2003. – С. 815-821.
Дионисийские архитекторы.
Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во главе которых стоял мастер, - прообразы позднейших - масонских братств и ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, приравненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооружений древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Соломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в Индии.
Храм Соломона.
Положение, ниже цитируемое, было когда-то весьма популярно: «Люди из Аттики за тысячу лет до рождения Христа отправились на поиски лучшего места для поселения... Они остановились в Малой Азии и... область, которой достигли они, называлась Ионией. В короткое время эти азиатские колонии превзошли материнскую страну процветанием своим и науками. Мраморное зодчество – дорического и ионического ордеров – было плодом их гения. Они вернулись в материнскую землю и научили её жителей той разновидности архитектуры, что стала столь почитаема последующими веками. Всеми этими усовершенствованиями мир обязан дионисийским ремесленникам».
Мистерии Вакха (Mysteries of Bacchus).
Согласно этой гипотезе, таковые ремесленники были в любом случае не просто строителями. Они принесли с собой в Ионию свои таинства – мистерии Вакха. «Они были сообществом ученых людей, владевших исключительным правом возведения храмов, театров и других публичных сооружений в Малой Азии. В той части света таких художников было множество, существовали они под тем же именем и в Сирии, Персии, Индии. Они снабдили по заказу всю Ионию и все прилегающие страны, вплоть до Геллеспонта, театрами, и они построили в Теосе великолепный храм Вакху – основателю их ордена. Приблизительно за три столетия до рождения Христа большое число их было в подчинении царя Пергама, который отдал им Теос для поселения, поскольку это был город их бога.
Члены этого сообщества, тесно связанные с дионисийскими мистериями, отличались от непосвященных жителей – наукой, что они владели, и особыми словами и знаками, по которым они могли узнавать братьев по ордену. Как и франкмасоны, они делили себя на ложи, отличающиеся разными названиями. От случая к случаю они устраивали празднества в построенных для этого и освященных домах, и каждое отдельное сообщество управлялось Мастером и Председателями, или Смотрителями. Раз в год они устраивали торжественное и с помпезностью славное собрание, на котором братия участвовала в подготовленных Мастером действах, после того как они заканчивали жертвоприношения своим божествам, а особенно своему покровителю Вакху. В обиходе их церемониала была особенная утварь, часть ее точно соответствует той, какая теперь используется франкмасонским братством».
Византийские художники.
Создатели гипотезы о дионисийских ремесленниках проследили их непрерывную историю до «художников Византии» и далее до строительных братств Западной Европы. Более того, они связываются с Иудеей эпохи, предшествующей строительству Первого Храма, и со священным замыслом Соломона, поскольку – согласно Иосифу Флавию – храм был построен в ионийском стиле, а значит, почти достоверно участие дионисийцев в строительстве. Они связываются и с ессейским братством, хотя ессеи были умозрительной сектой, возможно, не имевшей никакого особого отношения к архитектуре в материальном смысле. Их история прослеживается даже через тамплиеров – благодаря лишь тому, что у них якобы существовал план вернуть оскверненному Сиону славу его символического сооружения.
Через последовательность подобных измышлений нас подводят к профессиональному сообществу зодчих, которое представлено существующим под особым папским покровительством. «Так как возросла необходимость в прекрасных монастырях и великолепных соборах, чтобы воодушевить цех зодчих, епископы Рима, а также и другие сильные мира сего во всех концах Европы даровали братству франкмасонов важнейшие привилегии и позволили им иметь свои особенные традиции и церемонии и руководствоваться ими. Сообщество состояло из людей разных народов – итальянских и греческих, французских, немецких и фландрийских художников, которых называли франкмасонами и которые жили во всех странах, возводя те прекрасные церкви и соборы, что нынче восхищают ценителей древности.
Управление этого сообщества было примечательным образом регулярно. Его члены жили в стане, разбитом вблизи строительства, на котором они работали. Попечитель (Surveyor), или Мастер, председательствовал у них и во всем осуществлял руководство. Каждого десятого называли Смотрителем (Warden), и он следил за подчиненными ему. Те же ремесленники, что не входили в число членов братства, не были допущены к строительству зданий, кои лишь франкмасоны имели право возводить».
Цитируется по: Уайт А.Э. Новая Энциклопедия Масонства (Великого Искусства Каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории. – С-Пб.-М.-Краснодар: Лань, 2003. – С. 109-110.
«Мозаика, найденная в Помпеях в 1878 г. Над черепом, символизирующим телесную смерть, мы видим отвес и циркуль – масонские символы; внизу – бабочка (бессмертная душа) воспаряет над колесом жизни (символ цикличности и движения). Подобные артефакты укрепляют в масонской среде убежденность в том, что их организация владеет тайными знаниями, дошедшими из глубины веков». (Масонство. Тайная власть избранных. Под ред. А. Черинотти. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – С. 8).
Есть ещё известный храм без единого гвоздя и его построил по легендам сын Соломона Лалибела, Менелик, сын царицы Савской и Соломона.
Легенда гласит, что в те далекие времена здесь в царской семье родился наследник. Как только он появился на свет, его окружил рой пчел. Пораженная мать воскликнула: “Лалибела”, что означает “пчелы признали его владычество”.
“Однажды душа Лалибелы услышала глас Божий. Творец повелел царю выстроить в Рохане новый Иерусалим. Так здесь появились свои Иордан, Голгофа, Масличная гора и удивительные храмы, высеченные в скале”.
По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской всё, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона якобы родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Со времен правления Македы остался в Аксуме только огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она якобы спасалась от жары.
Когда это сооружение стало христианской святыней, неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявление, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение. Правда, последние несколько лет в стране свирепствует засуха и давно уже Май Шум не видели заполненным водой. Приходится набирать в кувшины мутную жижу и уже с их помощью совершать обряд. Рядом с бассейном стоят знаменитые стелы Аксума, вытесанные из цельного камня. У подножий - выемки для подношений верующих. Самая большая стела упала, вторую по величине в 37-м году вывезли итальянские фашисты.
Существует легенда, что останки царицы Савской покоятся под одним из этих монолитов. Закат Аксума начался в VII веке. Некогда враждовавшие между собой арабские племена объединились под знаменем ислама. Они вторглись в Северную Африку, и с этого времени пошла быстрая исламизация. Христианский Аксум оказался в окружении мусульманских народов. Он лишился значительной части своих территорий и выхода к морю. С севера, из Эритреи, страна постоянно подвергалась нападениям кочевников бейа. История повторяется. Нынешняя Эфиопия, после того как ее северная провинция Эритрея объявила себя независимой, тоже фактически потеряла выход к морю и тоже ведет изнурительную войну за его возвращение.
Лалибела – так звали одного из царей, который запомнился эфиопам своей беспримерной мудростью и праведностью. При его жизни случались многочисленные чудеса, описанные в хрониках. С именем легендарного монарха связаны знаменитые выдолбленные в камне церкви.
Самая поразительная из всех церквей храмового комплекса – Бета Гиоргис (Святого Георгия). Она стоит несколько на отшибе. В плане храм – это хорошо видно сверху – представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, вернее, глубина здания также 12 метров.
"...легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его завистливый брат, Харбай. Лалибела вознесся на небо и говорил там с Господом, который приказал ему вернуться на землю и построить церкви. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому целую ночь вместе с ним трудились ангелы."
Это место зовется Ноевым Ковчегом. Каждая церковь имеет свою примету. В одной демонстрируют луч света над алтарем, который, по словам гида, не меркнет днем и ночью. Гиду приходится верить, потому что ночью в церковь не пускают. В другой — «могила Адама», и все начинают живо интересоваться, где же похоронена Ева. Дальше хранятся манускрипты начала XV века, скульптуры святых и великое множество древних крестов. Самая заметная достопримечательность — колонна, уходящая на высоту двух этажей и покрытая материей. Священники заверяют, что так надо, ибо на ней высечено прошлое и будущее мироздания, а людям знать того не положено.
Ещё про церкви и легенда о Ковчеге:
От Соломона якобы родила царица Савская сына Менелика, первого властителя Эфиопии.
Служители Нового храма показали икону. Сцена, на ней изображенная, признаться, нас удивила: Менелик похищает у своего отца царя Соломона Ковчег завета. Тот самый, в котором хранились полученные Моисеем от Бога скрижали с десятью заповедями. Ни в Библии, ни в исторических хрониках о подвиге Менелика нет никаких упоминаний. Но обладание этой святыней позволяет эфиопам считать себя избранным народом.
Со времен Менелика Ковчег, или то, что эфиопы называют Ковчегом, хранится в Аксуме. Специально для него император Василий построил церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Сорок лет назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству. Святыню берегут как зеницу ока. Входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Должность хранителя пожизненная. Перед смертью он сам выбирает себе преемника.
И было Ему Виденье:
Спустился к Нему Господь,
В груди пробудил горенье
Во сне оставляя плоть,
А Душу поднял на Небо,
Ведя по Своим Домам,
Сказав: «Их просторный слепок
Ты людям подаришь Сам!»
«Дома мои – словно Вера,
Должны быть литой Скалой,
Вздымать горбом дромадера,
И крыться в Тиши большой!»
Так делал Святое Дело
Лалибела!..
И вот, без гвоздей и древа,
Растворов, цемента, глины
На дне скалистого зева
Создал Он те Монолиты.
http://www.my-works.org/text_10571.html