Применение янтаря обусловлено его свойствами. Сравнительная твёрдость янтаря в сочетании с его пластичностью, делает этот материал уникальным для тонкой резьбы. Прозрачность и богатая гамма цветовых оттенков янтаря издавна привлекали к нему мастеров.
Янтарь широко вошел в быт жителей побережья Балтийского моря в эпоху неолита – в 4 тысячелетии до н.э. Они научились обрабатывать его кремневыми и костяными орудиями – шлифовать, распиливать, сверлить, и создавали различные украшения и амулеты в виде фигурок человека и животных.
Уже в древности янтарь являлся важнейшим объектом обмена, который пользовался популярностью далеко за пределами Балтийского региона. Благодаря археологическим раскопкам и сведениям из письменных источников удалось установить торговые пути, по которым янтарь с Балтийских берегов шёл в страны древних цивилизаций.
Сведения о «золоте севера» содержат античные письменные источники. Так, в «Одиссее» Гомера (YIII в. до н.э.) янтарь упоминается в нескольких песнях, как драгоценный материал для изготовления женских украшений и отделки царских дворцов.
Плиний Старший говорил, что блеск самоцвета должен быть таким, чтобы, смотря на камень, человек видел отражение огня, а не сам огонь.
Особенно высоко ценился янтарь в Древнеримской империи. Из него изготавливали не только украшения, но и предметы обихода: сосуды для вина, флаконы для парфюмерии и др. Во времена правления императора Нерона (середина I в.н.э.) янтарь даже применили для украшения амфитеатра, где проходили гладиаторские бои: его вплели в сети ограждения, усыпали арену и носилки, инкрустировали оружие.
В Китае и Японии отдавали предпочтение красноватым и прозрачным сортам.
Китайцы ещё в V веке выделяли несколько видов янтаря:
- красная смола хвойного дерева — тусклый хрупкий камень с поперечными полосами;
- каменный янтарь — тяжёлый камень, жёлтой окраски;
- водяной янтарь — камень, окрашенный в светлые красные тона или жёлтый камень с бороздками;
- цветочный янтарь — внутренняя структура камня напоминает «конский хвост»
- янтарь «предметов и фигурок» — этот уникальный камень содержит в себе различные объекты;
- чёрный янтарь (гагат) — самый красивый из всех янтарей;
- собственно янтарь («ху-по») — имеет кроваво-красную окраску.
В Древней Руси в X-XIII веках также знали янтарь и ценили украшения из него. Это подтверждают раскопки старинных русских городов: Великого Новгорода, Пскова, Рязани, Смоленска, в которых обнаружены янтарные украшения и мастерские по обработке янтаря.
В начале XIII века Тевтонский Орден завоевал богатую янтарем Восточную Прибалтику. Он объявил своей собственностью запасы янтаря и установил монополию на его добычу и торговлю. За малейший кусок янтаря, скрытый от властей, к жителям побережья применялись пытки и казни вплоть до повешения и колесования.
Первоначальное применение янтаря мы видим в овальных, круглых и многогранных бусах, которые встречаются во всех странах среди женских украшений. Ожерелья и браслеты одинаково прелестно украшали женщин чёрной, жёлтой и белой расы.
После переходного периода, когда янтарь служил только материалом для украшения других вещей — мебели, ящиков и т. п. — художники вновь удостоили его вниманием и стали из него изготовлять самостоятельные художественные предметы.
В средние века в Европе не могли отделаться от недоверия к янтарю из-за непрочности и хрупкости, и мало им пользовались, но Возрождение его оценило, и время расцвета его применения приходится на XVII и XVIII столетия. Применение янтаря с середины XVII века захватывает всё более и более широкую область предметов; за носильными вещами — брошками, булавками, кольцами, серьгами и т. п. — появляются бокалы, вазочки, чаши, стопки, фигурки, барельефы, табакерки, коробочки, набалдашники, трубки, пуговицы, флаконы, чётки, гребёнки, ручки ножей, эфесы шпаг…
Людовику XIII в 1613 г. принадлежали янтарные шахматы с такою же доскою, а в 1687 г. Людовик XIV сделал посланнику сиамского короля ряд роскошных подарков, в том числе несколько выдающихся янтарных вещей: несколько шкафчиков с тончайшими барельефами, большую вазу, оправленную в золото, и два зеркала в широких янтарных рамах, украшенных фигурами, барельефами и орнаментами. Сам французский король владел большой жёлто-красной вазой в форме гондолы, несомой двумя драконами, и большой жёлтой вазой, в виде судна, украшенного детскими фигурками, обвитого цветами и фруктами и увенчанного белыми фигурами Нептуна и морских коней.
В числе редких вещей из янтаря, в Московской Оружейной Палате сохраняется так называемый властелинский посох патриарха Филарета Никитича, принесённый ему в дар в 1632 г. герцогом Курляндским Фридрихом. Последний получил его из Пруссии от Курфюрста Бранденбургского. Там же находятся кубок из янтаря, поднесённый князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 г., подсвечники и другие крупные вещи из янтаря — подарки курфюрстов Бранденбургских. Старые мастера по обработке солнечного камня различают свыше 250 его сортов. По размеру же кусков он делится на три сорта: поделочный (примерно 15% добываемого янтаря идет на ювелирные цели), прессованный и лаковый. Прессованный (амброидный) изготовляется из мелкого янтаря. В отличие от натурального образца газовые включения (пузырьки) имеют здесь не округлую, а удлиненную форму, а граница между прозрачными и замутненными участками - перистую конфигурацию.
В технике янтарь используется в двух видах: как изолятор (не проводит электрический ток) и как продукт для получения янтарного лака.
Когда научились из янтаря выделять янтарное масло, его начали принимать при спазмах и ревматизмах. В Германии использовали янтарные сосуды для переливания крови.
Изумительным произведением янтарных мастеров стала Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села. Янтарная комната была подарена Фридрихом-Вильгельмом I Петру I. Все стены комнаты были облицованы мозаикой из янтаря различных форм, цветов и размеров. Растрелли украсил янтарные панно зеркалами в бело-золотых рамках. Во время Великой Отечественной Войны Янтарная комната была утеряна.
Благодаря своим разнообразным свойствам, янтарь нашёл широкое применение не только в ювелирном деле.