В диалоге «Критий» философа Платона (427-327 гг. до н.э.) говорится, что на остров Атлантида многое ввозилось из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твёрдых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле – самородковый орихалк, извлекавшийся из недр земли в разных местах острова.
Из рассказа Платона нам известно, что ни Солон, ни египетские жрецы сами не видели орихалка, хотя знали, что он «испускал огнистое блистание».
Со слов Крития, вещество это было в ходу в Атлантиде.
"Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твёрдых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту.
Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев в диаметре; этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в плетр цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание.
Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину, три плетра в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же – золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком."
"Порядки относительно властей и должностей с самого начала были установлены следующие. Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова — внутри храма Посейдона. В этом храме они собирались то на пятый, то на шестой год, попеременно отмеривая то четное, то нечетное число, чтобы совещаться об общих заботах, разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-либо нарушения, и творить суд. Перед тем как приступить к суду, они всякий раз приносили друг другу вот какую присягу: в роще при святилище Посейдона на воле разгуливали быки; и вот десять царей, оставшись одни и вознесши богу молитву, чтобы он сам избрал для себя угодную жертву, приступали к ловле, но без применения железа, вооруженные только палками и арканами, а быка, которого удалось изловить, заводили на стелу и закалывали на ее вершине так, чтобы кровь стекала на письмена.
На упомянутой стеле помимо законов было еще и заклятие, призывавшее великие беды на головы тех, кто их нарушит. Принеся жертву по своим уставам и предав сожжению все члены быка, они разводили в чаше вино и бросали в него каждый по сгустку бычьей крови, а все оставшееся клали в огонь и тщательно очищали стелу. После этого, зачерпнув из чаши влагу золотыми фиалами и сотворив над огнем возлияние, они приносили клятву, что будут чинить суд по записанным на стеле законам и карать того, кто уже в чем-либо преступил закон, а сами в будущем по доброй воле никогда не поступят противно написанному и будут отдавать и выполнять лишь такие приказания, которые сообразны с отеческими законами."
Помимо Платона об орихалке пишут другие авторы, например, Гесиод сообщает, что из орихалка был сделан щит Геракла.
В руки он щит пестроблещуший взял, который ни разу
Дальний иль ближний удар не пронзил - восхищение взору.
Весь по кругу эмалию белой и костью слоновой,
Светлым он мерцал янтарем и притом излучался
Златом блестящим, его пробегали полоски лазури.
Был посредине дракон и страх от него несказанный:
Часто взирал он очами, из коих светилося пламя,
Полнилась пасть его от зубов, белевших рядами,
Неумолимых и грозных. Вверху над ужасной главою
Грозная Распря витала, к сраженью мужей побуждая,
Страшная, - разум и мысли она у мужей отнимает,
Кои противу Зевесова сына воздвигли сраженье.
Оных души в землю уже погрузились к Аиду,
Кости же их, лишенные кожи, изгнившей вкруг членов,
Сириус в черной пыли жарким лучом растлевает.
Там Напор и Отпор вблизи изваяны были,
Там и Рокот, и Ужас, и Мужеубийство пылало,
Там и Смятенье, и Распря метались, и лютая Гибель,
Свежею раной смиряя живых, а иных и без раны,
Третьих - уже убиенных - сквозь битву влачила за ноги,
Тканью, багровой от крови людской, укутала плечи,
Грозным взором глядя и криком вопя исступленным.
Были там головы змей, несказанно ужасных и страшных,
Счетом двенадцать, что племя людей на земле устрашают,
Кои против Зевесова сына воздвигли сраженье.
Шло от зубов скрежетанье, во битву когда устремлялся
Амфитриониад, и чудесно сверкало ваянье, -
Словно пятна являлись взиравшим на грозных драконов:
Синими спины казались, и сумрачно пасти чернели.
Там же и вепрей дикое стадо, и львы недалече...
Обод вкруг обтекал Океан, как поток наводненный.
Целостно он охватывал щит премногоискусный.
Лебеди выспреннелетные громко кричали на оном:
Много плавало их по глади, где рыбы сновали, -
Диво для взора и тяжкогремящему Зевсу, по воле
Коего щит Гефест сотворил огромный и крепкий,
Дланями плотно скрепив. Щитом сим Зевсов могучий
Сын премощно сотряс, к колеснице ринувшись конной.
В одном из старинных буддийских текстов говорится:
«Когда Сын Солнца сошел на Землю научить народы, с неба упал Щит, который носил Силу Мира. Посреди щита между тремя отличными пятнами выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца, и он выронил и разбил Щит, ибо созвездие было враждебно. Но сила осталась в обломке середины. Там касался луч Солнца».
Сравните - щит Зевса и щит из буддийских текстов для сына Солнца.
Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером (в его руке, очевидно, ваджра):
Гор, Хор («высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии — бог неба, царственности и солнца. Созвездие Гора греки называли Орионом.
В Тибете существует древняя легенда о камне Чинтамани, якобы привезенном на Землю из созвездия Орион. Указывается даже время – IX век до нашей эры. Крылатый конь Лунгта, способный пересекать Вселенную, принёс шкатулку с четырьмя священными предметами, среди которых был Чинтамани. Принято считать, что он был вырезан из минерала чёрного цвета со сверкающими прожилками и изначально представлял собой многогранник.
Главной характеристикой Чинтамани является его огненная природа, с которой связаны его удивительные свойства: он может светиться, испускать искры и пламя, менять свой вес, издавать треск, предсказывать события, а его обладателю дарить особую силу и выносливость. Санскритское двухсоставное слово "Чинтамани" буквально значит "драгоценный камень мысли". Поэтому можно сказать, что Чинтамани - это огненный кристалл высочайшей духовной мысли.
Гомер сравнивает с ним волосы Афродиты.
Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», сообщает, что священные сосуды в храме Соломона были изготовлены из орихалка.
Интересно, что в другой части света, Японии, в старинных летописях «Такэути Бункэн», можно тоже найти описания некоего мистического камня или металла, даже более подробные, чем у Платона, в них он называется «Хихиироканэ». Там же говорится, что высокоразвитая культура древней японской цивилизации поддерживалась с помощью этого сверхъестественного металла.
Кацутоки Сакаи писал об этом камне, что изредка его можно встретить и в наше время. "Удельный вес его меньше, чем у золота, и в чистом виде он легче, чем железо, в виде сплава твёрже платины: если из такого сплава изготовить меч, то им можно резать и драгоценные камни. Хихиироканэ не только кажется похожим на играющие языки пламени, но если к нему поднести руку, то чувствуется также излучение энергии, будто дует ветер."
Разные летописи и легенды, повествующие о его использовании, приводят описание, похожее на платоновское — «сверкал подобно солнцу».
Согласно аристотелевскому трактату "De mirabilibus auscultationibus", этот сияющий металл получали при плавке меди путем добавления кальмии, особой породы, которую привозили с берегов Чёрного моря. По мнению Плиния Старшего, металл этот вышел из употребления тогда, когда были истощены его копи.
В индийских легендах о Кришне рассказывается о полученном от бога Солнца Сурьи драгоценном Камне Сьямантаке. Его сияние было видно издали, поэтому он воистину был солнцеподобен. Сьямантак приносит счастье и богатство той стране, в которую попадает.
В Азии распространены легенды о коне Гимавата, спускающемся с гор и несущем огненный Камень Чинтамани для спасения человечества.
Коню Гимавата подобен монгольский белый конь Эрдени Мори, также несущий на своем седле драгоценный Камень мудрости, рассеивающий любую тьму.
У тибетцев священный Камень называется Норбу Римпоче. В их сокровенных сказаниях имеются упоминания об испускающем всепроникающие лучи Камне на башне Владыки Шамбалы Ригден Джапо.
Чудесный драгоценный Камень, способный освещать дорогу, имелся у легендарного героя Востока Гесэр Хана. «Чёрным Камнем» владели монгольские духовные владыки, избавляя свой народ от болезней и несчастий.
Из русских народных сказаний известен чудесный Камень Алатырь. Он также называется и «белым опаляющим Камнем» или «Камнем белого света». Алатырь – источник исцеляющих и питающих рек, в нём сокрыта не имеющая предела могучая сила.
В сказаниях Голубиной книги упоминается Камень, который «всем камням отец» и который положен в основание Храма на священной Сионской горе.
Можно вспомнить о ваджре - в древнем индийском эпосе «Махабхарата» оружии богов:
Летательные аппараты и оружие в древней Индии.
Ваджра в санскрите имеет несколько значений: «удар молнии» и «алмаз». В Тибете её называют дордже, в Японии - конгосё, в Китае - дзиньганси, в Монголии - очир.
В мифологии Индии ваджра - мощное оружие бога Индры, которое может убивать без промаха. При этом, как алмаз, она цела и невредима в любых ситуациях: разрушает всё, но на ней не остается ни царапины. Ваджра в различных описаниях сопровождается эпитетами: медная, золотая, железная, прочная, как из камня или скалы.
Заметим, что бог Индра - главный в индуистской мифологии, глава всех богов, бог грома и молнии, «царь вселенной».
В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой — само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также сострадание и искусные средства. Праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик. Соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница».